Содержание и организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)

Яшнова Ольга Николаевна

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2zhur_kontr_i_ots_razv_predm_prostr_sredy.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и организация развивающей предметно-пространственной среды

во 2 младшей группе

«Центр познавательного развития»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Самообучающие или автодидактические игрушки

1.2

Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру

1.3

Лото, домино в картинках

1.4

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии)

1.5

Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании процессов самообслуживания

1.6

Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых в различные отрезки времени

1.7

Наборы иллюстраций с изображением игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и предметов ближайшего окружения в единственном и во множественном числе

1.8

Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий

1.9

Макет проезжей части

1.10

Макет светофора (зеленый и красный сигнал)

1.11

Предметы и игрушки одного типа, различные по назначению, цвету и размеру, форме и размеру

1.12

Матрешки трех-четырехместные

1.13

Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец

1.14

Сборные разборные игрушки

1.15

Пособия на липучках

1.16

Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)

1.17

Наборы разрезных и парных картинок (из двух – шести частей)

1.18

Башенки из уменьшающихся по размеру колец разной формы, чередуемых в определенной последовательности (2-3 цвета)

1.19

Наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками (по 2-6 кубиков)

1.20

Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами формы геометрических фигур

1.21

Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками

1.22

Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 мм)

1.23

Набор: грибочки втулки на стойке (4-6 элементов)

1.24

Различные виды мозаики

1.25

Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов)

1.26

Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами

1.27

Набор для забивания: молоточек с втулочками

1.28

Набор шумовых коробочек

1.29

«Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и др.)

1.30

Клеенчатые полоски различной длины, ширины

1.31

Игры для интеллектуального и сенсорного развития

1.32

Парные картинки (мяч большой, мяч маленький, лопата красная, лопата зеленая, ведерко красное, ведерко зеленое)

1.33

Наглядно-дидактические пособия (серия «Мир в картинках»: инструменты домашнего мастера, водный транспорт, автомобильный транспорт, бытовая техника, посуда, мой дом - Мозаика-Синтез, 2005)

1.34

«Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка) со следующими свойствами:

  • Неопределенные по форме, назначению незнакомые ребенку;
  • Имеющие оптимальный уровень сложности предмета (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;
  • Открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций

1.35

Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры)

1.36

Фланелеграф

1.37

Счетные палочки

1.38

Коробочки с условными символами «Рукотворный мир» и «Природный мир» и соответствующими предметами, объектами в них

1.39

Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины (кувшин, фигурки животных, чашка), дерево (дом, стол, ложка, матрешка)

1.40

Иллюстрации с изображение хозяйственно-бытового труда взрослых дома и в детском саду

1.41

Иллюстрации, изображающие инструменты (ножницы, иголки, пила и т.д.)

1.42

Контурные и цветные изображения предметов

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

В «Центре познавательного развития» НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см

2.2

Предметы и игрушки выполнены из разного материала (дерево, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание

2.3

Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования

2.4

Обеспечен свободный доступ детей к материалам и пособиям

2.5

«Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна)

2.6

Осуществляется сменяемость материала по мере изучения, подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления

2.7

Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу

2.8

Подобраны предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать

2.9

«Центр познавательного развития» частично изолирован от других центров

2.10

Предусмотрены задания различной степени сложности

2.11

Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми

2.12

Имеется в наличии материал на подгруппу детей

«Центр воды и песка»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Набор для экспериментирования с водой:

  • Стол поддон

  • Емкости 2-3 размеров и разной формы

  • Предметы орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки

  • Рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные)

1.2

 Набор для экспериментирования с песком:

  • Стол-песочница

  • Формочки разных форм

  • Емкости разного размера

  • Предметы-орудия – совочки, лопатки, ведерки, игрушки

1.3

  • Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки

1.4

  • Непромокаемые фартуки

1.5

  • Некрупные игрушки для закапывания (кольца, геометрические тела разных размеров)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

 Соответствующая высота размещения оборудования

2.2

 «Центр воды и песка» располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы»

2.3

Оборудование расположено так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны

«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Камни, земля, глина, снег (зимой)

1.2

Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки)

1.3

Стол с клеенкой

1.4

Подносы

1.5

Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей

1.6

Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы

1.7

Формочки для изготовления цветных льдинок

1.8

Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы, макароны)

1.9

Трубочки для задувания, просовывания

1.10

Игрушки со светозвуковым эффектом

1.11

«Волшебный мешочек»

1.12

Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломки и трубочки для выдувания мыльных пузырей

1.13

Маленькие зеркала

1.14

Магниты

1.15

Электрические фонарики

1.16

Бумага, фольга

1.17

Театр теней

1.18

Ведерко с дырочкой на дне

1.19

Паролоновые губки разного размера, цвета, формы

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Лаборатория» размещается подальше от игровых зон

2.2

Деятельность в «Лаборатории» осуществляется под руководством воспитателя

2.3

Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовые – в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми

2.4

«Лаборатория» располагается всегда вблизи источника света

2.5

«Лаборатория» для первой младшей группы содержит материал для проведения опытов без приборов

«Центр природы»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Дидактическая кукла с набором одежды по временам года

1.2

Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу»

1.3

Коллекция камней, ракушек, семян

1.4

Игротека экологических развивающих игр

1.5

Библиотека познавательной природоведческой литературы

1.6

Картины-пейзажи с изображением всех времен года

1.7

Комнатные растения с различными листьями и стеблями: фикус, бегония, аспарагус, бальзамин; цветущие комнатные растения 3-4 вида

1.8

Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды

1.9

Реалистически выполненные игрушки-животные, в том числе озвученные (мычащая корова, петушок и т.п.)

1.10

Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидора, морковь, яблоко)

1.11

Календарь погоды; календарь природы

1.12

Материал для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, тазики для воды пластмассовые ведерки)

1.13

«Зеленый огород» в поддонах на окне (выращивание корма для животных)

1.14

Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов; иллюстрации изображающие условия, необходимые для роста и развития растений и животных, иллюстраций с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав, иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод), иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети, иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных

1.15

Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, мест их обитания), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, мух, комаров, лягушек)

1.16

Растения, характерные для разных времен года (ветки вербы – весной, букеты желтых листьев – осенью и т.д.)

1.17

Серия тематических картин (среднего размера) «Животные и их детеныши» (собака со щенком, кошка с котятами…)

1.18

Серия тематических картин «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, белка, ёж, медведь и пр.)

1.19

Макет-панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью»

1.20

Деревянные брусочки (спилы), различных пород дерева, разных размеров

1.21

Кормушки и корм для птиц

1.22

Дидактические игры природоведческой тематике

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории»

2.2

Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам

2.3

Подобраны растения, не требующие для ухода много времени и сложного оборудования

2.4

Растения размещают по принципу тене- и солнцелюбия

2.5

Пособия обеспечивают максимальной для данного возраста развивающий эффект

2.6

Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызвать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам

2.7

В «Центре природы» имеется стимульный материал для активной поисковой деятельности детей

«Центр конструирования»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Мягкие (паролоновые) крупные модули

1.2

Фигурки для обыгрывания построек: наборы фигурок диких и домашних животных и их детенышей, птиц (для построек «Зоопарк», «Птичий двор»), людей и т.д.

1.3

Схемы-образцы построек различной сложности

1.4

Природный и разнообразный полифункциональный материл: шишки, бруски и т.д.

1.5

Крупные объемные геометрические формы

1.6

Строительный материал из коробок разной величины

1.7

Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили грузовые, легковые (деревянные пластмассовые. Заводные, инерционные, простые), паровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.

1.8

Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки

1.9

Конструкторы разного размера

1.10

Игрушки бытовой тематики

1.11

Машины, светофор

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала

2.2

«Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы можно было использовать постройки в играх

2.3

В коробку с геометрическими фигурами кладутся материалы для обыгрывания

2.4

Крупный строительный материал располагается на стеллажах на низко-подвешенных полках, рядом с ковром; под полками или рядом с ними расставляются машины

2.5

Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации

2.6

Конструкторы размещаются в открытых коробках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре

2.7

В «Центре конструирования» имеется стимульный материал для активной поисковой деятельности детей

«Центр социально-коммуникативного развития»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают)

1.2

Иллюстрации игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость)

1.3

Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей ко взрослым и детей друг к другу

1.4

Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, мальчик играет с машинкой)

1.5

Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада

1.6

Зеркала разной величины и формы

1.7

Кукла-мальчик в рубашке и брюках, кукла-девочка в платье

1.8

Сюжетные картины, изображающие труд врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, продавца и пр.

1.9

Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых

1.10

Фотографии каждого ребенка и его семьи

1.11

Сундучок мастера для мальчиков, «сумочка модницы для девочек»

1.12

Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, изображающие болеющих детей и животных

1.13

Иллюстрации, с изображением взрослых людей разного пола и возраста и их действий, в которых проявляется забота о других (детях, животных, растениях)

1.14

Иллюстрации с изображением детей разного пола и их действий, в которых проявляется доброе отношение детей ко взрослым и друг к другу

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост

2.2

Обеспечение свободного доступа к материалам

«Центр физического развития»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный (длина 30см и диаметр 30см); коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия (180х40 см); горка детская, шнур длинный, мешочки с песком

1.2

Оборудование для прыжков: мини-мат (длина 60см, ширина 60см, высота 7см); куб деревянный малый (ребро 15-30см); обруч плоский, цветной (диаметр 40-50см); палка гимнастическая, длинная (длина 150см, сечение 3см); шнур короткий плетеный (длина 75см)

1.3

 Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10-15см); мяч-шар надувной (диаметр 40см); обруч малый (диаметр 54-60см); шарик пластмассовый (диаметр 4см)

1.4

Оборудование для ползания и лазания: лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103см, ширина 80-85см), лабиринт игровой (трансформер); ящики для влезания складирующиеся один в другой

1.5

Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8см; мяч резиновый (диаметр 20-25см); обруч плоский (диаметр 20-25см); палка гимнастическая короткая; колечко с лентой (диаметр 5 см); кольцо резиновое малое (5-6см); большое(18см)

1.6

Нестандартное физкультурное оборудование

1.7

Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны)

1.8

Гимнастическая скамейка, бревно

1.9

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики погремушки, шишки, шары, палки, ленты

1.10

Сухой бассейн

1.11

Плоскостные дорожки, ребристая доска

1.12

Набивные мешочки для бросания

1.13

Дуги кегли, воротца

1.14

Игрушки-качалки

1.15

Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (для проведения упражнений только под контролем взрослого)

1.16

Мягкие легкие модули, туннели

1.17

Горизонтальная мишень

1.18

Санки

1.19

Наклонная доска

1.20

Трехколесный велосипед

1.21

Горизонтальная мишень, вертикальная мишень

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Наличие свободного пространства для двигательной деятельности

2.2

«Центр физического развития» располагается вдали от зоны малой активности

2.3

Предусмотрена периодическая сменяемость пособий

2.4

Предусмотрен максимальный уровень размещения пособий

2.5

Некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.д.) располагаются на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой имеется устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см) на который можно встать и взять интересующий предмет.

2.6

При выборе окраски физкультурного оборудования предпочтение отдается мягким пастельным тонам; или оно покрывается прозрачным лаком, придающим дереву небольшой оттенок.

«Центр игры»

 

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей

1.2

Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения)

1.3

Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т.д.)

1.4

Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок)

1.5

Дидактическая кукла (ростом 40-50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одеждой ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксесуары (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.)

1.6

Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат и др.)

1.7

Куклы, изображающие представителей разных народов, имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду

1.8

Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.)

1.9

Игрушки-двигатели (каталки разной формы, коляски и тележки, автомобили и пр.)

1.10

Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства

1.11

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.

1.12

Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и др.

1.13

Модули-макеты игрового пространства

1.13.1

* «Кукольный уголок»:

Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т.п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка-младенца (голыши); куклы-животные из пушистых тканей, коляски для кукол.

Спальня (для игровых действий с куклами: кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, подушка, пододеяльник, наволочка, покрывало), люлька-качалка – с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек.

Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик), набор овощей и фруктов (из папье-маше)

Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т.д.

1.13.2

* «Прачечная»: гладильная доска, утюжки

1.13.3

* «Парикмахерская» (для игровых действий с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, расчески, щетки, ножницы, накидки)

1.13.4

* «Магазин»: весы, баночки, бутылочки разных размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей фруктов из пластмассы, картона фанеры, сумочки, корзиночки из разных материалов

1.13.5

* «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусник и т.д.

1.13.6

* «Гараж»: различные машины, набор инструментов, гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг

1.13.7

* «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т.д. (игрушечные)

1.14

Достаточное количество реальных предметов

1.15

Одежда для ряжения (для одевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, ленточки, кофточки, косынки и т.д.

1.16

Стойка, плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, расписанный в народном стиле

1.17

Зеркало (в рост или в полроста ребенка)

1.18

Бижутерия из различных, но не опасных для жизни и здоровья ребенка материалов

1.19

Игрушки-забавы (клюющие курочки, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, танцующая собачка, пингвин, машущий крыльями, скачущая лошадь, медведь-дровосек, скоморохи и пр.)

1.20

Заводные игрушки

1.21

Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Использование приемов одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер и свой гардероб)

2.2

Игрушки-персонажи представляют собой прототипические по облику игрушки, крупные, средние и мелкие по размерам (крупная 35-50 см, средняя от 10 до 30 см, мелкая от 5 до 10 см)

2.3

Соблюдается существенное требование к кукле: возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, её можно взять за руку и «вести» рядом с собой

2.4

«Центр игры» располагается в близи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре

2.5

В «Центре игры» используются разные виды игрушек:

  • Реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили)
  • Прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены духовка, конфорки, вентили с которой нельзя манипулировать)
  • Предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении

2.6

Игрушки-предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т.д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию

2.7

Игрушки-маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т.д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию

2.8

В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных приборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей, строительный материал

2.9

Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям

2.10

Игрушки размещены по тематическому принципу

«Центр театра»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый, ложковый, перчаточный

1.2

Игрушки-забавы

1.3

Маски, шапочки, рисунки-эмблемы, на ободочках

1.4

Ширмы. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений

1.5

Фланелеграф

1.6

Аксессуары сказочных персонажей

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Безопасность пособий и оборудования

2.2

«Центр театра» располагается рядом с «Центром ряженья» и «Центром игры»

2.3

Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и прграмме

2.4

Эстетичность и разнообразие костюмов и атрибутов

«Центр музыки»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Игрушки – музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, бубен, колокольчики, погремушки (10 шт), бубенчики, барабан, рожок, свирель, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, свистульки, кастаньетты, деревянные ложки, шуршащие султанчики, шарманка-балалаечка,  гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1-2 шт), игрушечный рояль и пр.)

1.2

Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки, стучалки, музыкальный волчок

1.3

Игрушки с фиксированной мелодией (электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки)

1.4

Неозвученные музыкальные инструменты

1.5

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов

1.6

Магнитофон

1.7

В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы

1.8

Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях

1.9

Народные игрушки

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пение птиц, шелеста травы, используются во время режимных моментов

2.2

Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования

«Центр книги» или «Центр речевого развития»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов)

1.2

Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения, например: читаем про мишку, к книгам ставим игрушку мишку

1.3

Фланелеграф, картинки на фланелеграфе

1.4

Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей

1.5

Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, птицы

1.6

Сюжетные картинки разнообразной тематики

1.7

Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников

1.8

Портреты писателей и поэтов

1.9

Книжки раскраски

1.10

Книжные иллюстрации с последовательным изображениям сюжета сказки

1.11

Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников

2.2

«Центр книги» размещается около источника естественного света, окна

2.3

Вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение

2.4

«Центр книги» располагается вдали от шума и игровых центров

2.5

Каждая книга представлена в 2-5 экземпляров, т.к. детям свойственна подражательность

2.6

В «Центре книги» размещаются одна-две новые книги, остальные знакомы детям

«Центр изодеятельности» или «Центр художественно-эстетического развития»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Произведения народного искусства: глиняные игрушки (филимоновские, дымковские), деревянные матрешки, игрушки из соломы, предметы быта (расписная посуда, вышитая и украшенная аппликацией одежда)

1.2

Альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства

1.3

Скульптуры малых форм, изображающие животных

1.4

Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, животные, различные предметы и т.д.)

1.5

Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон

1.6

Цветные карандаши (шесть основных цветов), гуашь (шесть основных цветов)

1.7

Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти

1.8

Цветные мелки, восковые мелки: доски для рисования мелом

1.9

Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду (30х30 см), для вытирания рук во время и после лепки

1.10

Фартуки и нарукавники для детей

1.11

Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки

1.12

Емкости для промывания ворса кистей от краски

1.13

Рисунки иллюстрации с изображением знакомых детям предметов, объектов природы и т.д.

 1.14

Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров

1.15

Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее и той теме, которую дети уже освоили

1.16

Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования

1.17

Салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду для осушения кистей после промывания и приклеивания готовых форм

1.18

Готовые формы для выкладывания и наклеивания

1.19

Щетинные кисти для клея, розетки для клея

1.20

Пластины, на которые кладут фигуры для намазывания клеем

1.21

Стена творчества (для рисования)

1.22

Стенка для детских работ со сменной экспозицией (не в раздевальной комнате, а около стены творчества)

1.23

Палочки для нанесения рисунка на глине

1.24

2-3 мольберта

1.25

Грифельная доска

1.26

Линолеумная доска

1.27

Альбомы для раскрашивания

1.28

Заостренные палочки для рисования на песке или снегу

1.29

Книжная графика (иллюстрации к детским книгам)

1.30

Живописные картины (натюрморты, анималистическая живопись)

2

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

2.1

«Центр изодеятельности» располагается вблизи окна

2.2

«Центр изодеятельности» располагается вдали от шума и игровых центров

2.3

Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах

2.4

Наличие в группе множество привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.

Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот пе­риод происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстника­ми и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...

Презентация «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ГНОМИКИ"

Насыщенная предметно- пространственная развивающая и игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника от...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ...

Содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе по образовательной области "Физическое развитие"

Содержание (средства реализации) развивающей предметно-пространственной среды образовательной области "Физическое развитие" в младшей группе...

ПРОЕКТ По оформлению и организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе №1 по теме «Мир космоса»

ЦЕЛЬ Создать условия для систематизации представлений о мире космоса, о профессии космонавта, о вселенной....

ПРОЕКТ По оформлению и организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе №1 по теме «Мир космоса» (младшая группа)

ЦЕЛЬ: Создать условия для систематизации представлений о мире космоса, о профессии космонавта, о вселенной....