Содержание и организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2zhur_kontr_i_ots_razv_predm_prostr_sredy.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и организация развивающей предметно-пространственной среды
во 2 младшей группе
«Центр познавательного развития»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Самообучающие или автодидактические игрушки |
1.2 | Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру |
1.3 | Лото, домино в картинках |
1.4 | Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии) |
1.5 | Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании процессов самообслуживания |
1.6 | Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых в различные отрезки времени |
1.7 | Наборы иллюстраций с изображением игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и предметов ближайшего окружения в единственном и во множественном числе |
1.8 | Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий |
1.9 | Макет проезжей части |
1.10 | Макет светофора (зеленый и красный сигнал) |
1.11 | Предметы и игрушки одного типа, различные по назначению, цвету и размеру, форме и размеру |
1.12 | Матрешки трех-четырехместные |
1.13 | Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец |
1.14 | Сборные разборные игрушки |
1.15 | Пособия на липучках |
1.16 | Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии) |
1.17 | Наборы разрезных и парных картинок (из двух – шести частей) |
1.18 | Башенки из уменьшающихся по размеру колец разной формы, чередуемых в определенной последовательности (2-3 цвета) |
1.19 | Наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками (по 2-6 кубиков) |
1.20 | Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами формы геометрических фигур |
1.21 | Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками |
1.22 | Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 мм) |
1.23 | Набор: грибочки втулки на стойке (4-6 элементов) |
1.24 | Различные виды мозаики |
1.25 | Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов) |
1.26 | Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами |
1.27 | Набор для забивания: молоточек с втулочками |
1.28 | Набор шумовых коробочек |
1.29 | «Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и др.) |
1.30 | Клеенчатые полоски различной длины, ширины |
1.31 | Игры для интеллектуального и сенсорного развития |
1.32 | Парные картинки (мяч большой, мяч маленький, лопата красная, лопата зеленая, ведерко красное, ведерко зеленое) |
1.33 | Наглядно-дидактические пособия (серия «Мир в картинках»: инструменты домашнего мастера, водный транспорт, автомобильный транспорт, бытовая техника, посуда, мой дом - Мозаика-Синтез, 2005) |
1.34 | «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка) со следующими свойствами:
|
1.35 | Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры) |
1.36 | Фланелеграф |
1.37 | Счетные палочки |
1.38 | Коробочки с условными символами «Рукотворный мир» и «Природный мир» и соответствующими предметами, объектами в них |
1.39 | Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины (кувшин, фигурки животных, чашка), дерево (дом, стол, ложка, матрешка) |
1.40 | Иллюстрации с изображение хозяйственно-бытового труда взрослых дома и в детском саду |
1.41 | Иллюстрации, изображающие инструменты (ножницы, иголки, пила и т.д.) |
1.42 | Контурные и цветные изображения предметов |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | В «Центре познавательного развития» НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см |
2.2 | Предметы и игрушки выполнены из разного материала (дерево, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание |
2.3 | Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования |
2.4 | Обеспечен свободный доступ детей к материалам и пособиям |
2.5 | «Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна) |
2.6 | Осуществляется сменяемость материала по мере изучения, подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления |
2.7 | Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу |
2.8 | Подобраны предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать |
2.9 | «Центр познавательного развития» частично изолирован от других центров |
2.10 | Предусмотрены задания различной степени сложности |
2.11 | Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми |
2.12 | Имеется в наличии материал на подгруппу детей |
«Центр воды и песка»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Набор для экспериментирования с водой: |
| |
| |
| |
| |
1.2 | Набор для экспериментирования с песком: |
| |
| |
| |
| |
1.3 |
|
1.4 |
|
1.5 |
|
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Соответствующая высота размещения оборудования |
2.2 | «Центр воды и песка» располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы» |
2.3 | Оборудование расположено так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны |
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Камни, земля, глина, снег (зимой) |
1.2 | Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки) |
1.3 | Стол с клеенкой |
1.4 | Подносы |
1.5 | Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей |
1.6 | Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы |
1.7 | Формочки для изготовления цветных льдинок |
1.8 | Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы, макароны) |
1.9 | Трубочки для задувания, просовывания |
1.10 | Игрушки со светозвуковым эффектом |
1.11 | «Волшебный мешочек» |
1.12 | Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломки и трубочки для выдувания мыльных пузырей |
1.13 | Маленькие зеркала |
1.14 | Магниты |
1.15 | Электрические фонарики |
1.16 | Бумага, фольга |
1.17 | Театр теней |
1.18 | Ведерко с дырочкой на дне |
1.19 | Паролоновые губки разного размера, цвета, формы |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | «Лаборатория» размещается подальше от игровых зон |
2.2 | Деятельность в «Лаборатории» осуществляется под руководством воспитателя |
2.3 | Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовые – в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми |
2.4 | «Лаборатория» располагается всегда вблизи источника света |
2.5 | «Лаборатория» для первой младшей группы содержит материал для проведения опытов без приборов |
«Центр природы»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Дидактическая кукла с набором одежды по временам года |
1.2 | Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу» |
1.3 | Коллекция камней, ракушек, семян |
1.4 | Игротека экологических развивающих игр |
1.5 | Библиотека познавательной природоведческой литературы |
1.6 | Картины-пейзажи с изображением всех времен года |
1.7 | Комнатные растения с различными листьями и стеблями: фикус, бегония, аспарагус, бальзамин; цветущие комнатные растения 3-4 вида |
1.8 | Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды |
1.9 | Реалистически выполненные игрушки-животные, в том числе озвученные (мычащая корова, петушок и т.п.) |
1.10 | Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидора, морковь, яблоко) |
1.11 | Календарь погоды; календарь природы |
1.12 | Материал для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, тазики для воды пластмассовые ведерки) |
1.13 | «Зеленый огород» в поддонах на окне (выращивание корма для животных) |
1.14 | Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов; иллюстрации изображающие условия, необходимые для роста и развития растений и животных, иллюстраций с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав, иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод), иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети, иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных |
1.15 | Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, мест их обитания), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, мух, комаров, лягушек) |
1.16 | Растения, характерные для разных времен года (ветки вербы – весной, букеты желтых листьев – осенью и т.д.) |
1.17 | Серия тематических картин (среднего размера) «Животные и их детеныши» (собака со щенком, кошка с котятами…) |
1.18 | Серия тематических картин «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, белка, ёж, медведь и пр.) |
1.19 | Макет-панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью» |
1.20 | Деревянные брусочки (спилы), различных пород дерева, разных размеров |
1.21 | Кормушки и корм для птиц |
1.22 | Дидактические игры природоведческой тематике |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории» |
2.2 | Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам |
2.3 | Подобраны растения, не требующие для ухода много времени и сложного оборудования |
2.4 | Растения размещают по принципу тене- и солнцелюбия |
2.5 | Пособия обеспечивают максимальной для данного возраста развивающий эффект |
2.6 | Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызвать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам |
2.7 | В «Центре природы» имеется стимульный материал для активной поисковой деятельности детей |
«Центр конструирования»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Мягкие (паролоновые) крупные модули |
1.2 | Фигурки для обыгрывания построек: наборы фигурок диких и домашних животных и их детенышей, птиц (для построек «Зоопарк», «Птичий двор»), людей и т.д. |
1.3 | Схемы-образцы построек различной сложности |
1.4 | Природный и разнообразный полифункциональный материл: шишки, бруски и т.д. |
1.5 | Крупные объемные геометрические формы |
1.6 | Строительный материал из коробок разной величины |
1.7 | Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили грузовые, легковые (деревянные пластмассовые. Заводные, инерционные, простые), паровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д. |
1.8 | Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки |
1.9 | Конструкторы разного размера |
1.10 | Игрушки бытовой тематики |
1.11 | Машины, светофор |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала |
2.2 | «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы можно было использовать постройки в играх |
2.3 | В коробку с геометрическими фигурами кладутся материалы для обыгрывания |
2.4 | Крупный строительный материал располагается на стеллажах на низко-подвешенных полках, рядом с ковром; под полками или рядом с ними расставляются машины |
2.5 | Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации |
2.6 | Конструкторы размещаются в открытых коробках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре |
2.7 | В «Центре конструирования» имеется стимульный материал для активной поисковой деятельности детей |
«Центр социально-коммуникативного развития»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают) |
1.2 | Иллюстрации игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость) |
1.3 | Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей ко взрослым и детей друг к другу |
1.4 | Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, мальчик играет с машинкой) |
1.5 | Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада |
1.6 | Зеркала разной величины и формы |
1.7 | Кукла-мальчик в рубашке и брюках, кукла-девочка в платье |
1.8 | Сюжетные картины, изображающие труд врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, продавца и пр. |
1.9 | Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых |
1.10 | Фотографии каждого ребенка и его семьи |
1.11 | Сундучок мастера для мальчиков, «сумочка модницы для девочек» |
1.12 | Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, изображающие болеющих детей и животных |
1.13 | Иллюстрации, с изображением взрослых людей разного пола и возраста и их действий, в которых проявляется забота о других (детях, животных, растениях) |
1.14 | Иллюстрации с изображением детей разного пола и их действий, в которых проявляется доброе отношение детей ко взрослым и друг к другу |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост |
2.2 | Обеспечение свободного доступа к материалам |
«Центр физического развития»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный (длина 30см и диаметр 30см); коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия (180х40 см); горка детская, шнур длинный, мешочки с песком |
1.2 | Оборудование для прыжков: мини-мат (длина 60см, ширина 60см, высота 7см); куб деревянный малый (ребро 15-30см); обруч плоский, цветной (диаметр 40-50см); палка гимнастическая, длинная (длина 150см, сечение 3см); шнур короткий плетеный (длина 75см) |
1.3 | Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10-15см); мяч-шар надувной (диаметр 40см); обруч малый (диаметр 54-60см); шарик пластмассовый (диаметр 4см) |
1.4 | Оборудование для ползания и лазания: лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103см, ширина 80-85см), лабиринт игровой (трансформер); ящики для влезания складирующиеся один в другой |
1.5 | Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8см; мяч резиновый (диаметр 20-25см); обруч плоский (диаметр 20-25см); палка гимнастическая короткая; колечко с лентой (диаметр 5 см); кольцо резиновое малое (5-6см); большое(18см) |
1.6 | Нестандартное физкультурное оборудование |
1.7 | Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны) |
1.8 | Гимнастическая скамейка, бревно |
1.9 | Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики погремушки, шишки, шары, палки, ленты |
1.10 | Сухой бассейн |
1.11 | Плоскостные дорожки, ребристая доска |
1.12 | Набивные мешочки для бросания |
1.13 | Дуги кегли, воротца |
1.14 | Игрушки-качалки |
1.15 | Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (для проведения упражнений только под контролем взрослого) |
1.16 | Мягкие легкие модули, туннели |
1.17 | Горизонтальная мишень |
1.18 | Санки |
1.19 | Наклонная доска |
1.20 | Трехколесный велосипед |
1.21 | Горизонтальная мишень, вертикальная мишень |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Наличие свободного пространства для двигательной деятельности |
2.2 | «Центр физического развития» располагается вдали от зоны малой активности |
2.3 | Предусмотрена периодическая сменяемость пособий |
2.4 | Предусмотрен максимальный уровень размещения пособий |
2.5 | Некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.д.) располагаются на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой имеется устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см) на который можно встать и взять интересующий предмет. |
2.6 | При выборе окраски физкультурного оборудования предпочтение отдается мягким пастельным тонам; или оно покрывается прозрачным лаком, придающим дереву небольшой оттенок. |
«Центр игры»
| |
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей |
1.2 | Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения) |
1.3 | Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т.д.) |
1.4 | Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок) |
1.5 | Дидактическая кукла (ростом 40-50 см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одеждой ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксесуары (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.) |
1.6 | Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат и др.) |
1.7 | Куклы, изображающие представителей разных народов, имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду |
1.8 | Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.) |
1.9 | Игрушки-двигатели (каталки разной формы, коляски и тележки, автомобили и пр.) |
1.10 | Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства |
1.11 | Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр. |
1.12 | Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и др. |
1.13 | Модули-макеты игрового пространства |
1.13.1 | * «Кукольный уголок»: |
Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т.п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка-младенца (голыши); куклы-животные из пушистых тканей, коляски для кукол. | |
Спальня (для игровых действий с куклами: кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, подушка, пододеяльник, наволочка, покрывало), люлька-качалка – с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек. | |
Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик), набор овощей и фруктов (из папье-маше) | |
Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т.д. | |
1.13.2 | * «Прачечная»: гладильная доска, утюжки |
1.13.3 | * «Парикмахерская» (для игровых действий с куклами): трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, расчески, щетки, ножницы, накидки) |
1.13.4 | * «Магазин»: весы, баночки, бутылочки разных размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей фруктов из пластмассы, картона фанеры, сумочки, корзиночки из разных материалов |
1.13.5 | * «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечные фонендоскоп, градусник и т.д. |
1.13.6 | * «Гараж»: различные машины, набор инструментов, гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг |
1.13.7 | * «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т.д. (игрушечные) |
1.14 | Достаточное количество реальных предметов |
1.15 | Одежда для ряжения (для одевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, ленточки, кофточки, косынки и т.д. |
1.16 | Стойка, плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, расписанный в народном стиле |
1.17 | Зеркало (в рост или в полроста ребенка) |
1.18 | Бижутерия из различных, но не опасных для жизни и здоровья ребенка материалов |
1.19 | Игрушки-забавы (клюющие курочки, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, танцующая собачка, пингвин, машущий крыльями, скачущая лошадь, медведь-дровосек, скоморохи и пр.) |
1.20 | Заводные игрушки |
1.21 | Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.) |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Использование приемов одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер и свой гардероб) |
2.2 | Игрушки-персонажи представляют собой прототипические по облику игрушки, крупные, средние и мелкие по размерам (крупная 35-50 см, средняя от 10 до 30 см, мелкая от 5 до 10 см) |
2.3 | Соблюдается существенное требование к кукле: возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, её можно взять за руку и «вести» рядом с собой |
2.4 | «Центр игры» располагается в близи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре |
2.5 | В «Центре игры» используются разные виды игрушек:
|
2.6 | Игрушки-предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т.д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию |
2.7 | Игрушки-маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т.д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию |
2.8 | В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных приборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей, строительный материал |
2.9 | Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям |
2.10 | Игрушки размещены по тематическому принципу |
«Центр театра»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый, ложковый, перчаточный |
1.2 | Игрушки-забавы |
1.3 | Маски, шапочки, рисунки-эмблемы, на ободочках |
1.4 | Ширмы. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений |
1.5 | Фланелеграф |
1.6 | Аксессуары сказочных персонажей |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Безопасность пособий и оборудования |
2.2 | «Центр театра» располагается рядом с «Центром ряженья» и «Центром игры» |
2.3 | Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и прграмме |
2.4 | Эстетичность и разнообразие костюмов и атрибутов |
«Центр музыки»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Игрушки – музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, бубен, колокольчики, погремушки (10 шт), бубенчики, барабан, рожок, свирель, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, свистульки, кастаньетты, деревянные ложки, шуршащие султанчики, шарманка-балалаечка, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1-2 шт), игрушечный рояль и пр.) |
1.2 | Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки, стучалки, музыкальный волчок |
1.3 | Игрушки с фиксированной мелодией (электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки) |
1.4 | Неозвученные музыкальные инструменты |
1.5 | Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов |
1.6 | Магнитофон |
1.7 | В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы |
1.8 | Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях |
1.9 | Народные игрушки |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пение птиц, шелеста травы, используются во время режимных моментов |
2.2 | Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования |
«Центр книги» или «Центр речевого развития»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов) |
1.2 | Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения, например: читаем про мишку, к книгам ставим игрушку мишку |
1.3 | Фланелеграф, картинки на фланелеграфе |
1.4 | Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей |
1.5 | Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, птицы |
1.6 | Сюжетные картинки разнообразной тематики |
1.7 | Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников |
1.8 | Портреты писателей и поэтов |
1.9 | Книжки раскраски |
1.10 | Книжные иллюстрации с последовательным изображениям сюжета сказки |
1.11 | Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников |
2.2 | «Центр книги» размещается около источника естественного света, окна |
2.3 | Вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение |
2.4 | «Центр книги» располагается вдали от шума и игровых центров |
2.5 | Каждая книга представлена в 2-5 экземпляров, т.к. детям свойственна подражательность |
2.6 | В «Центре книги» размещаются одна-две новые книги, остальные знакомы детям |
«Центр изодеятельности» или «Центр художественно-эстетического развития»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Произведения народного искусства: глиняные игрушки (филимоновские, дымковские), деревянные матрешки, игрушки из соломы, предметы быта (расписная посуда, вышитая и украшенная аппликацией одежда) |
1.2 | Альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства |
1.3 | Скульптуры малых форм, изображающие животных |
1.4 | Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, животные, различные предметы и т.д.) |
1.5 | Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон |
1.6 | Цветные карандаши (шесть основных цветов), гуашь (шесть основных цветов) |
1.7 | Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти |
1.8 | Цветные мелки, восковые мелки: доски для рисования мелом |
1.9 | Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду (30х30 см), для вытирания рук во время и после лепки |
1.10 | Фартуки и нарукавники для детей |
1.11 | Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки |
1.12 | Емкости для промывания ворса кистей от краски |
1.13 | Рисунки иллюстрации с изображением знакомых детям предметов, объектов природы и т.д. |
1.14 | Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров |
1.15 | Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее и той теме, которую дети уже освоили |
1.16 | Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования |
1.17 | Салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду для осушения кистей после промывания и приклеивания готовых форм |
1.18 | Готовые формы для выкладывания и наклеивания |
1.19 | Щетинные кисти для клея, розетки для клея |
1.20 | Пластины, на которые кладут фигуры для намазывания клеем |
1.21 | Стена творчества (для рисования) |
1.22 | Стенка для детских работ со сменной экспозицией (не в раздевальной комнате, а около стены творчества) |
1.23 | Палочки для нанесения рисунка на глине |
1.24 | 2-3 мольберта |
1.25 | Грифельная доска |
1.26 | Линолеумная доска |
1.27 | Альбомы для раскрашивания |
1.28 | Заостренные палочки для рисования на песке или снегу |
1.29 | Книжная графика (иллюстрации к детским книгам) |
1.30 | Живописные картины (натюрморты, анималистическая живопись) |
2 | Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
2.1 | «Центр изодеятельности» располагается вблизи окна |
2.2 | «Центр изодеятельности» располагается вдали от шума и игровых центров |
2.3 | Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах |
2.4 | Наличие в группе множество привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.
Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...
Презентация «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ГНОМИКИ"
Насыщенная предметно- пространственная развивающая и игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника от...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ...
Содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе по образовательной области "Физическое развитие"
Содержание (средства реализации) развивающей предметно-пространственной среды образовательной области "Физическое развитие" в младшей группе...
ПРОЕКТ По оформлению и организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе №1 по теме «Мир космоса»
ЦЕЛЬ Создать условия для систематизации представлений о мире космоса, о профессии космонавта, о вселенной....
ПРОЕКТ По оформлению и организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе №1 по теме «Мир космоса» (младшая группа)
ЦЕЛЬ: Создать условия для систематизации представлений о мире космоса, о профессии космонавта, о вселенной....