Доклад
материал (старшая группа) на тему

Карасик Наталья Андреевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped._sovet.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 12»

городского округа Самара

Доклад

на тему: Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника

Подготовила воспитатель старшей группы № 8

 Карасик Н.А

г. Самара 2016

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, являясь важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. Огромно значение эмоций в познавательной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и родителями, обретении уверенности в себе и своих возможностях, уверенности потребности в успехе. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятными и неприятными. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение-  человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Существуют определенные связи эмоциональных состояний с мышлением. Женевский психолог Клаус Шеррер убеждает, что чувства соотносятся с восприятием и суждением, которые придают им смысл. Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Положительные-  эмоции увеличивают мотивацию, отрицательные – уменьшают. Волевые процессы также связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапа волевого акта:

- на осознания мотива

-принятии решения и развертывании процесса достижений цели

- завершающего выполнением принятого решения.

Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым. Разбалансировка эмоций способствует возникновению расстройств и психических заболеваний, проводящих к отклонению в развитии личности ребенка, нарушению социальных контактов. Вот почему, подчеркивая роль эмоционального развития в дошкольном возрасте, мы говорим о психологическом и физическом здоровье детей и видим в этом большую социальную проблему, требующую незамедлительных решений. К наиболее распространенным патологиям эмоций у детей относятся депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория. Очень часто даже у маленьких детей наблюдается эмоциональная неадекватность. Важную проблему представляют собой невротические состояния, детские неврозы, депривация, гиперреактивность.

Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны с плохим самочувствием, усталостью, конкретной ситуация, (отобрали игрушку, обидели). Разрешается ситуация, появляется здоровье, все проходит. Эти дети входят в группу риска. При частых проявлениях неврологических состояний у них развивается невроз.

Невроз- достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности и деятельности ребенка, сопровождающееся чувством неуверенности, тревожность, проблемами в сфере общения. У невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболеваний (головная боль, тошнота). При правильном воздействии взрослых невроз может быть преодолён полностью. Нарушения отдельных психических функций(общение,) могут быть следствием различных деприваций.

Депривация- систематическое угнетение жизненно важных потребностей человека или неполное, частичное их удовлетворение. Депривация может возникать на фоне сенсорного недоразвития, когда ребенок мало видел, слышал и еще меньше чувствовал мир вокруг себя. Данные отставания в познании вызывают отсутствие интереса к окружающему, сниженную активность, вялость, апатичность. Депривация может быть следствием отсутствия тепла, ласки, любви, эмоциональной поддержки и физического контакта с малышом. Без правильных эмоциональных проявлений дети еще долго остаются инфантильными, неуправляемыми. И наконец социальная депривация обнаруживается в неумении ребенка руководствоваться приятными в обществе нормами и правилами, что является следствием отсутствия этих норм в систематическом поведении взрослых. Таким детям трудно принять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей.

Гиперреактивность с нарушением внимания носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения рук. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что –либо делать совместно с другими. Чаще всего такие дети являются орудием в руках взрослых с асоциальной направленностью.

Эти нарушения эмоционального благополучия и психического здоровья детей являются сегодня острейшими детскими проблемами. Приходится признать, что чаще всего приобретаются эти проблемы в довольно раннем возрасте в семье. Их корни надо искать в незначительных на первый взгляд семейных ситуациях и ошибках родителей, которые оказываются в итоге источником психической травмы ребенка.

Причина разрушение эмоциональных связей в семье

«Все счастливые люди семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему» - примерно так говорил о семейных взаимоотношений Л. Н. Толстой.

- нет взаимопонимания между членами семьи, имеет место излишняя автономия, закрытость членов семьи, нет эмоциональной теплоты в отношениях;

Дисгармоничные семьи отличаются неадекватным отношением к ребенку, ведущим к разрушению эмоциональных связей:

- мать бессознательно воспитывает ребенка как «заместитель мужа», ограничивает его контакты с другими детьми, вмешивается в его личную жизнь;

- мать стремится удержать ребенка при себе, слиться с ним эмоционально, ограничить его самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущим, что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения;

- мать нарочито лишает ребенка своей любви в излишнем воспитательном порыве, говорит ему «Мама тебя больше не любит», таким образом обеспечивает его индивидуальность;

- мать излишне контролирует ребенка, вызывая у него чувство вины, при каждом удобном случае сообщает ребенку, что он неблагодарный. Его развитие сопровождается страхом, что разрушает эмоциональные связи в семье.

Разрушение эмоциональных связей в семье возникает при противоречивости различных ролей, выполняемых одним и тем же индивидом.  Возникновение патологизирующих   ролей связано с нарушением взаимоотношений семьи и ее социального окружения. Кроме того, в формировании патологизирующих семейных ролей участвуют и такие явления, как неудовлетворённость эмоциональными   связями в семейной системе, потребности, удовлетворение которых в условиях данной семейной системы приводит к нарушению нравственных представлений. Большое значение в разрушении эмоциональных связей между детьми и родителями имеет депривация в семье по психологическим причинам. Неспособность установить с ребенком эмоциональную связь имеет причину в незрелости чувств и характера матери, в ее неуравновешенности. Это бывает у тех родителей, которые в детстве по разным причинам не смогли восстановить разрушенные эмоциональные связи, у тех, кто в детстве сам подвергался депривации. Такие родители бывают инфантильными, сосредоточенными на своих личных проблемах, на проблемах взаимоотношений в супружеской семейной подсистеме (муж- жена). Такие родители испытывают не достаток любви, затрудняются поддерживать позитивные эмоциональные контакты в семье и с ребенком, и с другим супругом. Затем у таких матерей, одиноких или воспитывающих детей в полной семье, недостаёт теплоты и нежности при общении с ребенком, а нередко и основного понимания его потребностей. Подобные свойства характера препятствуют и эмоциональной взаимосвязи родителей, так что семья не бывает эмоционального сплоченной.

Некоторые эмоционально незрелые матери, не имеющие естественной любви к своему ребенку или хотя бы симпатии, могу заниматься его интеллектуальным развитием по причине тщеславия, а также высокого значения детей дошкольного возраста в современном обществе. Общение с ребенком у таких матерей-  всего лишь средство сохранить эмоциональное контакты с другими людьми, заслужить их восхищение и уважение. Эмоциональные связи с собственным ребенком прерываются на людях мама может быть ласковой и заботливой, в семье- отчужденной и раздражительности. Дети достаточно хорошо развиты в интеллектуальной сфере, у них хорошая память, они не по годам много знают, серьезны и рассудительны, свою «взрослость» охотно демонстрируют любому человеку в надежде вернуть теплоту эмоциональной связи с матерью. Краткосрочное прерывание эмоциональной связи с матерью (или с родителями) ведет к возникновению отчужденности или излишней зависимости ребенка от матери. Если мать осознает, что надо преодолеть отчуждение и терпеливо выдержать излишнюю зависимость ребенка от матери, то у ребенка сохраняется стабильность в аффективном развитии, он способен сохранять эмоциональное равновесие и контролировать свои аффекты, то есть способен стать душевно здоровым человеком. Если же нет, то у ребенка, получившего в раннем детстве разрыв эмоциональной связи или с матерью, или родительскими фигурами, формируются черты, провоцирующие развитие личности по невротическому типу, а именно:

- эмоциональная чувствительность. Дети могут заплакать от жалости к себе или к кому- либо, они излишне чувствительны ко всяким эмоциональным всплескам и проблемам, будь то твердое, последовательное отношение взрослых, разлука с родителями или же потерявшаяся игрушка.

- впечатлительность, способствующая запоминанию неприятных ситуаций общения и взаимодействия с другими детьми. Ребенок долго помнит страх, обиду, оскорбления, насмешки, ему труднее, чем другим, душевно здоровым детям, жить в настоящем.

- незащищенность в отношениях со сверстниками. Ребенок не может дать сдачу обидчику, слезами и замкнутостью реагирует на воздействия других детей. Сочетание обозначенных черт характера создает трудности в установлении контактов со сверстниками и не позволяет ребенку активно включаться в разнообразные виды детской деятельности. Ребенок не может вести себя гибко и по ситуации, в соответствии с возникающими обстоятельствами, не может выразить себя, свои чувства и переживания, сразу начинать какое – либо дело или переключаться с одного занятия на другое.

Дети, испытавшие опыт разрушения эмоциональных связей, становятся скованными, излишне серьезными, воспринимают многое слишком буквально, с трудом понимают шутки, юмор, постепенно теряют непосредственность в выражении чувств и конечно же нуждаются в коррекции, в восстановлении эмоциональных связей в детско- родительских отношениях.

Уважаемые взрослые! Только вы отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие, за ваше будущее - ваших детей. Не позволяйте другим людям и обстоятельствам определять, быть или не быть вам и вашим детям здоровыми и счастливыми! Достигайте такой степени эмоционального благополучия,   которая позволит вам полноценно прожить каждый день вашей жизни и достойно воспитать вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...