Требования к речи воспитателя детского сада.
материал по теме

О речи воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_rechi_vospitatelya_detskogo_sada.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к речи    воспитателя    детского сада.

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения  культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Решая данную задачу, воспитателю необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Обладая развитой речью, ребенок, будет более  готов к школе. Легче будут восприниматься  знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

Доступность вопроса зависит также и от его формулировки.

Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным.

Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Поэтому вопросы задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование воспитателя детского сада в соответсвии с требованиями ФГОС ДО

В статье представлен план-схема написания календарного плана воспитателя ДОУ в соответсвии с требованиями ФГОС....

Аналитическая справка по теме: «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

В справке представлены требования к речи воспитателя и анализ соответствия речи воспитателей требованиям, а также даны рекомендации воспитателям по данной теме....

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные ...

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Требования к речи персонала детского сада

Консультация - памятка для педагогов детского сада....