«Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»
материал
Ребенок не может жить без смеха.
Если вы не научили его смеяться,
радостно удивляясь,
сочувствуя, желая добра,
если вы не сумели вызвать у него
мудрую и добрую улыбку,
он будет смеяться злобно,
смех его будет насмешкой.
В.А. Сухомлинский.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Воспитательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Воспитательных технологий существует великое множество, я хочу напомнить некоторые из них:
- технология организации и проведения группового воспитательного дела (Надежды Егоровны Щурковой);
- технология педагогической поддержки;
- гуманно-личностная технология (Ш. А. Амонашвили);
- технология личностно развивающего диалога;
- технология гуманного коллективного воспитания (В. А. Сухомлинского);
- технология коллективного творческого воспитания (Игоря Петровича Иванова);
- здоровье сберегательные;
- ИКТ-технологии;
- технологии проведения дискуссий;
- технология проектной деятельности;
- технология индивидуального рефлексивного воспитания и другие.
- шоу-технологии; и т.д.
Рассмотрим несколько из них:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_spetsialnoe.docx | 26.65 КБ |
munitsipalnoe_byudzhetnoe_spetsialnoekorrektsionnoe.pptx | 312.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное(коррекционное)
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное
учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
Выступление на педагогическом совете
«Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»
Подготовила: Антохина Ольга Владимировна,
воспитатель 2 класса
Троицк 2016г.
(слайд 2)
Ребенок не может жить без смеха.
Если вы не научили его смеяться,
радостно удивляясь,
сочувствуя, желая добра,
если вы не сумели вызвать у него
мудрую и добрую улыбку,
он будет смеяться злобно,
смех его будет насмешкой.
В.А. Сухомлинский.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Воспитательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
(слайд 3)
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Воспитательных технологий существует великое множество, я хочу напомнить некоторые из них:
- технология организации и проведения группового воспитательного дела (Надежды Егоровны Щурковой);
- технология педагогической поддержки;
- гуманно-личностная технология (Ш. А. Амонашвили);
- технология личностно развивающего диалога;
- технология гуманного коллективного воспитания (В. А. Сухомлинского);
- технология коллективного творческого воспитания (Игоря Петровича Иванова);
- здоровье сберегательные;
- ИКТ-технологии;
- технологии проведения дискуссий;
- технология проектной деятельности;
- технология индивидуального рефлексивного воспитания и другие.
- шоу-технологии; и т.д.
Рассмотрим несколько из них:
(слайд 4)
Технология педагогической поддержки
Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.
(слайд 5)
Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
(слайд 6)
Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель.
Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.
«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».
А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
(слайд 7)
О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
- Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
- Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
- Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
- Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
- Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
- Доверяя — не проверяй!
- Признавай право на ошибку и не суди за нее.
- Умей признать свою ошибку.
- Защищая ребенка, учи его защищаться.
В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.
(слайд 8)
Гуманно-личностная технология
Гуманно-личностная технология разработана под руководством известного ученого – практика Амонашвили Шалва Александровича– академика Российской Академии Образования.
(слайд 9)
Основные целевые ориентации технологии:
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
- Облагораживание души и сердца ребёнка.
- Развитие и становление познавательных сил ребёнка.
- Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
- Идеал воспитания – самовоспитание.
Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей, которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще.
Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. С детьми ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле.
(слайд 10)
Технология гуманного коллективного воспитания
Василия Александровича Сухомлинского.
Чтобы стать настоящим воспитателем детей,
надо отдать им свое сердце".
В.А. Сухомлинский.
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива, состоящая из педагога и учащихся. Реализация данной технологии осуществляется за счет организационных форм по следующим направлениям - учеба, труд, игра, досуг, нравственное воспитание и являются, по мнению автора, основополагающими в воспитательном процессе.
(слайд 11)
Цель использования технологии:
- способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
(слайд 12)
Технология коллективного творческого воспитания
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- Формирование и развитие коллектива;
- Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Реализация коммуникационных потребностей детей.
(слайд 13)
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
- (слайд 14)
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
(слайд 15)
Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
(слайд 16)
Художественные КТД.
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
(слайд 17)
Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
(слайд 18)
Общественно-политические КТД.
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
(слайд 19)
Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.
(слайд 20)
Современные образовательные технологии способствуют формированию познавательной активности школьников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективность образования в целом.
(слайд 21)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой. В.А . Сухомлинский
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Технология педагогической поддержки Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана .
Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: любовь к ребенку, безусловное принятие его личности; уважение достоинства и доверие, вера в миссию к аждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений ; ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы; поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах; собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Цель и принципы воспитания : О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель . Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. « Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов . Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила . Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей . Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка . Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. Доверяя — не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за нее. Умей признать свою ошибку. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Гуманно-личностная технология Гуманно-личностная технология разработана под руководством известного ученого – практика Амонашвили Шалва Александровича– академика Российской Академии Образования.
Основные целевые ориентации технологии: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребёнка. Развитие и становление познавательных сил ребёнка. Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений. Идеал воспитания – самовоспитание.
Технология гуманного коллективного воспитания Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце". В.А. Сухомлинский.
Цель использования технологии : способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
Технология коллективного творческого воспитания Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются: Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы ) эмоционально-волевая ( чувства, стремления, интересы, потребности ) действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Виды коллективных дел: Трудовые КТД Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
Художественные КТД. Цель : развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
Спортивные КТД. Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
Общественно-политические КТД. Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Современные образовательные технологии способствуют формированию познавательной активности школьников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективность образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...
Педагогические методы М. Монтессори в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умст...
Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Диагностика и коррекция детей с ОВЗ...
Дифференцированный подход как основа организации оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Аннотация: Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей дошкольного возраста обусловлена тревожной тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, сни...
Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Современные педагогические технологии применяемые в работе ...
Современные технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ...