Жорж Бизе
методическая разработка по теме

Швецова Яна Владимировна

Доклад не тему Жорж Бизе " Кармен"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жорж Бизе95.37 КБ

Предварительный просмотр:

Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.

Уже во время учёбы в консерватории (1848—1857), Бизе пробует себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладевает композиторской техникой и исполнительским мастерством.

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию. В том же году Бизе представляет на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получает Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.

После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил.

Жорж Бизе начал работать над разговорной оперой «Кармен» в 1874 годуПремьера «Кармен» состоялась во Франции в Париже в театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты соревновались в хлесткости критических отзывов об опере «Кармен»:

  • В повести, действительно, гибель Кармен есть лишь справедливое возмездие за все те преступления, на которые она наталкивает Хозе, это месть за всех тех, кого она заставила убить; здесь же (в опере), наоборот, Кармен никогда не была виновницей чьего бы то ни было убийства. Единственная её вина — в том, что она совратила с прямого пути склонного к любовным авантюрам солдата, и она является почти невинной жертвой, в то время как истинный преступник — её убийца.
  • Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни[1].

Именно такие рецензии создали «Кармен» огромную популярность. Только на сцене парижской Комической оперы и только в премьерный сезон прошло не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее, «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков и была возобновлена лишь в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро (Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, а также добавил несколько балетных сцен, использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе). В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовало триумфальное шествие оперы «Кармен» по городам ЕвропыРоссии и Америки. В 1880 году русский композитор Пётр Ильич Чайковский писал:

Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…

Опера «Кармен» и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений[2].

В 1967 году Родионом Щедриным с использованием музыкального материала оперы была написана «Кармен-сюита».

Хабанéра — популярное название арии L'amour est un oiseau rebelle (Любовь — мятежная птица) из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Это вступительная ария главного героя, исполняется меццо-сопрано или сопрано, в пятой сцене первого акта. Вокальный диапазон от D4 до F5 с тесситурой от D4 до D5.

Партитура этой арии была заимствована из хабанеры El Arreglito, которую написал испанский композитор Себастьян Ирадьер. Бизе считал, что это народная композиция, но когда ему стало известно, что это музыка написанная композитором, который умер всего лишь десять лет назад, он добавил примечание к вокальной партии Кармен, где и указал источник.[1]

Французское либретто к этой опере было написано Анри Мильяком и Людовиком Галеви. Оно основано на нисходящей хроматической гамме с последующимивариациями той же самой фразы сначала в миноре, а затем в мажорном ключе, соответствуя превратностям любви происходящим в тексте.


Трагическая любовь Хозе и Кармен стала сюжетом оперы «Кармен». Почему опера, которая потерпела провал, все – таки нашла путь к миллионам человеческих сердец? Какие образы раскрыты в этой опере? Гениальный мелодист Петр Чайковский назвал оперу «Кармен» «Душистым музыкальным цветком удивительной красоты»!

 Как и в любой опере сольные номера являются характеристиками главных героев. Т.е. слушая арии, ариетты, ариозо мы сразу распознаем чувства, намерения, а иногда даже судьбу главного героя ... Главную героиню оперы Бизе цыганку Кармен характеризует не ария или ариозо, а хабанера. Хабанера - народный танец- песня, возникшая на Кубе, а позднее получившая известность в Испании. Лейтмотив – музыкальная тема, связанная с определенным образом, идеей, явлением, которые неоднократно повторяются в опере, балете, симфонии , характеризуя определенное действующее лицо, явление , состояние. Поскольку события оперы происходят именно в Испании, то музыкальная характеристика Кармен связана с песнями и танцами испанского и цыганского народов (хабанера, сегидилья, цыганский танец), отличающиеся жгучим темпераментом. Послушаем хабанеру Кармен! И Выясним, как эта музыка характеризует главную героиню.  

Темпераментная музыка Хабанеры передает соблазнительную красоту цыганки, ее гордый нрав, раскрывает способность к сильным и страстным чувствам. Кармен поет о любви, свободной, как птица, о любви, которая подчиняет мир. Красавица - цыганка Кармен стала в опере символом женской красоты и  свободолюбия. В ее капризной мелодии и чарующем ритме чувствуется грация и властная сила прекрасной цыганки. Хабанера звучит как вызов Хосе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь ... Хосе - другой герой оперы «Кармен». Но чтобы иметь представление и о Хосе, и о Эскамильо давайте познакомимся с сюжетом оперы. Сержант Хосе, которого в селе ждет невеста Микаэла, влюбился в цыганку Кармен. Ради этой любви он бросает службу, невесту, становится контрабандистом, и, в конце концов, убивает Кармен влюбленную в тореадора Эскамильо. 

 Сведения об опере «Кармен», творчество Ж. Бизе Более двух лет французский композитор XIX века Жорж Бизе создавал свою оперу «Кармен» по новелле писателя Проспера Мериме. Из-под пера Жоржа Бизе рождалась лирическая и одновременно трагическая музыка оперы, полная жизни и света. Премьера оперы «Кармен» состоялась весной 1875 и ... завершилась провалом. Ж. Бизе,  испытав потрясение от провала своей любимой оперы, не потерял  мужества и уже начал задумываться о предстоящих произведениях, но внезапная болезнь сломила его. Через 3 месяца после премьеры «Кармен» композитор умер в пригороде Парижа на 38 - м году жизни. Но уже со следующего после премьеры 1876 года, начинается триумфальное шествие оперы «Кармен» по сценам оперных театров. И сегодня миллионы людей во всем мире посещают театры, чтоб насладиться непревзойденными мелодиями оперы «Кармен». Жорж Бизе родился в 1838 году близ Парижа в семье музыкантов. В четыре года мальчик уже знал ноты, а в десять - учился в Парижской консерватории. Когда Жоржу исполнилось 19 лет, он был удостоен Большой Римской премии за достижения в исполнительстве и композиции.  Но в конце концов юноша отказался от карьеры пианиста в пользу написания музыки. За свою короткую 37-летнюю жизнь Бизе написал немало произведений (8 законченных опер, 15 незавершенных замыслов, блестящие образцы симфонической музыки). Любимый жанр в творчестве Жоржа Бизе - оперы. Среди шести опер композитора «Кармен» является вершиной. Более того, «Кармен» - признанная вершина реалистической оперы всего XIX века, благодаря уникальной достоверности образов, силе и яркости музыкально - сценической выразительности.

   В истории музыки немало курьёзов, и один из них - провал "Кармен" в день первого же её представления. 
        Газетные рецензии того времени порою доходили до абсурда - как в оценке  литературного первоисточника оперы, так и в оценке  музыки Бизе. Сегодня кажется невероятным то, что могли прочитать парижане вскоре после премьеры. Вот два образца до дикости нелепой критики в адрес оперы и её творца:
            
             "В повести, действительно, гибель Кармен есть лишь справедливое возмездие  за все те  преступления, на которые она  наталкивает Хозе, это месть за всех тех, кого она заставила  убить; здесь же  (в опере), наоборот, Кармен никогда не была виновницей чьего бы то ни было убийства. Единственная её вина - в том, что она совратила с прямого пути склонного к  любовным авантюрам солдата, и она является почти невинной жертвой, в то время как истиный преступник - её убийца."
                           "Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к  тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни".  
          
А  между тем, в сезон премьеры и в следующий прошло не менее пятидесяти(!) представлений "Кармен" на сцене парижской Комической оперы, а  в ближайшие годы - она обошла оперные сцены крупнейших европейских и американских городов со всё возрастающим успехом. И скоро по степени популярности и всеобщего, мирового признания оперу Бизе можно было сопоставить лишь с очень ограниченным числом опер.
         П. И. Чайковский был одним из первых, кто проницательно предвидел блестящую судьбу оперы "Кармен". Еще в 1880 году он писал: "
Я убеждён, что лет через  десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире." 
         В 1904 году в Париже прошло тысячное  представление "Кармен", после которого композитор Габриель Форе написал: ...
"Необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, красочности, искреннего чувства и очарования, не покорила публику с первого же её появления; как могли не взволновать эту  публику её драматизм, её патетика и огромная сила страсти?!"


           Севилья - город на юге Испании, крупнейший город Андалузии, воспетой перьями многих поэтов и писателей, в том числе Проспера Мериме, который поселил здесь героиню своей новеллы Кармен. Действие оперы Жоржа Бизе по мотивам этой новеллы также происходит в Севилье.
          В наше время город не потерял своего значения ни в промышленном, ни в эстетическом смысле. Красивейшие дворцы, парки, фонтаны не затмевают  романтического духа, витающего здесь.
          Герои вымышленные, мифические стали частью истории этого края. Вот, например, квартал Санта Крус - поселение, расположившееся у стен грандиозного замка Алькасара. На одной из площадей  - место, где стриг своих клиентов Фигаро. Да, да, именно на этой площади родился  Севильский  цирюльник  Россини.
           Наиболее представительная из гражданских построек 18 века  - арена для боя быков (цирк). Она была построена в 1765 году и вмещает 13934 зрителя. Судя по рассказу Проспера Мериме, озвученному Жоржем Бизе, здесь выступал блистательный Эскамильо - возлюбленный  прекрасной цыганки. А рядом  находится строение, в котором располагалась табачная фабрика - место, где Кармен работала. На площади, где происходили значительные события её жизни и смерть - она застыла навеки в скромной статуе.
           Жизнь здесь попрежнему бьёт ключом. Толпы туристов со всего мира, праздничные корриды, при проведении которых  на трибунах старого цирка не хватает мест, студенты, спешащие на занятия в университет, один из корпусов которого - бывшая табачная фабрика.

 

В честь главной героини оперы назван астероид (558) Кармен , открытый в 1905 году.

История создания

Жорж Бизе / Georges Bizet

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты; крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере — воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость — эти черты Кармен новеллы Мериме в опере были устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. И, наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо, драматизм их судеб. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.

Музыка

М. Врубель. «Гадалка». 1895 г.

«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен.

Начало первого акта безмятежно и ясно. Богаты движением и красками вступительные народные сцены: хор солдат, задорный марш мальчишек. Хор девушек, работниц фабрики, подготовляет выход Кармен. Ее хабанера «У любви, как у пташки, крылья» близка горделивым испанским песням-танцам. Дуэт Микаэлы и Хозе «Я помню день в горах» выдержан в идиллических тонах. Песня о грозном муже, сегидилья и дуэт Кармен и Хозе создают многогранный образ вольнолюбивой цыганки.

Второму акту, как и всем последующим, предшествует колоритный симфонический антракт. Цыганская пляска, открывающая акт, полна зажигательного веселья. Энергичный, мужественный марш Эскамильо «Тост, друзья, я ваш принимаю» (его музыка впервые прозвучала в увертюре) обрисовывает отважного героя корриды. Квинтет контрабандистов (с участием Кармен) «Если нам нужно обмануть» выдержан в легком, подвижном характере. Дуэт Кармен и Хозе — важнейшая сцена оперы, столкновение двух человеческих воль, характеров, воззрений на жизнь и любовь. Воплощением жизненных идеалов героев является «ария о цветке» Хозе («Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила») и песня Кармен, ее гимн свободе «Туда, туда, в родные горы». Если в характеристике Хозе господствует стихия песни-романса, подчеркивающая его душевную мягкость, то непокорный дух Кармен раскрывается в темпераментных ритмах и напевах испанских народных песен. Акт завершается мелодией свободолюбивой песни Кармен, звучащей у хора.

Симфонический антракт к третьему акту рисует поэтическую картину природы — покой и тишину дремлющих гор. Сумрачно-настороженный секстет с хором-маршем контрабандистов «Смелее, смелее в путь, друзья, идите!» — и другой хор — оживленно-бодрого характера «Не страшен нам солдат таможни» обрисовывают мир, в котором живут Кармен и Хозе. Центральный эпизод третьего акта — сцена гадания (терцет); веселое щебетанье Фраскиты и Мерседес оттеняет скорбное раздумье Кармен, предстающей здесь в необычном, трагическом облике. Лирическая ария Микаэлы «Напрасно себя уверяю» приобретает решительный характер. Встреча Хозе с Эскамильо создает драматическое нарастание и подготовляет кульминацию третьего акта (разрыв Кармен с Хозе). Финал акта передает зловещую настороженность и напряженность обстановки, предвещая неминуемую развязку.

Симфонический антракт к четвертому акту, выдержанный в характере испанского народного танца «поло», — один из замечательных примеров проникновения Бизе в дух народной музыки. Акт распадается на две половины: картинам яркого, блещущего красками народного праздника противостоит личная драма героев; жизненные контрасты предельно обнажены. Действие открывается оживленной народной сценой, напоминающей своим ярким и солнечным колоритом начало оперы. Торжественно-героический марш и хор сопровождают триумфальное шествие Эскамильо. Широко и свободно льется полная горячего чувства мелодия дуэта Эскамильо и Кармен «Если любишь, Кармен». Во второй половине акта, в особенности в дуэте Хозе и Кармен драматическое напряжение быстро нарастает. На протяжении всей сцены усиливается контраст народного ликования и личной драмы, Четырежды вторгающиеся праздничные возгласы толпы обостряют поединок героев, приводящий к трагической развязке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект “Киемнәр дә безне бизиләр”

УМК проектларының  бар төр эшчәнлеккә үтеп керүе бик отышлы. Чөнки темаларны һәр өлкәдә дә җиңел кулланырга, ныгытырга, үстерергә мөмкин....

Агачны яфрак бизәсә, кешене хезмәт бизи.

Конспект занятия по трудовой деятельности...

Бизи-борд

Развивающая игра для детей бизи-борд...

Бизи-куб "Говорушка" - моя педагогическая находка.

Кубик... такой простой предмет, который встречался в жизни каждого из вас. И какие бы гаджеты не держал в руках ребенок, кубик остается кубиком. Меня, как воспитателя, заинтересовал вопрос, а могут ли...

Конспект образовательной ситуации «Поможем Незнайке научиться говорить правильно» (с использованием метода «Бизи-куб)

Задачи:Образовательные: активизировать речь дошкольников, учить образовывать имена прилагательные, опираясь на тактильные ощущения; актуализировать знания о животных и их детенышах, упражнять в употре...

Дидактическая игра "Бизи-чемоданчик. Транспорт"

Дидактическая игра «Бизи-чемоданчик. Транспорт».Дети в дидактической игре «Бизи-чемоданчик. Транспорт» развивали наглядно-образное и формировали словесно-логическое мышления, у...