Развитие мелкой моторики старших дошкольников
статья (старшая группа) по теме
Освоение технологии вязания крючком. Кружок "Петелька за петелькой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 99.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики через вязание крючком
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки.
И чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок
познает радость умственного, творческого труда, тем больше уверенности в том, что из него вырастет умелец, которому будет чужда лень и скука».
В.А. Сухомлинский
В процессе подготовки ребенка к школе мы стараемся обучить его чтению, письму и счету, неоправданно забывая о развитии мелкой моторики. А ведь эти занятия очень полезны для того, чтобы малыш легче овладевал нужными знаниями. Ребенок, у которого развита мелкая моторика рук, пишет правильнее и увереннее, он умеет концентрировать внимание и способен запоминать больший объем информации. Развитие мелкой моторики – это показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если у дошкольника хорошо развита мелкая моторика, то он умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, мышление, восприятие, связная речь. Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5 – 7 лет не теряет своей актуальности. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Именно к 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Ускорить развитие мелкой моторики можно разными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.; массаж кистей и пальцев; лепка. Но я хочу остановиться на освоении технологии старшими дошкольниками вязания цепочки крючком.
Вязание крючком – один из примеров, с помощью которого можно тоже ускорить развитие мелкой моторики. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Современное вязание крючком – очень увлекательное и интересное занятие. Польза вязания уже давно научно доказана. Движения пальцев стимулируют кору головного мозга, следовательно, у человека хорошо развиваются память, внимание, логическое мышление.
Вязание – это отличный способ самовыражения. Такое увлечение всегда приносит людям много позитива и большую радость. Процесс вязания не только снимает напряжение и успокаивает, он развивает мелкую моторику и координацию движений руки, именно он станет важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для формирования положительных качеств личности, необходимых ребёнку в его дальнейшем обучении в школе.
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребёнка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить, её поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий. Но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.
Меня всегда привлекало рукоделие, стремление выполнить интересную поделку, творческую работу самой и научить этому моих воспитанников. В нашем детском саду я организовала работу кружка «Петелька за петелькой», программа которого направлена на ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком цепочки из воздушных петель и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.
Обучения дошкольников вязанию крючком проходят по следующим этапам:
Первый этап. Два-три занятия отводятся знакомству детей с вязаными изделиями, материалами, инструментами, правилами техники безопасности и организацией рабочего места.
Второй этап. На данном этапе обучения учим детей правильно держать в руке крючок, нить, подцеплять нить крючком, выполнять первую петлю и создавать небольшие панно, используя в изображении предметов вывязанные детьми петельки. Рисунки и индивидуальные схемы для каждого ребенка должны показывать положение руки и крючка при вязании.
Третий этап. Основной целью этого этапа является обучение детей вязанию цепочки из воздушных петель и использованию связанных цепочек в аппликационных работах. Дети выполняют плоские изображения (лягушонок, улитка, цыплята,...).
Возраст детей, посещающих кружок, 5-7 лет. В начале занятий провожу пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутки. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые удовольствие и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремлённее. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких своими руками. Коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста
Реферат на тему : Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста...
Развитие мелкой моторики старших дошкольников при работе с бумагой
Данная работа посвещена значению развития мелкой моторики для старших дошкольников, влиянию развития двигательных функций руки на развитие речи, умственной способности ребенка, улучшению памяти, устра...
Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста.
Работа с детьми....
План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики (старшая группа)"
План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики (старшая группа)"...
Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...
Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников
Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разно...
Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов
создание условий по совершенствованию ручной моторики у старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов...