Развитие мелкой моторики старших дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Сапрыкина Наталья Александровна

 Освоение технологии вязания крючком. Кружок "Петелька за петелькой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx99.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики через вязание крючком

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки.

И чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок

познает радость умственного, творческого труда, тем больше уверенности в том, что из него вырастет умелец, которому будет чужда лень и скука».

В.А. Сухомлинский

child_knitting1

В процессе подготовки ребенка к школе мы стараемся обучить его чтению, письму и счету, неоправданно забывая о развитии мелкой моторики. А ведь эти занятия очень полезны для того, чтобы малыш легче овладевал нужными знаниями. Ребенок, у которого развита мелкая моторика рук, пишет правильнее и увереннее, он умеет концентрировать внимание и способен запоминать больший объем информации. Развитие мелкой моторики – это показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если у дошкольника хорошо развита мелкая моторика, то он умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, мышление, восприятие, связная речь. Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5 – 7 лет не теряет своей актуальности. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.                                                                                                           Именно к 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы  малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.                                                                                                                  Ускорить развитие мелкой моторики можно разными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.; массаж кистей и пальцев; лепка. Но я хочу остановиться на освоении технологии старшими дошкольниками вязания цепочки крючком.

Вязание крючком – один из примеров, с помощью которого можно тоже ускорить  развитие мелкой моторики. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.                                                     Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Современное вязание крючком – очень увлекательное и интересное занятие. Польза вязания уже давно научно доказана. Движения пальцев стимулируют кору головного мозга, следовательно, у человека хорошо развиваются память, внимание, логическое мышление.

Вязание – это отличный способ самовыражения. Такое увлечение всегда приносит людям много позитива и большую радость. Процесс вязания не только снимает напряжение и успокаивает, он развивает мелкую моторику и координацию движений руки, именно он станет важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для формирования положительных качеств личности, необходимых ребёнку в его дальнейшем обучении в школе.

Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребёнка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить, её поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий. Но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

      Меня всегда привлекало рукоделие, стремление выполнить интересную поделку, творческую работу самой и научить этому моих воспитанников.                                                                               В нашем детском саду я организовала работу кружка «Петелька за петелькой», программа которого направлена на ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком цепочки из воздушных петель и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.      

Обучения дошкольников вязанию крючком проходят по следующим этапам:                                                                                                                          

Первый этап. Два-три занятия отводятся знакомству детей с вязаными изделиями, материалами, инструментами, правилами техники безопасности и организацией рабочего места.                                                                                      

Второй этап. На данном этапе обучения учим детей правильно держать в руке крючок, нить, подцеплять нить крючком, выполнять первую петлю и создавать небольшие панно, используя в изображении предметов вывязанные детьми петельки. Рисунки и индивидуальные схемы для каждого ребенка должны показывать положение руки и крючка при вязании.                                  

Третий этап. Основной целью этого этапа является обучение детей вязанию цепочки из воздушных петель и использованию связанных цепочек в аппликационных работах. Дети выполняют плоские изображения (лягушонок, улитка, цыплята,...).

G:\Презентация  КНИГИ\фото вязание крючком\P1030672.JPG                                       G:\Презентация  КНИГИ\фото вязание крючком\P1030676.JPG

Возраст детей, посещающих кружок, 5-7 лет.                                                                                             В начале занятий провожу пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутки.                                                                                 Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу.                                                                                                    Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками.                                                                     Кроме того,  если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые  удовольствие и пользу, поскольку  положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремлённее. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких своими руками. Коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.     Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста

Реферат на тему : Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников при работе с бумагой

Данная работа посвещена значению развития мелкой моторики для старших дошкольников, влиянию развития двигательных функций руки на развитие речи, умственной способности ребенка, улучшению памяти, устра...

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики (старшая группа)"

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики  (старшая группа)"...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разно...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов

создание условий по совершенствованию ручной моторики у старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов...