Воспитание дошкольника по системе М. Монтессори.
статья (подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья раскрывает цели, задачи, а также приемы работы с детьми дошкольного возраста по системе М. Монтенссори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_doshkolnika_po_sisteme_m._montessori.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание дошкольника по системе М. Монтессори.

Воспитание дошкольника по системе М. Монтессори имеет такие цели, как:

  1. Способствовать выработке координированных психофизических реакций;
  2. Развивать все внешние чувства, а через них все психические функции;
  3. Воспитывать высшие интеллектуальные эмоции этические и эстетические чувства;
  4. Развивать речь (владение речевым аппаратом, обогащение запаса слов);
  5. Развивать навыки и потребность в самостоятельной работе и в самообслуживании в пределах, соответствующих возможностям ребенка.

Для реализации этих целей Монтессори разработала метод самовоспитания ребенка в организованной педагогом обстановке. В настоящее время наблюдается тенденция использовать лишь некоторые из  предлагаемых ею приемов. Следует, однако, подчеркнуть, что в системе Монтессори дидактический материал и совокупность воспитательных приемов нераздельно связаны друг с другом, составляют единое целое, находятся в тесном функциональном взаимодействии и использование отдельных частей не даст желаемого эффекта.

В детском саду по системе Монтессори большое значение имеет организация помещения:

  • Комнаты должны быть просторными и свободными (детям должна быть обеспечена свобода движения);
  • Стены не должны быть как голыми, так и завешанными  «картинами» (лучше всего несколько красочных картин или фотографий, расположенных на уровне детских глаз, причем не любительских, ибо, по мнению Монтессори, дети с младенчества должны воспитываться на настоящем искусстве);
  • Мебель должна быть легкой, чтобы дети сами могли ее переставлять и одновременно бережно к ней относиться, чтобы не сломать;
  • С этой же целью (воспитание бережливости) подбираются посуда, вазы и другие предметы, используя, используя которые дети упражняются в аккуратности;
  • Все, что окружает детей, должно отличаться простотой и изяществом линий и цветовой гаммы.

Другим условием детского сада Монтессори является дидактический материал (его прямое назначение – воспитание всех чувств, косвенное – развитие психической активности):  для воспитания органов чувств; для обучения письму и чтению; для обучения счету.

В рабочей комнате должен находиться только дидактический материал, игрушки, по мнению Монтессори, необходимы детям для других целей, поэтому их следует располагать в игровой комнате. Рабочая же комната существует для «работы». Это своего рода мастерская, в которой детям представляется свобода в выборе материала, места деятельности с ним (за столами, лежа или сидя на ковре) и формы (по одному, группой и т.д.) Педагог не вмешивается в работу детей, не отрывает их без нужды, не предлагает отдохнуть или заняться чем-нибудь другим. Он лишь откликается на зов тех. Кому нужны помощь, совет, указание или проверка. Иная организация работы с дидактическим материалом, т.е. вмешательство педагога, может, по мнению Монтессори, вывести ребенка из состояния сосредоточенности на каком-либо деле и даже привести к нежеланию продолжать им заниматься. Вместе с тем педагог должен держать в поле зрения всех детей и каждого ребенка в отдельности.

Детский сад Монтессори посещают дети от 3 до 6 лет, так как коллективные занятия не предусмотрены, дети не делятся на возрастные группы.

В саду ребенку предоставляются возможность научиться грамоте, т.е. письму и чтению. Для рисования детям даются цветные карандаши, краски получают только те, у кого в достаточной степени развита координация движений. Для обучения счету Монтессори предлагает такие предметы, например бусины, которые дают ребенку возможность познакомиться с числами не только первого десятка.

Дети работают от часа до полутора, иногда и больше: одни – без перерыва с одним каким-нибудь предметом, другие – с перерывами или меняют вид деятельности.

В детском саду Монтессори практикуются «уроки тишины», которые имеют большое значение для воспитания воли.  На «уроках тишины» не столь важно, чтобы дети сидели абсолютно тихо, важно, чтобы каждый ребенок научился сохранять тишину: спокойно сидеть, молчать, бесшумно вставать и идти и т.д. Важны не результаты, а путь, который должен проделать ребенок. Дети не обязаны присутствовать на «уроках тишины», их посещают «добровольцы».

Существует убеждение, что для детей характерны постоянное движение, шум, крик, болтовня. Но, наблюдая за ними, можно прийти к выводу: это убеждение ошибочно, покой и тишина так же необходимы, как движения и шум; и то, и другое – обязательный признак здорового и жизнерадостного ребенка.

Отличительной чертой детского сада Монтессори является внутренняя дисциплинированность детей, но это достигается не сразу. Те, кто думает, что система Монтессори представляет собой нечто волшебное, что стоит приобрести дидактический материал и дети сразу станут умными, дисциплинированными, заблуждаются. Беспорядок как внешний, так и внутренний в первое время неизбежен, и чем больше педагог старается восстановить его нотациями, указаниями, тем труднее он достигает цели. Не ждите, что с первого же дня все будет так, как  описывает Монтессори. Такой день обязательно наступит, но только тогда, когда не останется ни одного праздного ребенка и даже те, кто приводил вас в отчаяние, найдут точку опоры и займутся простой, ясной, доступной их силам работой: «познав… всю сладость самостоятельной работы собственного духа и его откровений, а не пассивного восприятия навязанных извне  занятий… дети точно перерождаются» (Ю.Фаусек).

Всем, кто заинтересуется педагогикой Монтессори и захочет организовать детский сад по ее системе, необходимо прежде всего проникнуться «духом» Монтессори и ее последователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

 Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Физическое воспитание дошкольников как система работы воспитателя

Статья описывает:1. Социально-педагогическую значимость физического воспитания в дошкольном возрасте2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста3. Организа...

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

         Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.          Экологическое образование дошкольник...

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....