Статья "Рисование как вид деятельности, способствующий развитию речи"
статья (младшая группа) на тему

Шалабудова Елена Викторовна

В статье описываються различные приемы, методы, техники изобразительного искусства применяемые педагогом сдетьми младшего возраста, способствующие развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty_shalabudovoy_e_v.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Рисование  как вид деятельности, способствующий развитию речи»

Из опыта работы воспитателя ДОУ.

Начиная работу над данной темой, я задалась целью, организовать работу с детьми младшего возраста по рисованию так, чтобы сформировать у них интерес к этому виду деятельности. Развивать художественно-творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, которые в свою очередь способствуют  развитию речевых навыков, умений выражать в речевых высказываниях свое отношение к окружающему миру.

Дети очень любят рисовать и чем они младше, тем интерес выше у них к этому виду деятельности. Малыши   любопытны от природы, им хочется все потрогать и попробывать, ведь они еще только открывают мир, хотят его познать, изучить, а рисование это такой интересный и полезный вид деятельности,  в ходе которого у детей развиваются сенсорно-двигательные навыки, умственно и речевая активность, углубляются представления об окружающем мире. Поэтому важно не упустить  возможность развивать способности ребенка с раннего возраста. Об этом говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Как же построить эту работу, чтобы получить хороший результат? Прежде всего, я учитывала особенности детей раннего возраста, их психологические и физиологические возможности, ведь у них еще не сформированы многие навыки: дети не умеют правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу давления на бумагу ( карандаш - слабо, кисть - сильно),  ориентироваться на листе бумаги и не выходить за край листа. Эти неумения расстраивают малышей, и они часто оставляют попытки нарисовать задуманное. Итогда рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки–маляки).  А результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, потому что работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Поэтому первое, с чего я начала свою работу -  с обучения навыкам детей держать карандаш,  кисть, фломастеры; рисовать простые линии и формы. Рисуя палочки и дорожки, вертикальные и горизонтальные линии, кружочки и овалы ребенок видит обобщенные формы, как основу множества образов, учится находить в них сходства с  окружающими предметами и явлениями и называть эти определения в речи. Освоив минимальный арсенал изобразительных и речевых умений, ребенок получает возможность передавать на листе элементарные образы, начинает чувствовать себя увереннее в этом увлекательном виде деятельности, пытается произносить слова - определения, а позже – элементарные суждения об изображенном на листе бумаги.  В ходе работы я не забывала,  что рисование для детей - это прежде всего игра, поэтому занятия проводила в непринужденной,  доброжелательной обстановке  с использованием сюрпризных моментов, сказочных персонажей. Ну и, конечно, не ограничивала детскую свободу,  предоставляла возможность экспериментировать с красками. В процессе обыгрывания сюжета и непосредственно рисования  я  общалась  с детьми, задавала вопросы о процессе создания задуманного образа. Такая организация изо деятельности стимулировала речевую активность детей, а в дальнейшем  организовывала  настоящий диалог, сначала с игрушечным персонажем, а затем и со взрослым. Кроме того, занятия рисованием способствуют развитию активного и пассивного словаря детей. Увлекшись игрой,  находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, дети способны усвоить много слов и выражений.  Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют  развитие коммуникативной функции речи.

Сюжеты для рисования  исходили из опыта детей (что он знает, что его интересует, что недавно видел или делал), в ходе рисования эти знания расширяются. Рисуя с детьми, я рассказывала о различных явлениях природы (дождь, снег ит.д.), животном и растительном мире, о волшебном мире сказок. Соответственно теме подбирала дидактический материал, творческие игры и упражнения на развитие моторики рук, цветового восприятия. Например: в ходе рисования на тему «Зернышки для курочки» использовала упражнение на моторику рук «Мешочки с зернышками», где детям предлагала рассмотреть зернышки, поговорить о них,  потрогать. В результате идет развитие тактильных ощущений, дети  лучше запоминают  цвет, форму, размер, а изобразить можно пальчиком, ведь это один из видов творчества, в котором наряду с эстетическим развитием и развитием восприятия цвета и формы, эффективно развивается мелкая моторика рук, а без этого невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш владеет пальчиком, тем быстрее он развивается, лучше думает и говорит.

Готовые рисунки мы вместе с детьми внимательно рассматривали, обсуждали, старались найти уникальные, необычные.

Вот некоторые из методов, которые я использовала для обучения рисованию:

1. Рисование в воздухе, т.е. изображение линий и фигур в воздухе при помощи указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

2. Использование коробочек с  мелкой крупой, песком,солью. Этот прием удобен в использовании, встряхнули коробочку с крупой, фон чистый, можно начинать работу снова.

3. Совместное рисование,  когда я вкладывала  карандаш в руку ребенка, брала ее в свою и водила  по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него, проводить различные линии.

4. Дорисовывание деталей – это процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована часть рисунка, недостающие детали, которые ребенок должен изобразить. Сюжет картинки обыграть и прокомментировать взрослым.

Например, тема «Дождик».Перед началом занятия предлагаю послушать малышам стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек,  на листок,

Кап, кап, кап!

На дорожку на лужок.

Спрашиваю: «О чем говорится в стихотворении?»

Рисую на листе бумаги, прикрепленном к мольберту, тучу синего цвета.

«Догадались, что это такое? Правильно, это туча».

Затем начинаю рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»

Раздаю малышам листы с заготовками, пастельный мелок или фломастер.

«У вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!»

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждаю детей озвучивать рисунок- «кап, кап». Сюжет картинки обыгрываю и комментирую.

Использование такого приема и дидактических игр позволяют закрепить усвоенные навыки: держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры. Приэтом есть возможность планировать уровень сложности рисунка в зависимости от возраста и уровня умений детей.

5. Для самостоятельной работы предлагаю дидактические игры из серии «Дорисуй».

6. Самостоятельное рисование - создание ребенком рисунка по заданному взрослым  сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных умений, навыков.

Очень большую роль в развитии  ребенка играет включение в работу нетрадиционных техник рисования, которые позволяют развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка - использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе: можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы. Происходит развитие наглядно - образного мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей: чем я еще могу рисовать?Что я могу этим материалом нарисовать?

Я применяю несколько нетрадиционных техник рисования на занятиях с малышами:

  • Рисование ладошкой – нанесение краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание для получения отпечатка. Краску можно наносить несколькими способами. Наносить кисточкой, опускать ладошку в блюдце с краской или на поролоновую подушечку пропитанную краской. Прикладывая ладошку к листу можно сжать или растопырить пальчики, расположить руку вертикально, горизонтально или под углом в зависимости от заданной темы. Возможно дополнить отпечаток необходимыми линиями, мазками опять же в зависимости от выбранного  объекта изображения ( цветок – стебелек, дерево - листочки).
  • Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи пальцев. При соприкосновении пальчиков с бумагой остаются цветные круглые пятнышки, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны, наливаются в блюдца, при смене цвета,  пальчики  моют в баночке с водой и вытирают салфетками. Работу в такой технике можно выполнить целиком, а можно использовать, как часть рисунка (веточка изображается кистью, ягоды- пальцами).
  • Рисование штампом – нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге получение цветного оттиска. При помощи этого способа можно получать как одинаковые оттиски, так и разные по форе, размеру, сочетать их между собой. В качестве штампов можно использовать  деревянные  геометрические фигурки из игрушечного строительного набора, вырезать шаблоны из овощей, поролоновых губок, а возможно сделать штамп, таким способом. На деревянную палочку или карандаш накрутить тонкий поролон и закрепить его нитью, вот такой интересный художественный инструментвозможно использовать в работе, при этом руки остаются чистыми.
  • Работа с природным материалом - дети собирают листочки, камушки, веточки и.д, раскрашивают их в зависимости от поставленной цели и создают из них  разнообразные композиции, или же наносят на них краску и делают красивые отпечатки на листе, которые можно дорисовать кистью или карандашом.
  • Рисование свечой и акварельными красками – нанесение свечой рисунка на бумагу, а при помощи кисти и акварельных красок  раскрасить рисунок.
  • Монотипия предметная – сложить листок  пополам, развернуть и  в центре нанести цветовое пятно, листок сложить, развернуть получится изображение. Детям следует увидеть образ в этом пятне и по необходимости дорисовать его недостающими деталями.
  • Скатывание бумаги - ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу, возможно, раскрасить цветом получившуюся работу.

Дети могут применять несколько различных техник  в создании одной работы, ведь каждая из этих техник -  маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Немаловажное значение играет организация рабочего места при работе с карандашами, фломастерами, красками. На первом этапе я стол накрывала клеенкой, если использовались краски, а детям надевала фартучки. На столе оставляла только самое необходимое (баночка с водой, кисточка, салфетка, лист, одна краска, фломастер, пастельный мелок или карандаш в зависимости от темы и целей занятия). По мере тог,  как дети учились рисовать,  количество красок, мелков и других  материалов увеличивала. Материалы  использовала только хорошего качества и не токсичные,  бумагу для рисования брала формата А4, а для коллективных работ  А3. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился не выходить за  грани листа.

Для создания развивающей творческой среды, стимулирующей ребенка на активную деятельность, я организовала  в группе уголок творчества, где для детей доступны различные изобразительные материалы, книжки - раскраски, альбомы для рассматривания «Филимоновская и Дымковские игрушки», иллюстрации, игры. Дети подходят, берут нужный им материал, рисуют, лепят, а в ходе творческой деятельности разговаривают, обсуждают свое творчество. Так одновременно идет  развитие речи, моторики рук, творческого мышления, воображения, памяти малышей.

Одним из показателей развития детей в изодеятельности является участие  в различных выставках детского сада, представление творческих работ на международных и всероссийских конкурсах, где дети неоднократно подтверждали свой талант дипломами, похвальными грамотами.

Развитие ребенка - постоянный процесс. И здесь главными моими помощниками выступают родители. Да, сначала и их нужно было заинтересовать, увлечь. Как? Через индивидуальные беседы, консультации старалась объяснить, какой их малыш неповторимый, способный,  несмотря на то, что некоторые родители считали, что еще рано, и не верили в таланты в таком маленьком возрасте. Причем некоторые очень были обеспокоены тем, что их ребенок молчит или плохо разговаривает по сравнению с другими детьми,  и  скорее нужно обращаться к врачам, а не заниматься рисованием. И каково же было их удивление, когда они увидели результаты: дети рисуют, получают награды в конкурсах, дети говорят, говорят много, чисто, предложениями, используя в речи элементарные термины.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития творческого потенциала детей и  речевое развитие находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук. А широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребенка разнообразных занятий по художественной деятельности,  максимальное внимание к продуктам детского творчества  ведет к развитию речи и обогащению словарного запаса детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М,1990 -320 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.
  2. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять рисунок и развивать

творческие способности ребёнка. – СПб.: Речь; Образовательные

проекты; М.; Сфера, 2010. – 92 с.

  1. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников:
  2. Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1980. – 160с.
  3. 6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.
  4. //Нетрадиционные техники.  – М. Творческий центр, 2006. –  187с.
  5. 7.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:
  6. Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.
  7. 8.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:

Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

  1. 9.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.
  2. 10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду     планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность, способствующая развитию речи малышей.

В данном материале представленны  несложные игры, которые обязательно понравятся малышам и будут способствовать развитию речи....

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...

Консультация для молодых педагогов "Как игровая деятельность способствует развитию речи у детей дошкольного возраста"

Развитие речи является одной из важнейших задач в дошкольном образовании, так как оно влияет на все аспекты развития ребенка. Игровая деятельность играет ключевую роль в этом процессе, поскольку она п...

Участие в педагогическом совете "Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности, способствующих развитию речи воспитанников, в контексте ФГОС и ФОП ДО"

Доклад на педагогическом совете по теме самообразования "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"...

Консультация для родителей «Как организация игровой деятельности детей способствует развитию речи»

Актуальность развития речи детей- дошкольников через игровую деятельность обусловлена также влиянием на мыслительные процессы недостаточностью развития представлений. Недостатки развития восприятия и ...