Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник рисования» для воспитателей
материал по рисованию ( группа) на тему

Савенко Мария Сергеевна

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования в изобразительной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки

 муниципального образования Выселковский район

Семинар-практикум

«Использование нетрадиционных

техник рисования»

для воспитателей

        Подготовила:

                                                                                       воспитатель

                                                                                      Савенко Мария Сергеевна

Станица Выселки,

2016 год

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования в изобразительной деятельности детей.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы». В этой программе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Следовательно, у детей на недостаточном уровне развито мышление, творчество, воображение, умение использовать нетрадиционные средства рисования. Дети в неполной мере могут выразить свои эмоции, и чувства в рисунке. (Это видно в ходе наблюдений, бесед с детьми). Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).      Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование манной крупой, солью.      Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.  Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Цель моей работы – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задач по нетрадиционным техникам рисования много и с возрастом они усложняются. Я выделила основные задачи:

  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники;
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • побуждать ребенка экспериментировать;
  • способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования.Так же рисовали «Морозный узор» с помощью свечи и гуаши.С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки,ватными палочками.Со средней группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги.

Скатывание бумаги.

Оттиск смятой бумагой.

Восковые мелки + акварель.

Рисование манной крупой.

Акварель + восковые мелки + соль.

На этом необычном и очень интересном приёме я хочу остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью акварели, восковых мелков и соли.

Для этого нам потребуются:

  • альбомный лист с изображением зайца;
  • жидко разведенная гуашь или акварель;
  • тарелочки для красок;
  • кисточки;
  • восковые мелки белого цвета;
  • тканевые и бумажные салфеточки;
  • соль.

 Приступаем к работе:

1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки. 

2. Рисунок закрашиваем восковым мелком белого цвета.

3. Рисуем на листе восковым мелком элементы по желанию (Звезды, луну, лучи).

4. Покрываем рисунок водой с помощью кисточки.

5. Закрашиваем рисунок акварелью.

6. Влажный рисунок посыпаем солью и даем хорошо высохнуть.

7. По желанию вырезать изображения и составить из них композицию.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!

  1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике. 
  2. Памятки всем участникам семинара.

Список используемой литературы:

  1. Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007.
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-netradicionyh-metodov-risovanija.

3.        Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М.: "Просвещение", 1978.

4.         Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр "СФЕРА", 2004.

5.        http://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-palchikami-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

6.        http://ds138.centerstart.ru/node/4117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум - «Учимся проводить диагностику» для молодых воспитателей.

Ст. воспитатель: Сегодня мы собрались на встречу с волшебницей игрой. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, не...

Семинар-практикум по нетрадиционной технике рисования

Формирование творческой личности - одна из важных задач  педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней  начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А.С...

Семинар-практикум "Оригами для самых маленьких " для воспитателей детского сада.

Данный материал я использовала в своем семинаре для воспитателей младших групп. Очень доступный текст....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования.

Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования....

Семинар - практикум «ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ. РИСОВАНИЕ НА КЛЕЕ ПВА»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества....