Консультация для воспитателей "Роль педагога в развитии познавательной активности детей"
учебно-методический материал ( группа) на тему
Учим малышей познавать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 39.5 КБ |
konsultatsiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в развитии познавательной активности детей
Ребенок может постигать мир самостоятельно путем проб и ошибок через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо. А многое будет усвоено примитивно. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый – друг, помощник, наставник ,который занимает особое место в жизни маленького ребенка.
Взрослый-обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения и взаимодействия с ними.
При передаче детям информации очень важно учитывать характерные для их возраста познавательные потребности и интересы, возможности и способы познания мира. Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребенка. Чтобы не задавить детскую инициативу не погасить желание ребенка открывать мир. И конечно надо знать, что конкретно ребенок не в состоянии освоить самостоятельно, без помощи взрослого человека.
На что же педагогам следует обратить внимание в работе с детьми?
Прежде всего на то, что ребенок данного возраста продолжает осваивать различные характеристики предметов и объектов окружающей действительности. Постигает способы действия с ними. Но дело в том, что в процессе познания малыш в первую очередь вычленяет в предмете второстепенные внешние признаки: цвет, форму, величину и др. Наиболее существенную, главную характеристику предмета –его функцию (как предмет используется) маленькому ребенку самостоятельно очень трудно. А иногда и просто невозможно. Ведь функция – скрытая характеристика предмета . Она хранит в себе определенный опыт человечества. Познавая предмет постигая и осваивая его функцию, ребенок приобщается к этому опыту. Назначение предмета, его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого. Который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению. Невозможно переоценить роль взрослого в процессе формирования у детей определенного отношения к окружающей действительности. Выпуская детей в мир, мы хотим, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему ,что его наполняет.
Бережное отношение к предметному содержанию нашего мира проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, в правильном владении его функцией. Созидательное отношение к миру - проявляется в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности. Важное , а возможно, и первостепенное значение в данном вопросе имеет поведение взрослых, которые окружают ребенка. Маленький ребенок. наблюдая за взрослыми, воспринимает их поведение как норму, эталон человеческого отношения к миру. Зная, что дети стремятся подражать взрослым педагоги должны быть очень требовательны к себе: к своим поступкам, манерам, речи. Помните -. что от внимания детей не ускользает ничто. Если, они вас любят то очень хотят быть во всем похожими на вас. Смотреть на мир вашими глазами. Говорить с людьми вашими словами. Чтобы поддержать познавательную активность на должном высоком уровне, необходимо наполнить жизнь ребенка различными новыми предметами, объектами, явлениями и событиями. Которые бы будили его мысль. Давали пищу для размышлений. Для этого достаточно просто увеличить «территорию познания». Ребенка необходимо вывести за пределы группы, участка. К числу условий, которые могут обеспечить обозначенные требования, можно отнести следующее:
Прогулки по прилегающим к детскому саду местам.
Наблюдения за окружающими объектами и явлениями.
Экскурсии по детскому саду и за его пределами.
Прогулки по окрестностям-данный вид прогулок является одной из разновидностей традиционных прогулок. Прогулки по окрестностям не требуют, чтобы детей готовили специально. Достаточно предложить малышам погулять, поиграть в другом месте, и они с восторгом согласятся. Места первых прогулок педагог определяет сам. Можно погулять с малышами в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, пройти по берегу моря
, речки или просто заглянуть на спортивные площадки. Дети наблюдают за объектами и явлениями своего непосредственного окружения, которые привлекают их внимание. Это в значительной мере способствует обогащению представлений детей о нашем мире. Наблюдения могут проходить как простое рассматривание чего-либо (листья, снегопад. Бабочка на цветке и т.д.)
-Как непосредственное манипулирование с чем-либо (поймал малыш снежинку на рукавичку –она не тает , а на теплой ладошке-раз и нет ее и пр.
Динамичный, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь маленького человека огромным количеством самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание 3х-летних детей сосредоточивается лишь на немногих из них ярких , звонких. Значимых для ребенка вещах. Но в нашей жизни есть такие удивительные встречи, которые одинаково привлекательны и приятны и большим и маленьким. Но трехлетний малыш не в состоянии выделить их , поэтому очень много интересного и прекрасного пройдет мимо .Но это не случится . если рядом с детьми чуткий ,внимательный педагог, который умеет привлечь внимание малышей даже к неброским предметам и явлениям.
Экскурсии-особый способ накопления представлений и впечатлений о мире, который полностью соответствует познавательным потребностям и возможностям ребенка. В отличии от прогулок по окрестностям, экскурсии более целенаправленны. Вы, не ведете детей вообще гулять. а четко определяете конкретную цель маршрута: посмотреть работу повара, дворника и т.п.
Начинать любую экскурсию надо с небольшого рассказа-вызвать интерес детей к определенному объекту, явлению. Пойти и увидеть его, понаблюдать. Получив согласие детей, воспитатель приводит их в определенное место и оставляет в покое , дает время ребенку осмотреться на месте ,определиться в своих интересах и по возможности « изучать» объекты.
Только тогда происходит активизация познавательных процессов ребенка. Особое внимание следует обращать на экскурсии, где внимание детей привлекается к отдельным службам детского учреждения, к труду сотрудников. В процессе этих экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения действий человека той или иной специальности. Полученные в процессе экскурсий представления о занятиях людей разных профессий благоприятно сказывается на развитие у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Главная особенность условий познавательной активности-для ребенка предоставлены благоприятные условия для развития, мышления, расширения кругозора, накопления новых представлений и впечатлений об окружающем мире. Создать эти условия обязан педагог, правильно организуя и проводя мероприятия, описанные выше.
Предварительный просмотр:
Роль педагога в развитии познавательной активности детей
Ребенок может постигать мир самостоятельно путем проб и ошибок через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо. А многое будет усвоено примитивно. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый – друг, помощник, наставник ,который занимает особое место в жизни маленького ребенка.
Взрослый-обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения и взаимодействия с ними.
При передаче детям информации очень важно учитывать характерные для их возраста познавательные потребности и интересы, возможности и способы познания мира. Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребенка. Чтобы не задавить детскую инициативу не погасить желание ребенка открывать мир. И конечно надо знать, что конкретно ребенок не в состоянии освоить самостоятельно, без помощи взрослого человека.
На что же педагогам следует обратить внимание в работе с детьми?
Прежде всего на то, что ребенок данного возраста продолжает осваивать различные характеристики предметов и объектов окружающей действительности. Постигает способы действия с ними. Но дело в том, что в процессе познания малыш в первую очередь вычленяет в предмете второстепенные внешние признаки: цвет, форму, величину и др. Наиболее существенную, главную характеристику предмета –его функцию (как предмет используется) маленькому ребенку самостоятельно очень трудно. А иногда и просто невозможно. Ведь функция – скрытая характеристика предмета . Она хранит в себе определенный опыт человечества. Познавая предмет постигая и осваивая его функцию, ребенок приобщается к этому опыту. Назначение предмета, его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого. Который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению. Невозможно переоценить роль взрослого в процессе формирования у детей определенного отношения к окружающей действительности. Выпуская детей в мир, мы хотим, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему ,что его наполняет.
Бережное отношение к предметному содержанию нашего мира проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, в правильном владении его функцией. Созидательное отношение к миру - проявляется в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности. Важное , а возможно, и первостепенное значение в данном вопросе имеет поведение взрослых, которые окружают ребенка. Маленький ребенок. наблюдая за взрослыми, воспринимает их поведение как норму, эталон человеческого отношения к миру. Зная, что дети стремятся подражать взрослым педагоги должны быть очень требовательны к себе: к своим поступкам, манерам, речи. Помните -. что от внимания детей не ускользает ничто. Если, они вас любят то очень хотят быть во всем похожими на вас. Смотреть на мир вашими глазами. Говорить с людьми вашими словами. Чтобы поддержать познавательную активность на должном высоком уровне, необходимо наполнить жизнь ребенка различными новыми предметами, объектами, явлениями и событиями. Которые бы будили его мысль. Давали пищу для размышлений. Для этого достаточно просто увеличить «территорию познания». Ребенка необходимо вывести за пределы группы, участка. К числу условий, которые могут обеспечить обозначенные требования, можно отнести следующее:
Прогулки по прилегающим к детскому саду местам.
Наблюдения за окружающими объектами и явлениями.
Экскурсии по детскому саду и за его пределами.
Прогулки по окрестностям-данный вид прогулок является одной из разновидностей традиционных прогулок. Прогулки по окрестностям не требуют, чтобы детей готовили специально. Достаточно предложить малышам погулять, поиграть в другом месте, и они с восторгом согласятся. Места первых прогулок педагог определяет сам. Можно погулять с малышами в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, пройти по берегу моря
, речки или просто заглянуть на спортивные площадки. Дети наблюдают за объектами и явлениями своего непосредственного окружения, которые привлекают их внимание. Это в значительной мере способствует обогащению представлений детей о нашем мире. Наблюдения могут проходить как простое рассматривание чего-либо (листья, снегопад. Бабочка на цветке и т.д.)
-Как непосредственное манипулирование с чем-либо (поймал малыш снежинку на рукавичку –она не тает , а на теплой ладошке-раз и нет ее и пр.
Динамичный, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь маленького человека огромным количеством самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание 3х-летних детей сосредоточивается лишь на немногих из них ярких , звонких. Значимых для ребенка вещах. Но в нашей жизни есть такие удивительные встречи, которые одинаково привлекательны и приятны и большим и маленьким. Но трехлетний малыш не в состоянии выделить их , поэтому очень много интересного и прекрасного пройдет мимо .Но это не случится . если рядом с детьми чуткий ,внимательный педагог, который умеет привлечь внимание малышей даже к неброским предметам и явлениям.
Экскурсии-особый способ накопления представлений и впечатлений о мире, который полностью соответствует познавательным потребностям и возможностям ребенка. В отличии от прогулок по окрестностям, экскурсии более целенаправленны. Вы, не ведете детей вообще гулять. а четко определяете конкретную цель маршрута: посмотреть работу повара, дворника и т.п.
Начинать любую экскурсию надо с небольшого рассказа-вызвать интерес детей к определенному объекту, явлению. Пойти и увидеть его, понаблюдать. Получив согласие детей, воспитатель приводит их в определенное место и оставляет в покое , дает время ребенку осмотреться на месте ,определиться в своих интересах и по возможности « изучать» объекты.
Только тогда происходит активизация познавательных процессов ребенка. Особое внимание следует обращать на экскурсии, где внимание детей привлекается к отдельным службам детского учреждения, к труду сотрудников. В процессе этих экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения действий человека той или иной специальности. Полученные в процессе экскурсий представления о занятиях людей разных профессий благоприятно сказывается на развитие у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Главная особенность условий познавательной активности-для ребенка предоставлены благоприятные условия для развития, мышления, расширения кругозора, накопления новых представлений и впечатлений об окружающем мире. Создать эти условия обязан педагог, правильно организуя и проводя мероприятия, описанные выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Условие мобилизации развития познавательной активности детей в детском саду».
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиной в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. В начале пути это позволяет ему вой...
Консультация для родителей на тему : "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".
значение экспериментальной деятельности для детей....
Консультация «Игра – путешествие как форма развития познавательной активности детей».
Игры-путешествия предоставляют детям возможность «проживать» интересный для них материал. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое...
Консультация для родителей детского сада" Развитие познавательной активности детей через игру"
quot;Развитие познавательной активности детей через игру"...
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экскурсии».
Раскрывается роль экскурсии в развитии познавательной активности дошкольников....
Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности»
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность....
Открытое занятие-консультация для родителей консультационного центра "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития"
laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития»...