Сообщение из опыта работы
материал (младшая группа) на тему
Использование детского фольклора для эмоционального настроя детей в адаптационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prezentatsiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы по теме:
«Использование детского фольклора для эмоционального настроя детей в адаптационный период»
Подготовила: Игнатова А.В.,
воспитатель первой
квалификационной категории
2016 год
Одним из методов, успешно используемым в работе с малышами в период привыкания к детскому учреждению является фольклор.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.
Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше – потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него. Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание я уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешками, пестушками, закличками, приговорками, колыбельными песенками.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший?
Ванечка пригожий.
В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек, поэтому дети с большой охотой идут в группу, просят прочитать потешку или показать понравившуюся игрушку.
Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми, оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком на протяжении всего дня, в разные режимные моменты.
Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Сашенька, дорогой.
Я Сашеньку люблю,
Ему песенку спою.
Приучая детей мыть ручки, лицо, я показываю последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такой потешкой как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели
Чтобы губки краснели
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто,
Моем быстро, быстро, быстро.
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают, есть, например:
Кашка из гречки
Варилась в печке,
Варилась и прела,
Чтобы Таня ела.
Использование такой потешки как:
Травка – муравка со сна поднялась
Птица – синица за зерно взялась,
Зайка за капустку, мышка за корку,
Детки – за молоко!
Помогает научить, самостоятельно есть разнообразную пищу.
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с младшим воспитателем проговариваем потешку:
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Обучая детей одеваться на прогулку, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды:
Раз, два, три, четыре, пять!
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладывания с игрушкой прямо в спальне.
Укладывая детей спать, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой, например:
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять.
При использовании этого приема укладывания дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне.
Процесс пробуждения детей я также сопровождаю чтением потешек:
Вот проснулся Петушок, встала Курочка.
Просыпайся, наш дружок.
Встань, наш Юрочка.
Заправляем кроватку со словами:
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим,
Вот так, вот так.
Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться солнцу, дождю, радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка – колоколнышка!
Для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния, можно использовать пальчиковые игры, которые направлены на развитие мелкой моторики. Например:
Пальчики, пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот пальчик Сашенька,
По середочке Сергей,
А за ним Андрей,
Ну а это Гришка,
Гришка-шалунишка.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику рук малышей, я учу их разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодает козлик, осторожно ходит котик.
Маленьким детям нравятся такие игры. Например, в такой потешке, как:
Как у наших у ребят
Застучали ножки в лад.
Тук, тук, ой, люли
Всем нам нравятся они.
Учу детей проговаривать потешку и ритмично в такт стучать ножками. Все это развивает у малышей чувство ритма.
Для малоподвижных детей использую потешку, которая побуждает их двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Встань малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....