Программа АБВГДейка
рабочая программа

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abvgdejka_1.docx380.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

 «АБВГДейка»

2

Основание для разработки программы

Развитие  познавательных способностей, обеспечение эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

3

Основные разработчики программы

Смолич Алла Ивановна, педагог- психолог

4

Основная цель программы

Формирование предпосылки развития психологического качества будущего школьника, как овладение умениями учиться.

5

Задачи программы

  • Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
  • Развития восприятия и представления  детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
  • Увеличение объёма внимания и памяти.
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
  • Развития речи, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.

6

Условия достижения цели и задач программы

Оптимизация процесса развития психологического качества будущего школьника

7

Основные направления программы

Целенаправленная  работа по развитию:

  • Восприятия.
  • Мышления
  • Внимание.
  • Памяти
  • Зрительно-моторная координации
  • Речи.

8

Сроки реализации программы

1 год

9

Пользователи основных мероприятий программы

Воспитанники ДОУ, педагоги, родители

10

Ожидаемые результаты

  Предполагается  продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

Пояснительная записка

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.

        Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать  и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.

                Шестилетним детям характерно:

  • преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности;
  • образный характер познавательных процессов;
  • практическое отношение ребенка к поставленным задачам (старается достичь конечного результата, а не понять его суть, для чего делается).

В  рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение).  Особое внимание при обучении детей уделяется развитию  произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов.

Основные методические особенности курса

  1. Программа состоит из цикла занятий по лексическим темам.
  2. Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
  •  Постепенное наращивание объёма материала;
  • Постепенное познавательное развитие детей: от единичных впечатлений к их многообразию, а затем к обобщению представлений;
  • Широкое использование разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование;
  • Организация непосредственно образовательной деятельности с помощью приёмов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол, игрушек, всех видов игр.
  1. При реализации программы используются  следующие  приемы обучения:
  • Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;

•        Одушевление того, о чем сообщается на занятии;

•        Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;

•        Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек);

•        Пальчиковая гимнастика.

•        Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).

•        Анализ литературных произведений.

•        Элементы сказкотерапии.

•        Элементы музыкотерапии.

•        Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.

•        Упражнения для установления причинно-следственных связей.

Форма организации учебных занятий

Материал программы распределен на весь учебный год. По содержанию занятий все  занятия – интегрированные.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Каждая тема занятий  обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую педагогу понять на сколько дети приняли и усвоили новые знания.

Формы и методы текущего контроля,  промежуточной  диагностики воспитанника.

В процессе реализации программы используются  формы контроля (индивидуальная и групповая) и  методы  (беседа, тестовые задания, практическая работа).

В ходе реализации программы используется 3 вида диагностики: входящая, текущая и итоговая. Входящая диагностика проводится при комплектовании групп в виде различных заданий по основным разделам программы (количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, логические задачи).  

Текущая диагностика осуществляется при освоении    разделов программы.

Итоговая диагностика  проводится  по результатам освоения  программы с использование  тестовых заданий.

По результатам  тестовых заданий выявляется степень  усвоения данной программы. Выбор форм и методов  диагностики определяется  возрастом детей и уровнем  интеллектуального развития.

Категория и возраст обучающихся.

 Программа «АБВГДейка» рассчитана  на детей дошкольного возраста 6-8 лет.

Организационные условия проведения занятий.

Программа  реализуется в течение  1 учебного года  в количестве 52 учебных часов.  Занятия проводятся с  группой детей,  состоящей из 8 человек, 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность  одного занятия  25-30 минут. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет укомплектован всеми  необходимыми методическими материалами.

Методическое обеспечение программы.

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей  используются:  

- мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);

- ниткопись, изонить, шнуровки для развития тактильной чувствительности;

- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);

- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;

- настольно-печатные игры.

Педагогические требования к проведению занятий.

  • Учёт возрастных и физиологических особенностей воспитанников.
  • Чередование видов деятельности.
  • Наличие физминуток и динамических пауз.
  • Выполнение  гигиенических требований к помещению и материалам.
  • Обеспечение временного режима.

Работа с родителями.

  • Консультации с родителями по вопросам развития познавательной сферы   детей дошкольного возраста.
  • Проведение родительских собраний.
  • Проведение совместных мероприятий, где родители являются активными участниками.

Учебно-тематический план.

Раздел

Темы занятий

Всего

(кол-во занятий)

1.

Развитие познавательных способностей

1. Вводное занятие.  

1

2. Осень. Игры на развитие восприятия

1

3-4. Осенняя ярмарка. Сад огород: фрукты, ягоды.

1

5-6. Осенняя ярмарка. Сад огород: овощи.

1

7-8. Одежда, обувь, головные уборы.

2

9. Лиственные деревья. Грибы. Игры на развитие логического мышления.

2

10. Деревья и грибы. Игры на развитие воображения.

2

11. Домашние животные и их детеныши.

Пальчиковые игры.

2

12. Дикие животные и их детеныши. Игры на развитие мелкой моторики.

2

13. Птицы. Игры на развитие памяти.

2

14. Рыбы. Игры на сенсорное развитие

2

15. Хвойные деревья. Игры на развитие восприятия.

2

16.Зима, зимние забавы. Игры на развитие логического мышления.

2

17. Новогоднее путешествие. Игры на развитие пространственного воображения.

2

18. Мебель. Игры на развитие чувственного восприятия.

2

19. Посуда.  Игры на сенсомоторное развитие

2

20. Дом, семья. Игры на развитие речи.

2

21. Наш город, моя улица. Игры на развитие связной речи.

2

22. Профессии. Сюжетно-ролевые игры.

2

23. День защитника Отечества. Военные профессии. Театрализованные игры.

2

24. Транспорт. Правила дорожного движения

Игры на развитие пространственного воображения.

2

25. Мамин праздник. Игры на развитие эмоциональной сферы.

2

26. Весна. Игры на развитие цветовосприятия.

2

27. Насекомые. Игры на развитие мелкой моторики.

2

28. Время. Игры на развитие математических представлений.

2

29. Цветы. Игры на развитие слухового восприятия.

2

30. Космос. День космонавтики. Игры на развитие логического мышления.

1

31. Школа. Игры на развитие внимания.

1

32. Скоро в школу

1

33. Итоговое занятие  «Что мы умеем делать хорошо»

1

Всего:

52

Список литературы.

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. М.: ВО Совэкспорткнига, 1991.
  2. Александрова Т.В. Практические занятия по формированию грамматического строя речи у дошкольников. СПб. Детство-Пресс, 2004.
  3. Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:АСТ,2006.
  5. БитяноваМ.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.: ООО» Совершенство»,1998.
  6. Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.:Линор, 1999.
  7. С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет.Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития,2007
  8. Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику.М.: Линор, 1999.
  9. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
  10. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
  11. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.
  12. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
  13. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
  14. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально волевой регуляции у учащихся начальной школы 60 конспектов. М.: Айрис-пресс»,2004.
  15. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
  17. Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
  18. Череманкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль, 1999.
  19. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "АБВГДейка" дополнительного образования

Настоящая рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В процессе ее реализации ребенок должен овладеть знаниями, умен...

Рабочая программа "АБВГДейка"

Содержание: I. Пояснительная записка…………………………………………..……………………2-31.1.Поэтапное содержание программы по обучению чтению ………………..…………..31.2. Цели и задачи  программы .......................

Рабочая программа "АБВГДейка" для детей 6-7 лет

Рабочая программа по подготовки детей к школе.Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс,...

программа "АБВГДейка"

Дополнительная образовательная программа речевого развития дошкольников "АБВГДейка"...

Программа АБВГДЕЙКА

Программа АБВГДЕЙКА, разработана для дополнительного образования детей. Данная программа позволяет детей дошкольного возраста научить детей читать. В основе программы лежит  методика обучения чте...

Программа "АБВГДейка"

Деятельность дополнительной образовательной программы нацелена: на формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности, на объективную оценку ее результатов. Работа в кружке по ...

Дополнительная программа "АБВГДейка"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение ра...