Программа "АБВГДейка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Деятельность дополнительной образовательной программы нацелена: на формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности, на объективную оценку ее результатов. Работа в кружке по подготовке к начальному обучению позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Большое внимание уделяется формированию способностей сотрудничества со взрослыми, со сверстниками, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abvgdeyka_2019.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЁСОВО - НЕТЫЛЬСКАЯ СОШ»
Утвержден:
протокол № 1 от 31.08.2019г.
педагогического совета
Директор МАОУ
«Тёсово-Нетыльская СОШ»
_________Е.П. Икконен
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АБВГДейка»
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Срок реализации
программы:
1 год
Возраст детей:
6 – 8 лет
Руководитель: Буланова М.Н.
Структура программы
1. Пояснительная записка ………………………………………… 3-5
2. Учебно-тематический план ……………………………………. 6- 8
3. Содержание программы ………………………………………... 9-12
4. Методическое обеспечение программы ……………………… 13
5. Список литературы ………………………………………………14
2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее актуальной проблемой старшего дошкольного возраста была и остается подготовка детей к начальному обучению в школе. Переход от статуса «дошкольник» к статусу «школьник» является переломным моментом в жизни ребенка. Главная задача, которая стоит перед родителями, учителями и воспитателями - создать условия развития ребенка по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ, приспособиться к требованиям школы, быть готовым к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению, их успешной адаптации к новым условиям.
Деятельность дополнительной образовательной программы нацелена: на формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности, на объективную оценку ее результатов. Работа в кружке по подготовке к начальному обучению позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Большое внимание уделяется формированию способностей сотрудничества с взрослыми, со сверстниками, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью.
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов, позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок, является применение такой формы, как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
3
Цели и задачи дополнительной образовательной программы:
Цели: создать каждому ребенку возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром.
Задачи: обеспечение психолого-педагогической поддержки и укрепления здоровья; развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи; формирование навыков учебного сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других); развитие мелкой моторики рук; воспитание организованности в учебной деятельности.
Исходя из составных частей школьной готовности, в программу включены следующие разделы:
1. Подготовка к грамоте (1 раз в неделю)
2. Развитие элементарных математических представлений (1 раз в неделю).
Программа рассчитана на 32 недели по 2 занятия в неделю по 30 минут для детей 6 – 8 лет. Реализуется в форме фронтальных занятий в групповом помещении.
Срок реализации программы: с 01.10.2018г. по 31.05 2019г.
Планируемые результаты освоения программы: будущие первоклассники научатся:
- Знать числа второго десятка и записывать их;
- Решать примеры и арифметические задачи и записывать решение;
- Ориентироваться на листе бумаги;
- Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности событий;
- Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- Подбирать слова к заданным звуковым схемам;
- Читать слоги, маленькие слова, предложения;
- Проводить контроль и самооценку выполненной работы;
- Самостоятельно формулировать учебные задачи.
Формы и методы промежуточной аттестации:
1 раз в 2 месяца создается газета – фотоотчет с проводимых занятий; в декабре и апреле проводится открытое занятие.
В конце учебного года (в мае) создается презентация о проделанной работе.
4
Реализация данной программы позволит обучающимся достичь следующих уровней освоения программы:
Низкий
Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Не проявляет речевую активность в общении. В речи использует простые предложения. Слабо владеет диалогической и монологической речью. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.
Классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений.
Средний
Допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Допускает ошибки в согласовании существительных с числительными и прилагательными. Владеет диалогической речью, а монологической речью пользуется неактивно. Определяет звуковой состав слова, затрудняется определить звук в середине слова.
Осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью взрослого выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Затрудняется в решении простых задач на увеличение и уменьшение.
Высокий
Употребляет разные части речи точно по смыслу. Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными. В своей речи использует предложения разных видов. Владеет диалогической и монологической речью. Овладел всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Хорошо определяет звуковой состав слова.
Осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Самостоятельно составляет простые задачи на увеличение и уменьшение.
5
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ОКТЯБРЬ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1.Звуки речи. Звуки гласные и согласные. 2. Гласные буквы А – Я. 3. Гласные буквы О – Ё. 4. Гласные буквы У – Ю. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1.Числа и цифры от 1 до 10; математическая загадка; работа со счетными палочками. 2.Знаки = = + - , математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги. 3. Счет по образцу и названному числу, геометрические фигуры, ориентировка во времени. 4.Знаки > , < , =, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа 6 из двух меньших, логическая задача. | |
НОЯБРЬ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 5. Гласные буквы Э – Е. 6. Гласные буквы Ы – И. 7. Твердые и мягкие согласные звуки [с], [с]. Буква С. 8. Звуки [с], [с]. Буква С. Слог – слияние. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 5.Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. 6.Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве. 7.Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. 8.Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. | |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 9. Звуки [м], [м]. Буква М. Деление слов на слоги. 10.Звуки [х], [х]. Буква Х. Ударение 11.Звуки [н], [н]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах людей. 12. Звуки [н], [н]. Буква Н. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 9. Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени. 10.Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших. 11.Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры. 12. Отношения между числами, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени. | |
ЯНВАРЬ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 13. Звуки [р], [р]. Буква Р. 14. Звуки [л], [л]. Буква Л. Предлоги. 15. Звуки [з], [з]. Буква З. 16. Звуки [в], [в]. Буква В. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 13.Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. 14.Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина, логическая задача, геометрические фигуры. 15.Число 14, логическая задача, ориентировка во времени. 16.Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 17. Звуки [ф], [ф]. Буква Ф. 18. Звуки [г], [г]. Буква Г. 19. Звуки [к], [к]. Буква К. 20. Звуки [б], [б]. Буква Б. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 17.Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. 18.Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры. 19.Число 16, величина, ориентировка во времени, геометрические фигуры. 20.Математическая загадка, знаки +, -, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | |
МАРТ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 21. Звуки [п], [п]. Буква П. Прописная буква в кличках животных. 22. Звуки [д], [д]. Согласная буква Д. 23. Звуки [т], [т]. Буква Т. 24. Звук [ж]. Буква Ж. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 21.Число 17. Решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. 22.Число 17. Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. 23.Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. 24.Число 18. Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. | |
АПРЕЛЬ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 25. Звук [ш]. Буква Ш. 26. Звуки [ж], [ш]. Согласные буквы Ж, Ш. Сочетания ЖИ, ШИ. 27. Звук [ц]. Буква Ц. 28. Звук [й]. Буква Й. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 25.Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая задача. 26.Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. 27.Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. 28. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. | |
МАЙ | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 29. Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ЧА, ЧУ. 30. Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ЩА, ЩУ. 31.Разделительные знаки: Ъ, Ь. 32. Алфавит. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 29.Знаки +, -, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. 30.Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры. 31.Соотнесение количества предметов с цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача. 32. Задачи – шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки. | |
ИТОГО | 32 недели 2 занятия в неделю по 30 мин. | 32 занятия по обучению грамоте 32 занятия по математике всего: 64 занятия |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Задачи по обучению грамоте:
1. Расширить представления о некоторых категориях фонетики, графики, орфоэпии и лексики: звук, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, буква, слог, слово, предложение, ударение. Подбирать слова к заданным звуковым схемам
2. Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
3. Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
4. Чтение слогов, маленьких слов, предложений
Тема 1. Гласные звуки и буквы.
Алфавит. Гласные звуки и буквы Ы. И. А, 0, У, Э понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение. Понятие «буква». Гласная буква.
Выделение в слове гласного звука, обозначение гласного звука буквой. Дифференциация понятий «звук» и «буква».
Подготовка к обучению грамоте: Артикуляция, характеристика звука. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.
Развитие речи: расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме занятия. Развитие грамматически и фонетически правильно оформленной самостоятельной речи. Чтение литературных произведений: стихов, загадок.
Тема 2. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки.
Твердые и мягкие согласные звуки. Слоги. Звуковой анализ состава слогов и слов.
Анализирование звукового состава слога, чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений, выделение в слове твердых, мягких согласных, выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. Подбор слова на заданное количество слогов, выделение в словах первого и последнего слога, составление слова из звуков и слогов, из первых и последних звуков или слогов в названии картинок. Составление и чтение слогов с изученными буквами.
Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.
Тема 3. Слог. Звонкие и глухие согласные.
Понятия «согласный звонкий звук, «согласный глухой звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение. Парные согласные звонкие и глухие звуки.
Слого - звуковой анализ слов. Выделение согласного звонкого и глухого звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове. Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов; составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; выделение в словах первого и последнего слогов; подбор слов на заданный слог; составление прямых и обратных слогов.
Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.
Тема 4. Сонорные согласные звуки. Звук –й .
Твердые и мягкие согласные звуки (н,м,л,р) Слоги. Звуковой анализ состава слогов и слов.
Анализирование звукового состава слога, чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений, выделение в слове твердых, мягких согласных, выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. Подбор слова на заданное количество слогов, выделение в словах первого и последнего слога, составление слова из звуков и слогов, из первых и последних звуков или слогов в названии картинок. Составление и чтение слоговс изученными буквами.
Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.
Тема 5. Шипящие согласные звуки
Слого - звуковой анализ слов. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове, акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Составление рассказа по картинке.
Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.
Тема 6. Буквы Ъ и Ь знаки
Буквы есть, а звуков нет.
10
Задачи по математике:
1. Систематизировать накопленные знания: считать в пределах 20 (прямой и обратный счет); цифры 0-10.
2. Решать примеры и задачи в пределах 10
3. Ориентироваться в пространстве и во времени
4.Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами
5. Расширить представления о геометрических фигурах
6. Выполнять различные виды графических диктантов
7. Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам
8.Продолжать развивать умения думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение
Тема1. Количество и счет.
Деление множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу, дополнение, удаление из множества частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части. Образование чисел, навыков количественного счета в пределах 20. Понятие отношений между числами. Сравнение чисел в пределах 10. Последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10; называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 20. Называние предыдущего и последующего числа к названному числу или обозначенному цифрой, называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после». Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и более равных частей; установление отношения целого и части. Составление чисел из двух меньших до 10. Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). Установление закономерностей. Логические задачи на синтез и анализ. Тема2. Величина. Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры, линейки. Развитие понимания зависимости результата измерения длины, от величины меры. Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Понимание зависимости результата измерения объема, от величины меры. Сравнение предмета по весу (тяжелее – легче). Работа с весами. Тема3. Форма. Геометрические фигуры. Расширить представления о фигурах, их элементах (углы, вершины, стороны). Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. Тема4. Ориентировка в пространстве. Ориентировка на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); умение двигаться в соответствии с условными обозначениями. Тема5. Ориентировка во времени. Названия месяцев года, последовательность дней недели, определение времени по часам. 12 |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации образовательной деятельности необходимы следующие условия:
- информационные
Таблица «Алфавит»
Букварь
Наборы картинок по развитию речи
Лента букв; лента цифр
- материально-технические
Счетные палочки
Пластилин
Простые карандаши
Цветные карандаши
Ручки
Линейки
Математические планшеты
Доска
Маркеры
Проектор
Ковер Васкобовича
Математические пеналы
13
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
2.«Математика для детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова.
3.«Развитие математического мышления у детей 5-7лет. » Е. В. Колесникова.
4.Развитие математический представлений у дошкольников с ОНР. Н.В.Нищева.
5.Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
6.Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"
7.Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж: ЧК Лакоценин С. С.,2007.-96с.
8.Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз - ступенька, два - ступенька».
9.Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
10.Т.Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
11.Е.А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
12.Е. Н. Панова «Дидактические игры - занятия в ДОУ».
13. Е.В. Колесникова " От А до Я"
14.Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
15.К.В. Шевелёв "Готовимся к школе"
16.О.Г Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать». Альбом упражнений для детей 5-7 лет. Конспекты занятий.
17.Математика в детском саду. Национальное образование.
Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных
консультаций с родителями:
1.Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
2.Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
3.Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
4.Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для
подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
5.Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
6.Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г
14