"Цветик - семицветик" Программа эмоционального и волевого развития детей
рабочая программа (средняя группа) на тему
Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. В трезлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его социализацции период - кризис 3-х лет. маленький ребенок впервые начинает осознавать свою индивидуальность и автономность, стремится к самостоятельности. В этом возрасте проявляется интерес к совместной деятельности и "Игра рядом" переходит в "игру вместе". В связи с этим важно научить ребенка контролировать свои эмоции, распознавать эмоции другого чселовека. Способствовать развитию коммуникативных навыков в совместном общении детей. Также немаловажно развитие личностной сферы - самоотношения ребенка (формирование адекватной самооценки) и его интеллектуального уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetik_-semitsvetik_3-4_goda.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образование
Коррекционно - развивающая программа
Срок реализации программы – один год
Возраст детей 3 - 4 года
Составили: педагог - психолог Журавлева И. Н.
Пояснительная записка
К развивающей программе Н. Ю. Куражевой, Н. В. Вараевой, А. С. Тузаевой, И. А. Козловой
«Цветик – семицветик».
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей.
Педагога – психолога Журавлевой И. Н.,
Возраст детей, обучающихся по программе составляет 3 – 4 года
Год разработки программы 2000
Количество часов по программе: 31 час
Количество часов в неделю: 1
Актуальность данной программы заключается в том, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов.
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис (кризис 3-х лет). Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою индивидуальность и автономность, стремится к самостоятельности. Яркими проявлениями это являются: негативизм, упрямство, строптивость.
В возрасте 3 – х лет у детей проявляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Основным видом деятельности становится игра. Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея программы состоит в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога в ДОУ.
Цели и задачи программы:
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка, в мир человеческих эмоций:
- развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения:
- способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе:
- развивать способность подчинять свои действия правилам;
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы «Цветик – семицветик»
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)
Апробация программы «Цветик – семицветик»
Данная программа разработана на базе кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования (НИРО) в 2000 г., прошла апробацию на базе НОУ «ОЦ «ДИВО» и СРЦН «Надежда» Советского района г. Н. Новгород.
С 2001 г. по настоящее время успешно реализуется на базе семи филиалов НОУ «ОЦ «ДИВО» г. Н. Новгород
В 2002 г. программа прошла экспертизу в НИРО, получила заключение научно – методического экспертного совета, сертификат серия А № 80 А.
В 2003 г. программа заняла 1-е место на Всероссийском конкурсе программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста, проведенного Министерством образования России.
Основные формы работы в рамках программы
Групповые занятия. Возраст 3 – 4 года. Число детей в группе составляет 5 – 6 человек. Время занятий – 20 минут
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности, ведущим психическим процессом для данного возраста является восприятие.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил
Оснащение занятий
- Аудио – видеотека;
- настольно – печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер;
- рабочие тетради;
- фильмотека.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятий;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап:
- создание эмоционального настроя в группе;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап:
- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснение исходного знания детей по данной теме.
3. Практический этап:
- подача нового материала на основе имеющихся данных;
- задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
- отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап:
- обобщение полученных знаний;
- подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и воспитателей.
Работа с родителями детей – участников программы
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров, «круглых столов».
Тематическое планирование курса для детей 3 – 4 лет
Месяц | Перечень занятий |
Сентябрь | Занятие 1. Знакомство Занятие 2. Давайте дружить Занятие 3. Правила поведения на занятиях Занятие 4. Я и моя группа |
Октябрь | Занятие 5. Радость Занятие 6. Грусть Занятие 7. Гнев Занятие 8. Словарик эмоций |
Ноябрь | Занятие 9. Осенний праздник Занятие 10. Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты Занятие 11. Восприятие формы Занятие 12. Восприятие величины (большой – маленький) |
Декабрь | Занятие 13. Здравствуй, зима Занятие 14. Диагностика - 1 Занятие15. Диагностика - 2 Занятие 16. Новогодний праздник |
Январь | Занятие 17. Восприятие величины (широкий – узкий) Занятие 18. Восприятие величины (длинный – короткий) Занятие 19. Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки |
Февраль | Занятие 20. Сказка «Теремок». Обобщение: животные Занятие 21. К. И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда Занятие 22. Л.Ф.Воронкова «Маша – растеряша». Обобщение: одежда, обувь Занятие 23. Мальчики – одуванчики |
Март | Занятие 24. Девочки - припевочки Занятие 25. Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель Занятие 26. Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь Занятие 27. Страна Вообразилия |
Апрель | Занятие 28. День смеха Занятие 29. Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые Занятие 30. Итоговая диагностика - 1 Занятие 31. Итоговая диагностика - 2 |
Ожидаемые результаты программы связаны с поставленной целью и задачами курса.
Список литературы
1.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: «Валери СПД», 2001.
2. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь. Програмы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет. М.: АРКТИ, 2002.
7. Калинина Р. Р. тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.
8. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: Литур, 2000.
9. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы – занятие об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М.: Мозаика Синтез, 2000.
10. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО Издательство АСТ, 2000.
11. Шишова Т. Страхи – это серьезно. М.: Искатель, 1997.
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых (работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными, аутичными детьми). СПб.: Речь 2002.
13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями
В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников пр...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Скоро в школу» 6-7 лет .
. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радо. Способствовать самопознанию ребенка.. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, стр...
Тематический вечер с родителями «Эмоционально-волевое развитие детей через подвижные игры»
Цель: повысить педагогическую культуру родителей (воспитателей), пополнить их знания по вопросу эмоционально-волевого развития.Задачи: Ø создать эмоциональный и благоприятный настрой родител...
«Цветик-семицветик» программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
Цель программы: развитие эмоциональной сферы дошкольников . Введение ребенка в мир человеческих эмоций....
Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...