Круглый стол "Профессиональная компетентность педагога"
консультация ( группа) по теме

Бобкова Татьяна Валерьевна

Из опыта работы старшего воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx28.28 КБ
Файл programmka.docx535.59 КБ
Файл prezentatsiya_kruglogo_stola.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ

для педагогов

Уважаемые педагоги!

  1. Вводная (постановка проблемы)

 Чтобы заранее не объявлять тему круглого стола, его мы начнём с проблемной постановки вопроса.

Я вам расскажу небольшую притчу, а вы после моего прочтения попробуете сами сформулировать тему.

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».  Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных».  Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились.  «Ведь ты же сказал ему  то же  самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Итак, о чём сегодня пойдет речь?  (ответы педагогов)

Всё сказанное по - своему верно. А теперь попробуйте объяснить, почему из всех тем  выбрана именно эта? (ответы )

  1. Актуальность выбранной темы

Главным условием повышения качества дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. В связи с этим необходимо формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми.

Тема нашего семинара «Профессиональная компетентность педагога».

Я в своём выступлении останавлюсь на коммуникативной компетентности, меня продолжит с результатами диагностики среди педагогов Ольга Витальевна.

Далее выступит Елена Артуровна с темой «ИКТ – компетентность педагога. Что это такое?» - и поделится своими наработками  в этой области.

Для того, чтобы вы понимали, откуда взялись проф.компетентности, я обращаю ваше внимание на приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»»

Ваше домашнее задание  - изучить профессиональный стандарт педагога и соотнести с собой и своими знаниями, умениями и навыками, т.е. провести самоанализ.

Это понятно?


А мы обращаемся к понятию «коммуникативная компетентность»

Выскажите вашу точку зрения, что это такое? 

Всё верно, коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он (дети, их родители, коллеги).

Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.


- Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Перед вами названия сказочных персонажей. Я буду зачитывать  описания шести воспитательских позиций, а ваша задача выбрать распределить героев сказок к соответствующим педагогическим позициям.

  1. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его установок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребёнка, посещающего группу с таким воспитателем, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её. Дети быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

(Карабас-Барабас)
2.. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет. Он умён, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. В повседневном общении, при естественно возникающих конфликтах, педагог действует просто – непонятное ему автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности. .(Мальвина).

Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему (Спящая Красавица)

Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, ни на минуту не оставляет детей без внимания и контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжуёт и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость действовать самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень – вот последствия такой воспитательской позиции. (Наседка).
  Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. Как следствие – эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность. (Снежная Королева).

Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Главное – любит детей! Обучение проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру и проблемные ситуации в повседневной жизни. (Мери Поппинс)
-Как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной. (ответы педагогов)


Важно, что как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

А теперь проведём  блиц - опрос

Читаем ситуацию, выбираем вариант из предложенных или выбираем свой

  1. В группе вы видите, что двое детей ссорятся (дерутся). Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают.

А – Вы сначала резко прекращаете ссору, разняв детей, а затем выясняете причину ссоры

Б – Вы продолжаете делать замечания, после чего разнимаете детей, разведя их в разные части комнаты

В – Вы прекращаете ссору, наказав обоих детей, не выясняя кто прав
Г – ваш вариант ответа

2.Два мальчика старшего возраста шумно ведут себя в группе. Один «оседлал» другого и катается на нем.

А – Вы предлагаете всем детям поиграть в такую игру, самим активно включившись в игру

Б – Вы резко прекращаете игру, отругав детей за непозволительное поведение

В – Вы предлагаете продолжить играть в лошадок, посадив на каждого из мальчиков по игрушке и рассказывая о том, как ведут себя лошадки, постепенно переключая детей на более спокойную игру

Г – ваш вариант ответа

   3.В группе к Вам достаточно регулярно подходит один из детей и «ябедничает» на своих товарищей.

А – Вы не обращаете внимание на поведение ребенка

Б – Вы спокойно относитесь к такому поведению, пытаясь включить ребенка в игры других детей

В – Вы пытаетесь бороться с поведением ребенка, «отчитываете», объясняете, что так делать плохо

Г – ваш вариант ответа

4.В группу пришла новая девочка, которую дети не принимают, из-за того, что она очень отличается от других ребят.

А – Вы попытаетесь её сблизить прежде всего с «популярными» и активными детьми

Б – Вы будете проявлять к ней особое внимание, постоянно демонстрируя это детям.

В – Вы считаете, что нужно немного времени, чтобы дети привыкли к новой девочке

Г – ваш вариант ответа

   5.Один из воспитанников, в присутствии других детей, задает каверзный вопрос, на который Вы не знаете ответа. Все дети вопросительно смотрят на Вас.

А – Вы предлагаете детям высказаться по данной теме и предлагаете всем задать этот вопрос родителям, а завтра обсудить, кто и что узнал, а также подготовиться самому, найдя нужный материал.

Б – Вы отчитываете ребенка за вопросы не по теме и говорите, что об этом вы будете говорить через месяц

В – Вы начинаете говорить все, что приходит в голову, «уводя ребенка» от интересующей темы

Г – ваш вариант ответа

Мы с вами рассмотрели линию «педагог  - ребёнок».

Сделаем вывод: какие принципы важно  соблюдать при общении с ребёнком?  ( Принципы доброжелательности, доверия и терпимости к личности ребенка. В связи с этим возникает необходимость в умении управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к детям)

 Что недопустимо?  ( Недопустимость неприязни и равнодушия в общении с ними, недопустимость унижения достоинства учащихся)

Теперь  нас будет интересовать линия «педагог – педагог». Профессионально-деловые отношения: "по горизонтали" - с коллегами (общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами) и "по вертикали" - с администрацией (диалогичность, плюрализм, толерантность). Что означают термины плюрализм и толерантность? ( Толерантность – терпение, плюрализм  -проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений,ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно 

значимых для них ситуаций)

 Сейчас поиграем  и  заодно посмотрим, насколько вы толерантны и тактичны  в общении

 Смысл игры: вам делают замечание, вы должны ответить корректно и тактично, используя технику «Я  - сообщение»

Правила:

по вертикали:

образец: Ольга Витальевна не оформлен информационный стенд для родителей ( техника «Я – сообщение»)

Татьяна Викторовна отсутствует демонстрационный материал к занятию

Людмила Витальевна февраль заканчивается, а огород на окне не оформлен

Роза Алиевна до сих пор не сданы протоколы родительских собраний за текущий год

Евгения Владимировна маркировка на кроватях не соответствует постельному белью

Татьяна Степановна  нарушен режим прогулки

Елена Вячеславовна  прогулка организована без выносного материала

Наталия Викторовна  детки рисуют, но почему – то без  образца

Светлана Николаевна не принесли конспект открытого занятия по ООД

Елена Артуровна в построении предметно – пространственной среды не учтён гендерный принцип

Кристина Валерьевна  в музыкальном занятии отсутствовало слушание музыки

Ирина Борисовна  не увидела сценарий праздника

Наталья Леонидовна  занятие по ФЭМП без раздаточного материала

по горизонтали

Наталия Викторовна        Елене Вячеславовне

(обращение) мы же договаривались, что вы сегодня снимите вытынанки

Татьяна Степановна        Светлане Николаевне

(обращение) Родительница Мария Петровна  с ваших слов утверждает,  что я недокармливаю ребёнка

Наталья Леонидовна        Евгении Владимировне

(обращение) мы же сегодня хотели оформить выставку детских работ

Людмила Витальевна        Татьяне Викторовне

(обращение) я надеялась, что вы принесёте  цветную распечатку памятки для родительского уголка

Роза Алиевна        Юлии Викторовне

(обращение) вы на сегодня планировали оформление уголка для мальчиков, я надеялась

Елене Артуровна            Ольге Витальевне  

(обращение) вы должны были сегодня к нам прийти на занятие      

Ирина  Борисовна                    Кристине Валерьевне

(обращение) я так надеялась обсудить с вами музыкальный материал к спортивному мероприятию

 Подведём итог: как на ваш взгляд должен вести себя компетентный педагог или какими качествами обладать с целью поддержания доброжелательных отношений в коллективе?

 А насколько вы коммуникативны по результатам теста расскажет Ольга Витальевна



Предварительный просмотр:

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком

Людвиг Фейербах

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзепюри

Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми.

Теодор Рузвельт

Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми

 Т.Карлейль

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр образования №34»

(ДОУ №105)

C:\Users\1\Desktop\Фото\утренники 14 - 15 учебного года\фото МБДОУ №105\P1010836.JPG

ПРОГРАММА

проведения круглого стола для педагогов

 в рамках работы по реализации ФГОС ДО

«Профессиональная компетентность педагога ДОУ»

Дата проведения: 17 февраля 2016

 Время проведения: 13.15 -14.30

Место проведения: МБОУ «ЦО №34»C:\Users\1\Desktop\Фото\2015-16 учебный год\фото методист\P1030191.JPG

(г.Тула, ул.Макаренко 3-б)

Организаторы:  старший воспитатель Бобкова Т.В., педагог – психолог Ерохина О.В., воспитатель Яровая Е.А.

Приглашённые: воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физической культуреI:\DCIM\Camera\IMG_20141029_134011.jpg

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

13.15 – 13.45. «Коммуникативная компетентность педагога» (актуальность заявленной темы, особенности воспитательской позиции при общении с детьми, общение по линии «педагог – педагог»). Старший воспитатель Бобкова Т.В.

13.45 – 14.05 «Результаты диагностики педагогов на выявление коммуникативных способностей» Педагог – психолог Ерохина О.В.

14.05 -14.20 «ИКТ – компетентность педагогов» Из опыта работы воспитателя Яровой Е.А.

 

14.20 – 14.30  Подведение итогов круглого стола


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Слайд 2

ПЛАН проведения: Коммуникативная компетентность педагога как один из видов проф. компетентности Старший воспитатель Бобкова Т.В. 2. Результаты диагностического исследования педагогов по теме «Коммуникативные способности» Педагог – психолог Ерохина О.В. 3. ИКТ -компетентность педагога. Что это такое? Воспитатель Яровая Е.А.

Слайд 3

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Слайд 4

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог наиболее успешен, если он: контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает

Слайд 6

В группе вы видите, что двое детей ссорятся (дерутся). Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают А – Вы сначала резко прекращаете ссору, разняв детей, а затем выясняете причину ссоры Б – Вы продолжаете делать замечания, после чего разнимаете детей, разведя их в разные части комнаты В – Вы прекращаете ссору, наказав обоих детей, не выясняя кто прав Г – ваш вариант ответа

Слайд 7

Два мальчика старшего возраста шумно ведут себя в группе. Один «оседлал» другого и катается на нем . А – Вы предлагаете всем детям поиграть в такую игру, самим активно включившись в игру Б – Вы резко прекращаете игру, отругав детей за непозволительное поведение В – Вы предлагаете продолжить играть в лошадок, посадив на каждого из мальчиков по игрушке и рассказывая о том, как ведут себя лошадки, постепенно переключая детей на более спокойную игру Г – ваш вариант ответа

Слайд 8

В группу пришла новая девочка, которую дети не принимают, из-за того, что она очень отличается от других ребят. А – Вы попытаетесь её сблизить прежде всего с «популярными» и активными детьми Б – Вы будете проявлять к ней особое внимание, постоянно демонстрируя это детям. В – Вы считаете, что нужно немного времени, чтобы дети привыкли к новой девочке Г – ваш вариант ответа

Слайд 9

Один из воспитанников, в присутствии других детей, задает каверзный вопрос, на который Вы не знаете ответа. Все дети вопросительно смотрят на Вас. А – Вы предлагаете детям высказаться по данной теме и предлагаете всем задать этот вопрос родителям, а завтра обсудить, кто и что узнал, а также подготовиться самому, найдя нужный материал. Б – Вы отчитываете ребенка за вопросы не по теме и говорите, что об этом вы будете говорить через месяц В – Вы начинаете говорить все, что приходит в голову, «уводя ребенка» от интересующей темы Г – ваш вариант ответа

Слайд 10

Принципы : доброжелательность, доверие терпимость к личности ребенка управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к детям

Слайд 11

Линия «педагог – педагог » "по горизонтали" – с коллегами "по вертикали" – с администрацией общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами диалогичность, плюрализм, толерантность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Круглый стол «Профессиональный стандарт педагога»

Цель:содействовать совершенствованию профессиональной подготовки педагогов для достижения более высокого качества образования в условиях ФГОС ДОУ....

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....

Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»

Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...