Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках Консультация для воспитателей Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать. А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий. Итак: - На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь.
- Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
- На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
- Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
- Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
- Следить за правильным выполнением детьми движений.
- Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
- В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если всё воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей. Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там, и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях: 1. Воспитатель сидит с безучастным видом 2. Воспитатель перебивает исполнение 3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может) 4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) Активность воспитателя зависит от трех факторов1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми. 2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании 3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей: 1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр. 2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре) 3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал. 4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте 5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми 6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку. 7. Знает приемы кукловождения. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте» Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем1. Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели Содержание консультаций: - Знакомство с задачами предстоящих занятий
- Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
- Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
- Продумывание внесения музыки в быт
- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
2. Групповые консультации: - Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
- Составление сцен праздника
- Обдумывание сюрпризных моментов
- Обсуждение различных вопросов
- Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
- Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
- Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
- Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
- Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее
- Обучение приемам кукловождения.
А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники дошкольного учреждения. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Итак: - На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
- Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
- Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
- При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
- Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
- На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
- Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
- Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
- Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними (младший возраст)
- По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
- Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
Консультацию подготовила музыкальный руководитель Увакина Е. Е. |