Обучающий семинар "Музейная педагогика - это?"
методическая разработка ( группа) на тему
Выступление, презентация, памятка для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey.ppt | 1.13 МБ |
vystuplenie.doc | 60 КБ |
pamyatka.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей! - Сказала мне сестра. Вот через площадь мы идем И входим наконец В большой, красивый красный дом, Похожий на дворец.» Сергей Михалков
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Музейная педагогика интегрированно решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе.
сотрудничество детского сада с музеями создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления
МУЗЕИ - место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить.
Совокупность требований к проведению занятий в музее: каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе ознакомительных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; желательно отказаться от произведений, к пониманию которых дети не готовы – это произведения на основе мифов, народных эпосов, произведения религиозного характера; отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; не перегружать детей информацией об авторах, художественном замысле, средствах выразительности, достаточно сделать акцент на эмоционально – эстетической стороне восприятия произведений искусства; итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
МИНИ-МУЗЕИ – это технология музейной педагогики, достоянием которой является информация, заложенная в предметных коллекциях.
Каждый мини-музей работает в нескольких направлениях. поисково-собирательское; (на начальном этапе) огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность. экспозиционное; (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать) экскурсионное (внутри музея).
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы: интеграции деятельности и интерактивности природосообразности научности гуманизации и партнерства культуросообразности динамичности и вариативности регионального компонента
Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; - раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; - объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогом деятельности детей; - формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».
Предварительный просмотр:
ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
дошкольной организации
«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО?»
Составила: старший воспитатель
Иванова Ольга Викторовна
Омск, 2016 г.
Цель семинара: познакомить педагогов дошкольного образовательного учреждения с понятием «музейная педагогика».
Задачи: - сформировать у воспитателей представления о двух крупных направлениях музейной педагогики;
- познакомить с особенностями организации посещения музея детьми дошкольного возраста и организации мини-музея в детском саду;
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
В воскресный день с сестрой моей
мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей,
- сказала мне сестра.
Понятие «музейная педагогика» впервые было введено в научный оборот в начале ХХ века в Германии и связано с именами А. Лихтварка, А. Рейхевена, Г. Фройденталя.
Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году А. Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю, как к участнику диалога. К восьмидесятым годам ХХ века понятие «Музейная педагогика» от определенного вида деятельности эволюционировало до названия научной дисциплины.
В 1928 году немецкий музеевед Клаус Шрейнер предложил рассматривать дисциплину, которая изучает содержание, принципы и методы специфического для музея процесса воспитания и образования. В современных исследованиях музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Уникальность образовательного пространства музеев состоит в возможности организовать общение детей с подлинником как частью культурного наследия. При этом стоит учитывать, что экспонаты в музее представлены в гармонии с другими экспонатами и продуманной музейной обстановкой, что заставляет ребенка «чувствуя, размышлять».
Музейная педагогика интегрированно решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:
1.сотрудничество детского сада с музеями
2.создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
МУЗЕИ - место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить.
Совокупность требований к проведению занятий в музее:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе ознакомительных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- желательно отказаться от произведений, к пониманию которых дети не готовы – это произведения на основе мифов, народных эпосов, произведения религиозного характера;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- не перегружать детей информацией об авторах, художественном замысле, средствах выразительности, достаточно сделать акцент на эмоционально – эстетической стороне восприятия произведений искусства;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
МИНИ-МУЗЕИ
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.
Самым ценным и главным его (музея) достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях.
Каждый такой музей работает в нескольких направлениях.
• поисково-собирательское; (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность.
• экспозиционное; (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать)
• экскурсионное (внутри музея).
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это, например, может быть срисовывание понравившейся картины.
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие
принципы:
- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, области "Социально-коммуникативного развития ", по воспитанию у детей патриотических чувств;
- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- гуманизации и партнерства- мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном
пространстве;
- динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы; разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию миролюбия и формированию чувства патриотизма.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогом деятельности детей;
- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».
СПИСОК рекомендуемой литературы по созданию музея в детском саду
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,
О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3. О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова, «Красна изба…» (знакомство детей с
русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада),
Санкт – Петербург, Изд. «Детство – пресс», 2004 г.
5. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,
Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.
6.Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г.
7.Морозова Л.Д. «Метод проектов в деятельности ДОУ». Ж. «Детский сад от А до Я». М., 2006 г. № 2
8.«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор- составитель: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М, АРКТИ 2006г.
9. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122. (85.101 М89 к883348 кх)
10. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31. (чз)
11. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140. (чз)
12. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с. (74.1 М94 к883392 + CD)
13. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35. (зп)
14. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289. (60.5 С56 к873553 чз)
15. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34. (79.1 М89 к871426 кх)
16. Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65. (чз)
17. Мень, Т. Е. Ребенок и кукла в современном мире / Т. Е. Мень // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 117-122. – Библиогр. в сносках. (85.1 Д38 к883349 кх)
18. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб., 2008. – 48 с. (85.101 М89 к883356 кх)
19. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в условиях дошкольных образовательных учреждений Красносельского района С.-Петербурга / С. Г. Маслова, И. П. Ештокина, И. Л. Саво [и др.] // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 54-70. (85.101 М89 к883348 кх)
20. Некрасова-Каратеева, О. Л. Детское рисование как предмет исследования: искусствоведческий аспект / О. Л. Некрасова-Каратеева // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 10-42. – Библиогр. в сносках. (85.1 Д38 к883349 кх)
21. Олейник, Н. А. Детское творчество с использованием природных материалов / Н. А. Олейник // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 103-109. (85.1 Д38 к883349 кх)
22. Столяров, Б. А. Изобразительная деятельность ребенка как музейно-педагогическая проблема / Б. А. Столяров // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 4-9. – Библиогр. в сносках. (85.1 Д38 к883349 кх)
23. Столяров, Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.: ил. (85.101 С81 к883351+CD муз)
24. Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики : (на примере малого города) / Е. Г. Ванслова // Школьная
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ |
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов. 1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: - родительские собрания; - консультации - индивидуальная работа. 2 этап. Выбор помещения. Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов. 3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. 4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: - оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; - наличие детской мебели для проведения игр, занятий; - соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. 5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. 6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики. | 7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители. 8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей. Оформление мини-музеев Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным.
Экскурсионная работа в мини-музее Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От педагогики повседневности к педагогике развития"
Рекомендация для педагогов....
Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...
Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?
Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обратиться к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...
«Игровые технологии в психолого – педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ ». «Лучший опыт работы (статья) специалиста коррекционной педагогики».
В данной статье хочу описать свой небольшой ,но трудоемкий опыт работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).Дети с ОВЗ – это дети ,которые требуют особое вниман...
План–график проведения обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике на апрель 2021 года
План–график проведения обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике на апрель 2021 годав муниципальном автономном д...
Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ
Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине ОП 01.«Педагогика»
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов заочной формы обучения по программе подготовке специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. «...