«Развивающая среда группы как средство формирования экологической культуры у детей»
статья по теме

Казарцева Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

«Развивающая среда группы как средство формирования экологической культуры у детей»

                                        «Охранять природу – значит охранять Родину»

                                                                                                 М. Пришвин.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия.  Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая  предметная среда. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно обитают в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. К элементам эколого-развивающей среды могут относиться как традиционные, так и нетрадиционные объекты. Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и  использует ее в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду.

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание. Озеленение  участка детского сада – это сад, огород и цветник, которые  традиционны для дошкольного учреждения, но эти объекты интересны многообразием выращиваемых культур, как место для проведения экспериментальной работы, для проведения наблюдений за ростом и развитием растений, для  проведения трудовых мероприятий. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы. Во многих ДОУ имеется такой объект эколого-развивающей среды, ставший также традиционным, как Зимний сад. Вариативность этого объекта проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям и т.д. Поэтому, Зимний сад имеет большое значение при ознакомлении детей  с экзотическими растениями, произрастающими в других климатических поясах. Экологическая комната – новый элемент развивающей экологической среды. Экологическая комната предназначена  для проведения занятий экологического содержания. В экологической комнате могут быть сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений  и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном содействии человека на природное окружение в целях сохранения и приумножения природного достояния. Еще одним элементом природной среды является экологическая лаборатория. Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического образования обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. К новым объектам природной среды на территории ДОУ, которые приобрели популярность, относятся: альпийская горка, мини-ферма, экологическая тропинка. Сегодня дошкольники многих детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам – наблюдают за природой и исследуют ее.

Есть она и в детском саду, где я работаю воспитателем в старшей группе, а именно: МАДОУ, детский сад № 51 г. Хабаровска. Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. К сожалению, в нашем детском саду нет эколога, экологической комнаты и лаборатории, поэтому при организации  экологической деятельности с детьми, мы используем, в основном, традиционные объекты среды. Это, прежде всего, уголок природы и озеленение на территории детского сада.  При подборе растений  мы руководствуемся следующими  требованиями:                                                                                                                

  • безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);
  • растения должны быть интересны для наблюдения;
  • растения должны быть разнообразны по видам;
  • желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;
  • подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.

        Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное  отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. Научно-познавательная функция уголка природы направлена на формирование у детей системы знаний, представлений о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и географических областей. А также на развитие у детей мыслительных процессов и операций, таких как: анализ, сравнение, обобщение, а также таких психических процессов и качеств, как внимание, память, воображение, наблюдательность. Эмоционально-нравственная функция позволяет созданию у детей положительных эмоций, способствует воспитанию бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Деятельностно-практическая функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями.  Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования.

Кроме этого, мы вносим в группу ветки деревьев для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени. Например, весной мы наблюдали за ветками тополя, посаженными в банку с водой, а затем рисовали их с натуры. По мере набухания почек, а затем появления первых листочков дети замечали изменения и отображали в рисунках свои наблюдения. Также, периодически в уголке природы  находятся временные объекты  – лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за «огородом» на окне. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. В  старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и наша задача – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, мы стараемся создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Для этого составили план работы в уголке живой природы на сезон. Дети дежурят, наблюдают, выполняют поручения по уходу за растениями, следят за календарем природы и погоды, который находится рядом с уголком природы. Во время ежедневных наблюдений ребята замечают и рассказывают, что изменилось (например, появились новые листья,  бутоны, цветы). Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных. Кроме названных объектов, в уголке природы находятся также: альбомы, книги, энциклопедии, содержащие материал природоведческого характера; дидактические игры природоведческого содержания; различные природные материалы и поделки из них, сделанные совместно с родителями. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.  Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.        Материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т.д.) и опытнической деятельности хранятся в закрытой полке и свободном доступе для детей.  При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Содержание уголка природы изменяется в зависимости от поставленных целей и задач, а также в зависимости от сезона.     На участке нашей группы есть цветник. Растения для цветника подбираем таким образом, чтобы они цвели с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используем многолетники: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины. А также однолетники: календулу, бархатцы, левкои и др. На территории  ДОУ  предусмотрен огород, где растёт клубника, морковь, лук, огурцы и помидоры, с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с некоторыми овощными культурами и их значением. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов выбраны: лиственница,  береза, тополь, микроландшафт луга, а также  участок, где произрастает мох, клумба с цветами, муравейник. Экологическая тропа создана на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Имеется  карта-схема экологической тропы. Карта-схема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется  как демонстрационный материал в работе. Проводим экскурсии четыре раза в год: в октябре, декабре, марте и мае. Во время экскурсий по экологической тропе мы закрепляем и расширяем  знания детей о сезонных изменениях в природе (в зависимости от времени проведения экскурсии), учим устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Систематизируем знания детей о  природных явлениях, о живых и неживых объектах;  формируем гуманное отношение к объектам живой природы, учим определять маршрут по карте-схеме, организовываем игры.  В процессе экскурсий мы также обращаем внимание детей на красоту природного окружения.  

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды  необходимо  использовать  различные методы и формы работы с детьми, такие как:  дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий,  бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

К формам работы по экологическому воспитанию и образованию можно также отнести просмотр видеофильмов, телепередач о природе; викторины на тему природы, оформление тематических  выставок.                                                                                                     Регулярно, на прогулке и в уголке природы мы проводим наблюдения за природой. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников используем стихотворения, загадки. Впечатления, полученные при наблюдении, мы закрепляем в дидактических играх природоведческого характера, на занятиях по изобразительной деятельности. В ходе совместных наблюдений  дети обобщают и систематизируют знания  о явлениях неживой природы, о растениях, птицах, животных. Наблюдение – основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Для этой цели мы используем циклические наблюдения. Еще одной важной формой совместной деятельности воспитателя и детей являются  интегрированные занятия. На занятиях комплексного, обобщающего и познавательного типа у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе. Природоохранные акции в  ДОУ проводятся в старших группах совместно с родителями воспитанников. В них также принимают участие сотрудники детского сада. Это акции: «Покормим птиц!», «Елочка - колкая иголочка». В процессе воспитания у детей любви к природе важно включать различные тематические праздники и развлечения, в ходе которых ребята учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде. Это такие праздники как:  «В гостях у Осени», «Встречи на поляне»,  «День Земли» и другие. Проведение  таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.        

Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.  Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях и делах, наблюдения, посредством своего практического участия. В организации дежурств мы руководствуемся рекомендациями С. Николаевой: «Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь — март) и завершающий (апрель и май.  В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит постепенный рост самостоятельности детей». В старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, поэтому правильно организованный труд позволяет детям осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для этого необходимо интересно организовывать процесс с помощью привлекательного оборудования, использования проблемного обучения, игровых и образовательных ситуаций. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся, чтобы дети получали положительные эмоции  в процессе трудовой деятельности, осознавали значимость результатов своего труда. Девизом нашей работы стала  китайская пословица «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.
  2.  С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
  3. С.Л. Новоселова. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - №4. 2005.
  4. Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008.
  5.  Система работы по экологическому воспитанию дошкольников.                                      Старшая группа./Сост. П.П. Федосеева. – Волгоград: ИТД Корифей. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

План - конспект «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошколь...

“Стол времен года” – как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование экологической культуры у детей дошкольного ворзраста....

Проектный метод, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.В.Сухомлинский....

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Презентация "Развивающая среда группы, как средство развития поисково-исследовательской деятельности детей 3-го года жизни"

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательно-исследов...

Перспективный план работы по теме «Экологическая акция в ДОУ как средство формирования экологической культуры у детей подготовительной к школе группы»

Перспективный план работы по теме «Экологическая акция в ДОУ как средство формирования экологической культуры у детей подготовительной к школе группы»...