Педагогический проект «Путешествие в мир космоса»
проект (младшая группа) на тему
Познакомить детей с российским праздником «День космонавтики»; создать условия для формирования элементарных представлений о космосе и о первом космонавте Ю. А. Гагарине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект «Путешествие в мир космоса» | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №23»
155815, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Щорса, д. 5 Д
Телефон 2–01–77; 2–28-29
Педагогический проект
«Путешествие в мир космоса»
Разработала:
Кукушкина Зоя Евгеньевна
г. Кинешма 2016 г
Проект «Путешествие в мир космоса»
Срок реализации: 1 неделя
Тип проекта: социально – коммуникативный, творческий.
Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями).
Актуальность
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения. Тема "Космоса" привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное и таинственное потому, что космос остаётся для их взора невидимым и очень загадочным. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Цель: познакомить детей с российским праздником «День космонавтики»; создать условия для формирования элементарных представлений о космосе и о первом космонавте Ю. А. Гагарине.
Задачи:
1.Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы ,развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
3. Воспитывать уважение к людям, работающих в космосе. Воспитывать у детей умение слушать взрослых. Прививать любовь и чувство гордости к своей стране.
4. Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.
Ожидаемые результаты:
1.Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3.С удовольствием рисуют, лепят, играют.
4.Участие в совместной деятельности родителей, празднования Дня космонавтики.
Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Космическое путешествие»; папка-передвижка для родителей « Праздник 12 апреля - День авиации и космонавтики Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе. История космонавтики», выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот удивительный космос».
Реализация проекта:
1. Работа с родителями:
- консультация «Знакомим ребенка с космосом»;
- папка – передвижка « Праздник 12 апреля - День авиации и космонавтики
Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе. История космонавтики»;
- беседа «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с космосом, праздником «День космонавтики», первым космонавтом»;
- поделки и рисунки, сделанные совместно с детьми «Этот удивительный космос».
2. Работа с детьми:
Социально-коммуникативное развитие
НОД «Полёт на неизвестную планету»;
Рассматривание материала по теме «Космос»;
Беседа «Какое бывает небо?»;
Сюжетно–ролевая игра «Полёт в космос»;
Дидактические игры: «Найди каждому космонавту свою ракету», «Расставь космонавтов по росту», «Рисуем «дорожки» от космонавтов к ракетам», «Расставь ракеты на космодромы»;
Познавательное развитие
Беседы по темам: «Удивительный мир космоса»; «Планеты Солнечной системы»;
Опыты: «Почему летит ракета», «Почему солнце маленькое».
Речевое развитие
НОД «Полет в космос».
Рассматривание фотографий.
Рассматривание сюжетных картинок.
Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о космосе.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Художественно эстетическое развитие
НОД. Аппликация с элементами рисования «Космическое путешествие»;
Слушание песен «Разукрасим все планеты» (Барбарики), «Облака белокрылые лошадки»;
Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Космос»;
Чтение рассказов: В.Лепилов «Космическая сказка», В.Бородин «Ракета».
Рисование на тему «Космос» (по воображению)
Лепка «Солнце» (пластилинография);
Конструирование «Ракета» (строитель, конструктор)
Пальчиковая гимнастика «Тучки», «Солнышко светит»
Итог работы: 1.Выставка работ «Этот удивительный космос»
2. Коллективная работа с детьми «Космическое путешествие».
Приложение
НОД «Полёт на неизвестную планету»
Цель: Создание условий для формирования игровой деятельности младших дошкольников.
Задачи: Способствовать формированию понятия у детей о названии планет солнечной системы, развитию интереса к познанию космического пространства. Способствовать формированию умения использовать понятия «большой», «маленький»; различать знакомые геометрические фигуры, количество предметов. Способствовать формированию умения выстраивать диалог, обыгрывать ситуации, играть дружно. Способствовать развитию психических процессов детей: внимания, памяти, мышления, произвольного внимания. Способствовать формированию у детей умения работать самостоятельно и в коллективе, проявлять доброжелательность, желание помочь окружающим
Материалы и оборудование: звездное небо, песочница, ракеты для детей, детали для конструирования ракеты инопланетянина, семейное фото инопланетян, космический фотоаппарат, космодром на Земле и на неизвестной планете, метеорит, схема ракеты инопланетянина, модели планет, мебель для дома инопланетянина.
Сюрпризный момент «Появление инопланетянина».
Инопланетянин: - Ой, ой, куда я попал? - Ребята, где я?
Дети: В детский сад.
И: - Я летел на ракете, моя ракета сломалась и осколки упали на землю. Как же я вернусь домой? Что мне делать?
Дети: Нужно починить ракету
- Посмотрите на схему, может она поможет разобраться вам из каких деталей она состояла? Дети ищут детали ракеты.
Спасибо, ребята, теперь я смогу вернуться на свою планету. Я приглашаю вас в гости, а… давайте полетим ко мне в гости. Но мы все не поместимся в моей ракете, что же делать?
Дети: У нас есть ракеты на космодроме.
Воспитатель: -Сколько у вас ракет на космодроме! А чьи это ракеты? - Кто отправится с тобой в полет, Соня? - Садитесь в свои ракеты, сейчас мы отправимся в необыкновенный полет. Как здорово, вы путешествуете со своей семьей. Я тоже хочу вас познакомить со своей семьей! - Занимайте места в своих ракетах. - Внимание! Начинаем отсчет 5..4..3..2..1. Пуск! Дети берут ракеты в руки
Воспитатель: - До скорой встречи!
В космосе путь еще освещают звезды! - Солнце-это планета? - Можем ли подлететь близко к Солнцу? А почему? – Что это за планета? (Земля) - Что за синие пятнышки на планете Земля? А коричневые?(…)
И: - Мы приближаемся к моей планете, приготовьтесь к посадке на космодромах. Будьте внимательны! Большие ракеты приземляются на космодром «Большая звезда», а маленькие ракеты - на космодром «Маленькая звезда».
И: - Ребята-космонавты, подойдите ко мне. Вы прибыли на нашу планету. У нас есть традиция приветствовать гостей по - особенному. Я покажу вам сигнал. Имена на нашей планете особенные. К вашему имени нужно добавить звуки. Давайте назовем свои имена.
А вот мой дом.
- Это космическая дверь, проходите.
Какой ужас, метеорит разрушил мой дом.
- Нужно убрать метеорит и осколки. А осколки нужно убрать в корзины. Дети раскладывают осколки метеорита в корзины и собирают части фото.
Спасибо!
И: - Ребята, пришло время вам возвращаться домой. Я хочу подарить вам фото на память. Но фотоаппарат необычный инопланетный и фото тоже будет необычное. - Вставайте, ребята. Приготовьтесь, сейчас вылетит комета.
Займите свои места в ракетах и приготовьтесь к старту. Внимание! Начинаем отсчет 5..4..3..2..1. Пуск!
Беседа: «Какое бывает небо?»
Задачи. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.
Ход беседы:
Воспитатель:
Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:
Черное, алое, синее, красное
Небо бывает разнообразное.
Утро как вечер красным подсвечен,
Черное ночью, когда гаснут свечи,
Лампы, фонарики и фонари,
Звезды с луною ты видишь. Смотри.
Утро. И солнышко лучики шлет,
Снова синеет наш небосвод.
Воспитатель:
Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей) .
Воспитатель:
Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь ( Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака?) Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки:
Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды с далека
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
В небе вольно веют птицы,
Крылья только им даны,
Но бывает людям снится:
Над землёй летят они.
Справа небо, слева небо,
Ну, а ты летишь, летишь:
Толи быль, а толи небыль,
Сразу и не различишь!
Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега...
Что же это? Это ж... ( Небо.)
Беседа: «Планеты Солнечной системы»
Цели: Формировать представления у детей о планетах Солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей, умение наблюдать и анализировать, а также развивать память, внимание, речь. Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящих вокруг нас; воспитание любви к родной планете – Земля.
Содержание беседы: Мы уже говорили о том, что Земля – это планета. Она вращается вокруг Солнца, как и другие 8 планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути. Солнце – звезда, который представляет собой огромный раскаленный шар. Его свет настолько ярок, что мы, Земляне, находясь от Солнца на очень большом расстоянии, не можем смотреть на него, не защитив глаза солнечными очками. На поверхности Солнца очень высокая температура, поэтому жизнь там невозможна. А на Земле жизнь невозможна без солнечного света. Помните, как плохо было зверям из сказки К.Чуковского «Краденое солнце?», и когда крокодил проглотил Солнце? Вы уже знаете, что все планеты круглые, холодные и сами по себе не светятся. Это их общие черты. Но есть у них и много отличий. Например, Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, а Меркурий – самая маленькая. У Земли только один спутник – Луна, а у Юпитера их шестнадцать. Меркурий расположен ближе всех к Солнцу, а Плутон – больше всех. Помните, как художник изобразил для вас Солнце и планеты солнечной системы. В центру картины мы видим Солнце. На зеленой окружности, самой близкой к нам, изображен Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. На этой планете почти нет ни воздуха, ни воды, днем очень жарко, а ночью очень холодно. Поверхность Меркурия, так же как и поверхность Луны, покрыта кратерами. На второй по счету, оранжевой окружности изображена Венера – планета бурь. На Венере бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко. Третья по счету, голубая окружность – путь движения Земли. И на ней мы видим нашу голубую прекрасную планету. Четвертая красная окружность – путь движения Марса. Марс называют красной планетой, потому что его поверхность покрыта красным песком. На Марсе холодно и дуют сильные ветры. На его поверхности хорошо видны горы и кратеры. Пятая, светло-желтая окружность – путь движения Юпитера. Юпитер – самая большая и самая грозная планета. На ней гремят сильные грозы. Юпитер и сам как будто состоит из вихрей, на его спутниках находятся множество действующих вулканов. На шестой, темно-желтой окружности находится Сатурн. Это вторая по величине планета Солнечной системы. От других планет она отличается тем, что ее опоясыют кольца, не соприкасающиеся с ее поверхностью. Кольца состоят из множества спутников Сатурна. Кроме колец, состоящих из спутников, у Сатурна есть еще десять самостоятельных спутников. Два из них превосходят по размеру самую маленькую планету Солнечной системы – Меркурий. На следующей окружности бирюзового цвета изображен Уран. Он отличается от других планет тем, что вращается как бы лежа на боку. У Урана пять спутников. За ним по синей окружности вращается Нептун. У этой планеты два спутника, один из которых в Два раза больше Луны. И, наконец, на последней, коричневой окружности находится Плутон. Это планета, о которой люди почти ничего не знают из-за ее удаленности. Хотя точно известно, что Плутон гораздо меньше Земли. В Солнечной системе обитаема только Земля. Искусственные спутники, которые люди запускали к другим планетам, помогли исследовать некоторые из них. И эти исследования доказали, что жизни нет больше ни на одной из планет.
Вопросы на закрепление: 1. Солнце – планета или звезда? Что оно собой представляет? 2. Сколько планет в солнечной системе? 3. Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы? 4. Какая планета самая большая в Солнечной системе? 5. Какая из планет Солнечной системы самая маленькая? 6. Какую планету называют красной? 7. Что вы знаете о планете бурь? 8. У какой из планет шестнадцать спутников? 9. У какой из планет есть кольца?
Конспект НОД «Полет в космос»
Цели:
-Обеспечить формирование познавательного интереса к профессии космонавта, развитие двигательной активности детей;
-Обогащение и активизация активного словаря детей, расширить знания детей о профессии космонавта;
-Воспитывать дружелюбное отношение к друг другу.
Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций о космосе, беседы о профессии космонавта, проведение конкурса «Моя ракета».
Оборудование: макет ракеты ;иллюстрации ракеты, космонавта, скафандра; атрибуты для дыхательной гимнастики; счетные палочки, мяч.
Словарь :космонавт, скафандр
Ход НОД:
-В космосе так здорово!
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово
Острые ракеты
На открытой скорости
Мчатся там и тут!
-Ребята, а вы хотите побывать в космосе и узнать о нем много интересного (да)
-Как называют людей, которые изучают и летают в космос (правильно. космонавты)
-Для того, чтобы набраться в полет мы должны себя подготовить, ведь космонавты очень много тренируются.
Игра с мячом «Каким должен быть космонавт? »(дети называют качества космонавта:умный. добрый. смелый. находчивый, внимательный, решительный, отважный)
-Ребята, а у космонавта есть специальный костюм, когда он выходит в открытый космос он надевает его. Может кто-нибудь знает как он называется (скафандр)
Да, скафандр. Давайте хором произнесем это слово, по очереди. друг другу на ухо (элементы игры "Глухой телефон")
…
-Это очень большой и тяжелый костюм, в нем очень тяжело дышать и двигаться. Мы с вами тоже потренируем свое дыхание.
Дыхательная гимнастика «Звездочка».
-В скафандре не только тяжело дышать, но и двигаться, давайте мы с вами тоже потренируем ноги и руки.
Физкультминутка
Мы идем на космодром
Дружно в ногу мы идем
Мы походим на носках,
Мы идем на пяточках,
Вот проверили осанку
И сведем лопатки
Побежим ребята дружно
Разминаться всем нам нужно.
-Очень хорошо! Мы почти готовы, как вы сказали, что космонавт должен быть умным, давайте выполним следующие задания.
Игра «Один-много»
(Слова-ракета, космонавт, туча, звезда, телескоп, спутник)
Молодцы! Вот мы и готовы лететь, но на чем же мы полетим?
-Правильно, на ракете. Конструктор оставил на схему сборки и мы должны ее сами собрать.
Игра с четными палочками (собрать ракету по образцу) .
-Вот мы и отправились в полет.
Мы крылатые ребята
Космонавты-соколята!
Прямо к звездам золотым
Мы в ракете полетим!
Конспект НОД. Аппликация с элементами рисования «Космическое путешествие"
Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Космическое путешествие». Учить детей составлять изображение ракеты из готовых форм (квадрата, треугольника, кружков разных размеров). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Упражнять в рисовании губкой и ладошками. Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность, уверенность.
Предварительная работа:
Беседа о космосе (открытки, фотографии, дидактические пособия). Подвижные игры «Солнышко и дождик». Выкладывание ракеты из разных предметов (карандашей, счетных палочек, шнурков). Пальчиковая гимнастика «Космонавт» .
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Материалы, инструменты, оборудование.
Лист бумаги голубого (серого, фиолетового) цвета, бумажные формы – квадраты, треугольники, кружочки, клей, губка, гуашь, салфетки матерчатые, вода в миске для споласкивания рук. Материал для рассматривания.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение «Ракета»:
Пилот в космической ракете
на Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Воспитатель составляет на фланелеграфе или магнитной доске изображение ракеты из геометрических форм (корпус – квадраты, нос-треугольник и т.д.). Обращает внимание детей на детали, подготовленные для работы. Дети составляют аппликации.
Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
(Встают на носки, поднимают)
Улетаем на ракете.
(Вверх и тянутся как можно выше )
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз.
( Плавно опускают руки вниз).
Раз, два, три! Потянись.
( Тянутся вверх).
Вот летит ракета ввысь!
( Бегут на месте легким бегом).
Затем по желанию дорисовывают кометы, солнце – ладошками, планеты и другие летающие предметы в космосе – губкой.
После занятия.
Оформление выставки «Космическое путешествие». Чтение стихотворения:
Г. Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Чтение стихотворений на тему «Космос», загадывание загадок
Земля
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким
ххх
Солнечная система
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время
ххх
Свети нам, солнышко, свети…
Яков Аким
- Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живётся!
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
- Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.
-Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка - ква-ква,
Погреться любит тоже!
- Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано.
Пока ты здесь - не улетим
На юг, в чужие страны.
ххх
Путешествие по Луне
Джанни Родари
-У лунного моря
Особый секрет, -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
ххх
ЮРИЙ ГАГАРИН
Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю..."
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу,
Гагарин мне пример.
Он первый в космос полетел
Тогда в СССР.
С волненьем слушал целый мир-
Не чудо ли для всех?!-
Впервые в космос полетел
Советский человек!
С тех пор прошло немало лет.
Привыкли мы к тому,
Что побывать случилось там
Уже не одному.
День космонавтики у нас.
Я тоже так хочу-
Мне надо только подрасти-
И в космос полечу!!!
Автор – Татьяна Шапиро
ххх
Великий день! Низверглись небеса
Для человека, занавес приподнят.
Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза –
Открыт путь в космос человечеству сегодня.
«Восток» взлетел, оставлен Байконур,
«Поехали!..» в сердцах людей застыло,
Когда с улыбкой Он рукой махнул,
Когда корабль к звездам уносило.
Полёт апрельский небо озарил,
Рывок Земли в космические дали.
Гагарин первым подвиг совершил
Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.
Великий день! Не будет он забыт,
Лишь первый шаг в глубины мирозданья.
И подвига Отцов не умалит
И не уменьшит временное пламя.
ххх
Прекрасно нёбо звёздное,
Прекрасен мир планет.
Но вам скажу серьёзно я:
Земли прекрасней нет!
Пусть Млечный Путь и стелется,
Алмазами пыля,
Но верит, ждёт, надеется
Любимая Земля,
Пусть дальняя галактика
И манит, и зовёт,
Но в праздник космонавтики
Вокруг весна цветёт,
И сердце так уверенно
Стучит тебе в ответ:
Доказано, проверено—
Земли прекрасней нет!
ххх
Г. Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
ххх
Римма Алдонина
Звёзды
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
***
Г. Сапгир
Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
- Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Интерес к Космосу пробуждается уже в раннем возрасте. Начать знакомить детей с космосом можно с помощью загадок. Их любят все дети, потому что детские загадки делают восприятие мира ярче. Это не только интеллектуальные упражнения, направленные на развитие мышления у детей, это один из видов устного народного творчества, где в шуточной, упрощенной форме показываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, знакомят детей с животным и растительным миром.
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в... (телескоп)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный ...(спутник)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - ...(комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам ...(Луна)
Подвижные игры
«Солнышко и дождик»
1.Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места.
Дождик, дождик, веселей-
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
2.Цель: Развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки, угадывать погоду.
Ход игры: Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе картинки ( солнышко и дождик), сопровождая показ рассказом: «На полянку выглянуло солнышко, дети вышли гулять. (Звучит муз.образ «солнышко».) Вдруг появилась тучка, закапал дождик, дети побежали прятаться. (Звучит муз.образ «дождик».) Можно использовать большой зонт.
«Солнечные зайчики»
Цель: Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям…Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.
Солнечные зайчики
Скачут по стене,
Солнечные зайчики,
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.
Пальчиковая гимнастика
«Солнышко светит»
Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки.
Материалы: Круг желтого цвета(двусторонний), из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.
Ход игры. Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»).
«Тучки»
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
(Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).
Сюжетно – ролевая игра
«Полет в космос»
Цель: Дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.
Ход игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля - спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.
Затем предложить детям построить ракету из строительного материала.
При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки,
иллюминаторы, пульт управления и т.д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания , использовать предметы – заместители.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»:
тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. (Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем, как ветерок. Следить за тем, чтобы рот был закрыт при вдохе. Повторить 4-5 раз).
Физкультминутка «Ракета»
Раз-два, стоит ракета.
(ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводит руки в стороны)
Ей передадим привет .
(поднимает руки вверх и машет)
Консультация «Знакомим ребенка с космосом».
Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.
Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).
Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду
В океанах с небосвода,
И поэтому вода
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отливы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна.
«Планеты и звезды».
Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды.
Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью. Спойте с малышом песенку «Солнышко»:
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
(Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
(Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется.
(Дети свободно приплясывают.)
Можно поиграть в игру «Солнечные зайчики», используя зеркальце. А также в подвижную игру с элементами пальчиковой гимнастики «Солнышко и дождик»:
Солнышко на небе
Весело сияет.
Весело сияет,
Деток согревает.
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап –кап , кап-кап.
(Дети стучат пальчиком по ладошке.)
Намочил дорожки.
(Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай,
(Грозят пальчиком.)
Ты нас, дождик, догоняй!
(Бегут врассыпную.)
Итак, говоря о развитии познавательной активности детей, а именно по теме «Космос», Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Путешествие на поезде"
В наш детский сад ходят дети железнодорожников. Дети находят в жизни родителей образцы, вызывающие восхищение и желание подражать им. Деятельность ребёнка в детском саду обогащается за счёт непосредст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Путешествие на поезде"
2 этап интеграция различных видов деятельности в процессе реализации проекта«Путешествие на поезде» ...
Педагогический проект "Путешествие Колобка"
Предлагаемый детско-взрослый проект " Путешествие Колобка"(Сказки о главном) направлен на развитие компонентов устной речи детей 4-5 лет реализован в 2011- 2012 учебном году,отмечен Дипломом победител...
Педагогический проект "Путешествие по лукоморью"
Проект по знакомству с творчеством А.С.Пушкина...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Человек и космос» с использованием экспериментально-опытной работы в образовательном процессе
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...
Творческо-познавательный педагогический проект "Этот загадочный мир - Космос!"
Творческо-познавательный педагогический проект. "Этот загадочный мир - Космос!"...
Педагогический проект «Этот удивительный мир космоса»
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В настоящее время дети мало знают о космосе, а ведь развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно...