Место словарной работы в образовательной деятельности при ознакомлении с музейными экспонатами.
статья ( группа) на тему
Дети и музей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Место словарной работы
в образовательной деятельности при ознакомлении с музейными экспонатами.
Алексеева Г.А.
ГОУ Детский сад №1941
Март 2012г.
Место словарной работы в образовательной деятельности при ознакомлении с музейными экспонатами.
При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором её смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Музей приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребёнка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи решаются на экскурсионно-игровых занятиях в музее детского сада.
Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщают их к русской культуре и творчеству. Методика построения игровых занятий с дошкольниками в музее предусматривает обязательное включение игрового аспекта, практической части. Очень важно добиться у детей пробуждения творческой активности, так как новые знания лучше усваиваются при повторении в разнообразных видах деятельности, чем только в словесной форме.
На экскурсионных занятиях в музее детского сада дети знакомятся с предметами народного быта. Некоторые из этих предметов знакомы детям по названиям в сказкам, хотя многие дети даже не представляют как они выглядят, а тем более, как ими пользоваться (прялка, веретено, ступа, пест, ушат и др.). Мы помогаем посредством визуального и осязательного ощущений ввести образ данных предметов в понятие детей об окружающем мире, в активный осознанный словарь. Иногда дети, которые бывают в деревне могут узнавать предметы, которые и по сей день используются в повседневной деревенской жизни: кочерга, коромысло, чугунок. В таком случае ребёнок может поделиться своими знаниями с другими детьми, и такое выступление сверстника улучшает усвоение знаний о данном предмете. Многие предметы, не использующиеся в современной жизни, вовсе незнакомы детям. В таком случае мы не только знакомим детей с новыми для них словами - названиями предметов (ухват, сковородник, рубель, серп, бердо и челнок для ткацкого станка и др.), но и, поясняя назначение, учим действовать с данными предметами быта.
Наряду с предметами быта в музее дети изучают народный костюм, вышивку, народные обряды и традиции, ремёсла, облик и строение крестьянской избы, народную игрушку. Каждая из этих тем даёт широкий спектр возможностей для обогащения словарного запаса детей, их развития, обогащения представлений об окружающем мире.
Для облегчения запоминания детьми новой для них информации и для понимания происхождения названий новых для них предметов, мы обращаем внимание на словообразование. Например, откуда произошли названия предметов: ухват –«хватать», горлан – «с длинным горлышком», душегрея – «душу греет», веретено – «вертится», наличники – «на лице дома» и т.д.
На игровых занятиях в музее обязательно используются сказки, народные песенки, потешки, пословицы и поговорки. При этом детям разъясняется значение непонятных для них старинных слов, поясняется смысл и происхождение расхожих фраз и выражений, типа: «распоясался», «опростоволосился» и др. Занятия могут проходить в виде игры, в форме диалога, когда дети вводят новые слова в активную речь, повторяя их и действуя с соответствующими словам предметами.
Музейная работа играет огромную роль в обогащении словарного запаса детей и, кроме того, побуждает детей к дальнейшим познаниям, пробуждает живой интерес к истории своей страны, своим корням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»
Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)
закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)
закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ Тема "Роль и место LEGO-конструирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
В каждом ребёнке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, являющееся оптимальным средством позн...
Консультация для воспитателей Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника
В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозмо...