Рабочая программа педагога-психолога ДОО
рабочая программа ( группа) на тему

Антоникова Софья Руслановна

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ д/с №31 Лопаревой С.Р. на 2015-2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moya.docx599.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №31 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Принята на педагогическом совете
МКДОУ д/с №31

№ ____ от __________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога на 2015-2016 учебный год

Составлена на основе ООП МКДОУ д/с №31, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.

Составитель:
педагог-психолог Лопарева С.Р.

г. Чехов, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства        

Возраст от 2 до 3 лет        

Возраст от 3 до 4 лет        

Возраст от 4 до 5 лет        

Возраст от 5 до 6 лет        

Возраст от 6 до 7 лет        

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-        

ПСИХОЛОГА        

1. 1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»        

1. 2. НАПРАВЛЕНИЕ  «ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»        

1. 3. НАПРАВЛЕНИЕ        

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА»        

1. 4. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»        

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ        

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА        

2.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОО в условиях реализации ФГОС ДО        

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников        

РАЗДЕЛ III. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА        

ПРИЛОЖЕНИЯ        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ д/с №31 разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"); нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательной организации. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с №31, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой), локальными актами организации.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям деятельности педагога-психолога в ДОО:

  1. Психологическое просвещение - формирование у воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителя образовательной организации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  2. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательной организации, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития.
  3. Психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания в ДОУ, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится психологом как индивидуально, так и с группой воспитанников ДОО.
  4. Психологическая коррекция и развитие - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога - психолога и других специалистов.
  5. Консультативная деятельность- оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Консультации проводятся психологом, как в групповой форме, так и индивидуально.

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития МКДОУ д/с №31 и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольной организации.                                                                                        Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. А предметом - охрана и укрепление психологического здоровья ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).

Цель деятельности педагога-психолога ДОО, реализующаяся в данной рабочей программе - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи деятельности педагога-психолога ДОО:

  • определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
  • создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Содержание деятельности педагога-психолога определяется направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании» ст. 34, и. 1.9);
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации.

МКДОУ д/с №31 имеет общее количество групп – 7.


Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет

Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5 - 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественнотворческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-

ПСИХОЛОГА

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализацию Основной общеобразовательной программы МКДОУ д/с №31, основанной на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» («Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г., 3-е издание, исправленное и дополненное; Москва, Мозаика-Синтез. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).

Основные направления деятельности педагога-психолога

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях - обязательных видах деятельности и дополнительных.

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

1. 1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»

Согласно ФГОС ДО, в ДОО проводится оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Педагог-психолог оказывает содействие педагогам в подборе диагностических комплексов и в проведении отдельных процедур в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинга) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания в ДОО, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психологическая диагностика проводится психологом как индивидуально, так и с группой воспитанников ДОО.

Обязательно:

а) Мониторинг процесса адаптации воспитанников младших групп детскому саду;

б) диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп.

Дополнительно:

а) диагностика воспитанников с целью определения уровня коммуникативного и эмоционального развития для организации и координации работы;

б) по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Диагностический инструментарий

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Диагностика в детском саду

Младшая группа

  1. «Коробка форм» (восприятие)
  2. «Матрешка 3-составная» (мышление)
  3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие)
  4. «Цветные кубики» (восприятие)
  5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность)
  6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Средняя группа

  1. «Коробка форм» (восприятие)
  2. «Покажи и назови» (общая осведомленность)
  3. «Матрешка 3-составная» (мышление)
  4. «Разрезные картинки 4-составные» (мышление, восприятие)
  5. «8 предметов» (память)
  6. «Лабиринты» (внимание)
  7. «Найди такую же картинку» (внимание)
  8. «Найди домик для картинки» (мышление)
  9. «На что это похоже?» (воображение)

Старшая группа

1. «Лесенка» (самооценка)

2. «Нелепицы» (общая осведомленность)

3. «Времена года» (общая осведомленность)

4. «Найди такую же картинку» (внимание)

5. «10 предметов» (память)

6. «Найди"семью"» (мышление)

7. «Рыбка» (мышление)

8. «Рисунок человека» (интеллект)

9. «Последовательные картинки» (речь, мышление)

10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие)

11. «На что это похоже?» (воображение)

Подготовительная к школе группа

1. «Лесенка» (самооценка)

2. «Вырежи круг» (мелкая моторика рук)

3. «Домик» (внимание)

4. «10 слов» (память)

5. «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление)

6. «4-й лишний» (мышление)

7. «Последовательные картинки» (мышление, речь)

8. «Найди недостающий» (логическое мышление)

9. «Рисунок человека» (интеллект)

10. «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие)

11. «На что это похоже?» (воображение)

12. «Запрещенные слова» (развитие произвольности)

13. «Графический диктант» (развитие произвольности)

Диагностическим альбом для оценки познавательной деятельности ребенка, Семаго Н.Я., Семаго М.М.

БЛОК 1.  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ

  • Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия), лист 1
  • «Запоминание двух групп слов» (лист 1)
  • Исследование зрительной памяти (лист 2)
  • Методика Пьерона — Рузера (лист 3)
  • Корректурная проба (лист 4)
  • Таблицы Шульте (листы 5; 6)
  • Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте), лист 7

БЛОК 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС)

  • Узнавание реалистических изображений (листы 8; 9)
  • Узнавание перечеркнутых изображений (лист 10)
  • Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора), лист 11
  • Узнавание недорисованных изображений (лист 12)
  • Буквенный гнозис (лист 13)

БЛОК 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Узнавание конфликтных изображений-нелепиц (листы 14-15)
  • Подбор парных аналогий (лист 16)
  • Простые аналогии (лист 17)
  • Простые невербальные аналогии (листы 18-20)
  • Выделение двух существенных признаков (лист 21)
  • Исключение понятий (лист 22)
  • Исключение предметов (лист 23)
  • Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления (листы 24; 25)
  • Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок (лист 26)
  • Понимание прочитанного текста (листы 27-29)
  • Понимание сюжетной картины (лист 30)
  • Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом (лист 31)

БЛОК 4.   ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов (листы 32-37)
  • Складывание разрезных картинок (листы 38-40)

БЛОК 5.   ПОНИМАНИЕ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

  • Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций (листы 37; 41-43; 45)
  • Понимание временных последовательностей и интервалов времени (лист 44)


Методические пособия по диагностике

№ п/п

Наименование

Автор

Год

1

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Злобенко М.П.

2013

2

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет.

Веракса А.Н.

2014

3

Методы исследования мышления. Практикум по психологии

Дейниченко Л.Б.

2012

4

Практикум по детской психологии. Пособие

Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.

1995

5

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники

Доценко Е.В.

2015

6

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет.

Афонькина Ю.А.

2016

7

Сборник психологических методик по исследованию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Дейниченко Л.Б.

2011

*Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач в соответствии с ФЗ N 636 от 22 октября 1999 г «ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. 2. НАПРАВЛЕНИЕ
«ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Психопрофилактика контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.                 Цель: обеспечение раскрытия возможностей возраста, снижение влияния рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупреждение нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в ДОО. Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Обязательно:

1. Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

2. Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

4. Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Наблюдение режимных моментов, массовых мероприятий с целью предупреждения девиаций в поведении, выявлении воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении.

6. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОО. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. Совместная деятельность с вновь прибывшими детьми при угрозе тяжелой степени адаптации - адаптационные игры, пальчиковая гимнастика.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей, а именно:

  1. Повышение уровня психологических знаний;
  2. Включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОО, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие контингента детей и родителей.

Обязательно:

а) проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

  1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
  2. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
  3. Стили педагогического общения, профессиональная саморегуляция.
  4. Психологические основы взаимодействия с семьей.

б) проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

  1. Адаптация ребенка к ДОУ.
  2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
  3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
  4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
  5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
  6. Психологическая готовность к обучению.

Дополнительно:

а) обновление текстовой информации в групповых информационных уголках; на информационном стенде специалистов; на сайте ДОО, персональном сайте педагога-психолога.

1. 3. НАПРАВЛЕНИЕ

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменение во внутренней психологической сфере воспитанников рассматривается как развивающая. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей; психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития, гармонизация личности ребенка.

В процессе индивидуального сопровождения ребенка и психологического сопровождения группы детей старшего дошкольного возраста педагог-психолог руководствуется Положением о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации. В реализации практического направления деятельности опирается на раздел V. П.20: "Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный конкретный характер".

Коррекционно-развивающая работа планируется и проводится по тематическим планам (утвержденных методическим советом МКДОУ д/с №31 с учетом специфики детского коллектива (группы) и отдельного ребенка.

В коррекционно-развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционно-развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

Обязательно:

а) проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);

б) проведение коррекционно-развивающих занятий по адаптации к среде ДОО с детьми младших групп;

в) выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

Дополнительно:

а) проведение развивающих занятий с детьми младших, средних групп с целью гармоничного развития личности дошкольника, предупреждению отклонений в психоречевом, эмоционально-волевом развитии.

б) совместная деятельность с детьми старших групп с целью формирования и развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Проанализировав социальную ситуацию развития и опираясь на благоприятные условия в МКДОУ д/с №31, нами была разработана система, направленная на развитие личности ребенка, основанная на сензитивности личностного развития на каждом возрастном этапе.

Рис. 1

Особенности развития каждого возраста дошкольного детства

Система развивающих занятий направлена на укрепление уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребенку в приобретении позитивного опыта совместного существования.

Задачи реализуются через игровую и творческую деятельность детей. Игра служит универсальным средством профилактики психоэмоциональных проблем ребенка.

Во время совместной деятельности с психологом ребенок:

1. Моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться;

2. Преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, у него развивается уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях;

3. Формирование у дошкольников языка эмоций, их произвольного опосредованного выражения;

4. Развитие социальных эмоций;

5. Создание условий для открытого проявления эмоций и чувств различными способами.

6. Сглаживание отрицательных эмоциональных состояний.

Данная система реализуется с применением комплексных коррекционно-развивающих программ, ориентированных на каждый возрастной период пребывания в детском саду.

Программы, используемые педагогом-психологом МКДОУ д/с №31 перечислены в Приложении 1.


1. 4. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития ребенка.

Оказание помощи в разрешении проблемы будет успешным тогда, когда человек сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование по вопросам психического развития ребенка. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах муниципального района по теме запроса.

Обязательно:

а) консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

а) педагог-психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

б) педагог-психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы.


РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

2.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

С руководителем ДОО

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательной организации, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данной образовательной организации.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  5. Предоставляет отчетную документацию.
  6. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ГПМПК ЦДиК.
  8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС.
  2. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  3. Участвует в разработках        методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  4. Разрабатывает программы        по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  6. Вносит предложения по        совершенствованию образовательного процесса в дошкольной организации с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  7. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  8. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
  9. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  10. Участвует во внедрении        и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)

С воспитателем

  1. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  2. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  3. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  4. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  5. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе - просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Осуществляет психологическое сопровождение детей на праздниках, во время развлечений и досуга
  2. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений в рамках развивающей, профилактической деятельности.

3. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

С инструктором по физической культуре

1. Знакомит с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

2. Оказывает консультативную и практическую помощь по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

При анализе результатов мониторинга контингента семей, составлении социально-демографических паспортов выявлено, что дети МКДОУ д/с №31  воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование

Информирование родителей о ходе образовательного процесса:

индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, стенда специалистов ДОО, сайта ДОО, персонального сайта педагога-психолога, изготовление памяток, буклетов.

Содержание направлений работы

с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на психомоторное развитие ребенка (консультация, памятки);
  • Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка;
  • Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка (консультации, выступления на собраниях);
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов (размещение на персональном сайте)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду (индивидуальные консультации);
  • Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду;
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения;
  • Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности (памятки);
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения (памятки, информация в групповых уголках, сайт ДОО, персональный сайт педагога-психолога);
  • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях - индивидуальные консультации);
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями;
  • Развивать у родителей навыки общения, используя на собраниях элементы коммуникативного тренинга;
  • Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми;
  • Подсказывать, как легче решить конфликтную        (спорную) ситуацию (родительские собрания, индивидуальные консультации).

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду (памятки с развивающими играми).
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
  • Обращать их внимание на ценность детских вопросов (индивидуальные консультации, сайт ДОО, персональный сайт педагога-психолога).

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Знакомство и возможностями использования пальчиковых игр и гимнастик в развитии речи ребенка (памятки, индивидуальные консультации, родительские собрания, сайты).
  • Рекомендации родителям для обращения на консультацию к специалистам (логопед, дефектолог, невролог) (индивидуальные консультации по результатам диагностики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
  • На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений (рекомендации по музыкотерапии, арт-терапии - сайт ДОО, персональный сайт педагога-психолога).

РАЗДЕЛ III. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  1. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
  2. Обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
  3. Достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  4. Сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
  5. Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
  6. Функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
  7. Сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
  8. Вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Реестр программ и методов педагога-психолога МКДОУ д/с №31

2.  План работы педагога-психолога МКДОУ д/с №31 на 2015-2016 гг

3. График работы педагога-психолога МКДОУ д/с №31 на 2015-2016 гг

4. Циклограмма работы педагога-психолога МКДОУ д/с №31 на 2015-2016 гг

5. Должностная инструкция педагога-психолога МКДОУ д/с №31

6. Паспорт кабинета педагога-психолога

7. Список научно-методических пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...