"Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию с детьми
среднего возраста (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 « Сибирячок»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию с детьми
среднего возраста (4-5 лет)
Тема: «Путешествие в страну Знаний»
Воспитатель I квалификационной категории
Слажнева Оксана Александровна
г. Бердск
2016 г.
Цель: Развитие познавательного интереса детей, умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
- Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы, поощрять выдвижение гипотез (предположений), развивать мышление и активную речь.
- Развивать творческое воображение и активность детей в речевой и художественно-эстетической деятельности на основе элементов ТРИЗ.
- Воспитывать желание работать в команде, помогать друг другу.
Оснащение: музыкальное сопровождение, волшебная книга, куклы Колобок и Лиса, ТРИЗ - схемы для составления причинно-следственных предложений и схемы с именами признаков для постановки вопросов, декорации для оформления летней полянки, зонт, материалы для творчества на выбор детей (вата, соленое тесто, бумага, глина, снег, пластилин, фольга, «озеро», бумажные корабли и пароходы, бросовый материал для переправы, подарок от Колобка и Лисы, фишки для самооценки детей.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок»; ситуативный разговор о дружбе и взаимопомощи; конструирование из бумаги для познавательно-исследовательской деятельности; игровая деятельность воспитанников «Хорошо-плохо», «Угадай имя признака»; создание и решение проблемных ситуаций.
Ход образовательной деятельности:
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель: Сегодня я приглашаю Вас в страну Знаний… Страна эта находится в книге, ведь читая книгу, мы узнаем много нового и интересного. Почитаем?
Воспитатель: Сегодня книга просто вырывается из моих рук! Как-будто какой-то сказочный герой мечтает выпрыгнуть из нее прямо к нам в группу…
Ой! А вдруг это волк или Бармалей? Может спросим у него кто он? (Стучит по обложке книги как в дверь) Тук-тук-тук!
- Кто- кто в стране Знаний живет?
- Кто- кто сегодня к нам в гости придет?
Ответ из книги: Три вопроса мне задайте
И скорее отгадайте!
Воспитатель: Вот так сюрприз! Угадаем?
- Хорошо, что мы умеем задавать вопросы. А помогут нам в этом схемы с именами признаков.
Дети считывают вопросы.
Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?
Ответ из книги: светло-коричневый, светло-желтый и немножко румяный.
Дети: Сказочный герой, а какой ты по форме?
Ответ из книги: У меня простая форма- форма шара.
Дети: А из какого ты материала сделан?
Ответ из книги: Из муки, сметаны, сахара…
Воспитатель: Кто же догадается, что получится, если все эти продукты перемешать?
Дети: Тесто
Воспитатель: Догадались, кто это?
Дети: Колобок!
Воспитатель: Проверим? Открывает книгу - оттуда выскакивает Колобок.
Наши волшебные вопросы помогли нам правильно угадать: кто перед нами. Мы рады видеть тебя, колобок! Правда, ребята? А почему мы радуемся? Какой Колобок? Какой у него характер?
Дети: Веселый, озорной, немного непослушный, смелый, храбрый…
Воспитатель: Так почему вы думаете, что он добрый?
Дети: Потому что он всегда улыбается! Потому что он никого не обижает!
Воспитатель: А я бы сказала еще, что Колобок маленький и беззащитный. И нам его срочно необходимо предупредить об опасности. Что может с ним случиться?
Дети: Его может съесть Лиса.
Воспитатель: И что же делать? Как помочь Колобку?
Дети: (Ответы детей: не нужно гулять одному… Надо взять с собой маму, папу или бабушку с дедушкой)
Воспитатель: Правильно, или пойти с хорошими надежными друзьями. А мы друзья Колобка, значит, мы пойдем гулять с ним вместе…
Ребята, скажите, какое сейчас время года? (работа со схемой ПСП)
Ответы детей: (сейчас зима, потому что…..)
Воспитатель: Я предлагаю вам вернуться в лето, закрываем глаза и представляем цветочную полянку…..(Музыка) Ребята, что вы слышите?
Ответы детей: (птички поют, насекомые летают и т.д.)
Воспитатель: Вот мы и перенеслись в лето. Представьте себе, как мы с Колобком гуляем – по дорожкам шагаем, по кочкам прыгаем, по полянке бегаем (дети повторяют движения). Ой, а это что за звуки? Звучит запись дождя.
Воспитатель: Прячемся, чтобы не намокнуть (под зонт).
Воспитатель: Ребята, когда идет дождь - это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо - плохо» (О дожде в природе и жизни человека).
Дети отвечают: Когда идет дождь - все растет - это хорошо, но нельзя развести костер - это плохо; под шум дождя хорошо спится - это хорошо, но зато можно простудиться - это плохо; дождик смывает всю пыль - это хорошо, но нельзя выйти гулять потому, что грязно - это плохо; ручейки бегут – хорошо, а дороги скользкие - плохо. Дождь закончился….
Воспитатель: А для Колобка дождь, это хорошо или плохо?
Дети: Плохо - если он намокнет, он размокнет и испортится; Хорошо - если у него будет зонтик, его следы смоет дождь и Лиса его не найдет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в сказке Лиса хотела съесть Колобка?
Ответы детей: он вкусный…
Воспитатель: Интересно, а можно сделать Колобка из другого материала?
Дети: Да. Если его слепить из глины или снега, если его сделать из ваты…
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с вами слепить колобка не из теста, а из других материалов. Посмотрите, что я вам приготовила, какие материалы вы видите? (глина, пластилин, вата, снег)
Какие у нас получились красивые колобки – друзья для нашего Колобка. И они покатились дружно по дорожке (дети выполняют соответствующие действия)
И прикатились колобки к «озеру» (емкость с водой).
Остановились, призадумались: что же делать? Как на другой берег перебраться?
Воспитатель: Давайте с вами посоветуемся, как помочь колобкам?
Дети:
Опыт «Плавает-тонет» подбор материалов для «переправы» (линейки разной длины, губка, крышка и пр.).
Обобщение экспериментальной деятельности: общие свойства глины и пластилина – тяжелые, тонут в воде; отличия – пластилин в воде не намокает и не меняет своих свойств, водичка чистая; глина в воде намокает, вода становится мутной, из размокшей глины лепить нельзя).
Воспитатель: С вашей помощью, ребята, колобки перебрались на другой берег и решили обсохнуть и погреться на солнышке (лампа)
Появляется Лиса: Ой, сколько Колобков, сейчас я их съем. (Пробует и понимает, что они невкусные, обиделась и заплакала)
Воспитатель: Ребята, как нам помочь Лисе, что можно ей посоветовать?
Ответы детей: – предложить дружбу.
Лиса радуется.
Лиса и Колобок благодарят детей за помощь и дарят деревянный театр.
Воспитатель: А нам пришла пора проститься с летом и вернуться в зиму. Закрываем глаза, что вы слышите? (зимняя музыка)
Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали?
Что понравилось больше всего?
Что было самым трудным?
Как вы оцените свою работу?
Дети прощаются с гостями.
Анализ НОД.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны практические методы - эксперементирование, наглядные – демонстрация наглядных пособий, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. схемы, словесные – беседа с детьми, игровые – воображаемая ситуация.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа, перемещение по группе, работа с материалом для лепки, развитие мелкой моторики рук,экспериментальная деятельность. Игровые приемы - внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий.
Быстрая смена приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей: познавательное развитие –обучение детей проводить элементарные опыты, делать выводы, поощрять выдвижение гипотез (предположений), развивать мышление и активную речь; художественно-эстетическое развитие – совершенствование умения детей скатывать материал для лепки между ладонями прямыми движениями, развивая мелкую моторику рук; физическое развитие - развитие двигательной активности детей.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, придерживалась «партнерских» отношений, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
На мой взгляд, было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов и полных ответов, уделить больше времени для работы над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»
Сценарий для разновозрастной группы детей...
Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....
Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...
Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»
Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...
Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет
Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...
Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний»
Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи.- Развивать музыкально-исполнительские способности детей, координацию движений.- Воспитывать эстетическое восприятие, дружеские взаимоотн...
Сценарий ко Дню знаний в детском саду "Путешествие в страну Знаниий".
Создание праздничного настроения в начале учебного года...