Нод "Кладовая земли" (камни)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kladovaya_zemli_2.docx | 111.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Кладовая земли» (камни)
Воспитатель: Гюлметова.З.М.
г. Энгельс
2016г
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кладовая земли»
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.
Тема : «Кладовая земли»
Формы организации: подгрупповая.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно- исследовательская, коммуникативная.
Цель:
Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли».
Задачи:
1. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности;
2. Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;
3. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, развивать познавательную активность детей.
6.Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников.
Материалы и оборудование:
Коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, схемы-символы, глина, пластилин , лупы.
Предварительная работа: изготовление макета горы, чтение сказки Бажова «Серебряное копытце», сбор коллекции камней, рассматривание иллюстрации.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Вводная часть | |
Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? Значит, письмо предназначено нам. (Вскрывает конверт, достает письмо, читает его) «Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка медной горы» Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она? Дети. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой. Педагог. Тогда идёмте искать ее. Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает). «Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку. В сережках у мамы огнем он горит В пыли на дороге ненужным лежит Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? В.Мирясова Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем. | (Дети ищут посылку,находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). Ответы детей. Дети отгадывают загадку. Дети. ( Это камни). |
2.Основная часть. | |
Беседа: Наша Земля состоит из многих пластов (слоёв). Твёрдая оболочка земли называется литосферой. Литос – в переводе с греческого языка – камень. Ребята, сегодня мы вместе с вами будем геологами, в нашей лаборатории исследуем разные камни (Наденем фартуки). | |
«Горный и морской камень» Найдите на столе горные камушки и кладите их на салфетку. Потрогайте их. Что можно сказать про горные камни? Какие они? Найдите на подносе морские камни и положите их рядом с горными. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, волны перекатывают камни с места на место и вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. Просмотр видео- материала (образования гальки) . | Ответы детей. (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами |
Почему камешки такие разноцветные? Предлагаю скатать кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным). Движения сопровождается комментарием: «Проходило время… Миллионы лет … Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один …» А теперь стекой разрезайте пластилин и полюбуйтесь на полосатые срезы.. | Ответы детей |
3. Физминутка. (имитирует процесс разрушения горы) Стоит гора-Старушка – До небес макушка. Ее ветер обдувает, Ее дождик поливает. Стоит гора страдает. И камешки теряет И каждый день, И каждую ночь Катятся, катятся Камешки прочь | |
Опыты. (Галька, пемза, глина) Ребята, что вы видите перед собой? Как вы думаете, чем пахнут камни? Можете взять в руки и понюхать. Возьмите в руку гальку, меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? Постучите галькой. Звук какой? Давайте потрем камни друг об дружку. Что происходит? Есть ли в камне воздух? Как это проверить? Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? Камень состоит из маленьких человечков, который так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь. А где применяют гальку? | Ответы детей. (Сжать, ударить молотком) (галька не крошится) (Звук звонкий, громкий). (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки). Дети делают выводы. (Модулирование маленьких твёрдых человечков) |
Ребята, давайте исследовать пемзу. Пемза - камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем. Какая она? Постучите пемзой друг об друга, какой вы слышите звук? Давайте потрем камни друг об дружку. Что происходит? Давайте рассмотрим их под лупой. Что вы видите? А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть? Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? А где применяют пемзу? | (Шершавая, неровная, колючая, пористая) (Глухой, тихий.) (пемза крошится). Дети рассматривают пемзу через лупу. Выводы детей. (Модулирование маленьких человечков) |
Опыт «Вулкан» Воспитатель проводит опыт (заранее наполнить бутылку внутри вулкана водой почти доверху; насыпать в бутылку пищевой краситель (красный); налить несколько капель любого жидкого моющего средства; добавить 2 столовые ложки соды). Медленно влить в бутылку уксус. Начнется "извержение". Выводы: происхождения вулкана. | Дети наблюдают. |
Глина- осадочная порода. Насыпьте глину в ёмкость с водой. Что произошло с глиной? Вывод: Глина состоит из маленьких человечков свободных (не держат друг - друга). А где применяют глину? | Ответы детей. (Модулирование маленьких свободных человечков) Выводы детей. |
Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами и мы должны научиться благодарить ее, беречь ее и разумно пользоваться кладовой Земли. | |
Игра: «Хорошо-Плохо» | Ответы детей |
3.Заключительная часть. | |
Просмотр флэш-мультфильма «Сущность камня» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".
Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Кладовая Земли.Камни"
Образовательная деятельность с применением технологии А.И.Савенкова. Содержит этапы и методы исследования предмета....
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста «Кладовая Земли. Камни»
Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Знакомство детей с камнями способствует расш...