Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Кладовая Земли.Камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горожанцева Наталия Валерьевна

Образовательная деятельность с применением технологии А.И.Савенкова. Содержит этапы и методы исследования предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Конспект  ОД

по познавательно-исследовательской деятельности

для старшего дошкольного возраста

 Тема: «Кладовая Земли. Камни»

                                                                                                                                   Составили:                                                                                                                                  

   Горожанцева Н.В.

                                                                                                            Моисеева М.Г.

Цель: формирование представлений детей о камнях и их свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- изучить сведения о камнях;

- узнать о значении камней в жизни человека;

- провести опыты с камнями;

Оборудование и  материалы:

Карточки с символическим изображением методов исследования, листочки бумаги для зарисовки схем, коробочка, камни, стаканчики пластиковые с  водой, подносы, салфетки, лупы.

Методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям);

2. Наглядно - демонстрационный (проектор, компьютер, картинки);

3. Практический (элементарные опыты);

Приемы: сюрпризный момент, пояснения, указания, показ, поощрение, анализ, беседа, подведение итогов.

Ход ОД

1 часть: вводная(3 мин).

Дети входят в группу.

Вос-ль: Сегодня мы опять будем работать в нашей лаборатории. Скажите,  что делают в лаборатории?

Ответы детей: (проводят опыты, изучают предметы, их свойства)

Вос-ль: Правильно, в лаборатории проводят  опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы.

Вопросы: Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый?

Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?( Камень).

Вос-ль: Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? Давайте их вспомним. (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами).  Предлагаю пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства Чего? (Камней)

2 часть(25 мин).

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Правильно. Чтобы хорошо запомнить полученную информацию, мы будем  делать соответствующие схемы, рисунки.

Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?

Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в

книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре.

(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)

I этап.

Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

(Картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)

Воспитатель. Нужно вспомнить, что мы знаем о камнях. (Дети зарисовывают).

II этап. Воспитатель. Следующий этап (выставляет картинку следующего этапа) Дети. Прочитать в книге.

В какой книге мы можем узнать о камнях?

Дети. Журналы, энциклопедии ….

А Мурад уже видел кое - что в энциклопедии о камнях и сейчас нам расскажет (неровные шершавые – горные, а те, которые омывала вода и долго находятся в воде - гладкие. (Дети зарисовывают ответы).

А Залина расскажет о драгоценных камнях

III этап.

Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?

Дети. Спросить у взрослых.

(Игра «специальный корреспондент»)

Дети задают вопросы гостям: 2 вопроса (Описать ответы)

1 ребенок   «Где можно использовать камни в жизни?»

IV этап. Воспитатель. Переходим к следующему этапу. Позвонить специалисту. Мы будем звонить  специалисту геммологу.

Существует целая наука геммология, она  изучает состав, свойства и характеристики камней. Минералоги участвуют вместе с геологами в процессе разработки месторождений. А вот геммологи занимаются проблемами того, что происходит непосредственно после добычи камня. 

V этап.

Воспитатель. Следующим этапом нашего исследования что будет?

Дети. Посмотреть в интернете.

Просмотр презентации:

 (Дети просматривают презентацию о камнях, затем делают зарисовки).

На слайде воспитатель обращает внимание детей на…

 (Узнаем, бывают ли игрушки из камней и можно ли с ними играть?) Из камней можно сделать не совсем игрушки, а сувениры, поделки, картины. А еще камешки можно использовать в играх, например, в классиках, можно кидать камешки в воду и они могут прыгать по воде, только нужно научиться их так кидать. Можно их использовать в качестве фишек или шашек.

(Дети делают зарисовки)

Вос-ль: А я  еще знаю, как можно играть с камнями. Давайте поиграем.

 Физминутка:  Игра «Камешек»

V1 этап. Воспитатель. Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)

Дети. Провести эксперимент, опыты.

Переходят к другим столам, на котором приготовлены материалы для опытов.

Давайте рассмотрим наши камни.

Но сначала я вам напомню правила безопасности при проведении опытов.

Опыт 1. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (Кристаллики, трещины, узоры).

Опыт 2. «Меняют ли камни цвет?» Опустим камни в воду. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими?

Опыт 3. «Тонет -  не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать?

 Опыт 4. «Могут ли камни издавать звуки?» Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?

Опыт 5. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать на батарее: что изменилось?

Воспитатель: Кто хочет рассказать о камнях?

Дети рассказывают по схеме.

3 часть.  Итог занятия (3мин).

С чем  мы познакомились сегодня? Что вам понравилось? Запомнилось? Хотели бы продолжить разговор о камнях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».

Цель:v    развивать у детей художественно – творческие способности;v    совершенствовать ранее полученные навыки;v    совершенствовать навыки работы с бума...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...