Проект " Моя Семья"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Моя семья»
для детей старшей группы
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Проект: среднесрочный, групповой, игровой.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Пояснительная записка:
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина», откуда я родом? Вопросы с виду простые, но на самом деле имеют очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта:
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Хотелось, конечно же, исправить эту ситуацию, тем самым создать этот проект «Моя семья!». Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Цель: воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам, закрепление знаний детей о родственных отношениях, о ближайших родственниках.
Задачи:
1. Закрепление знаний детей о родственных отношениях, о ближайших родственниках.
2. Формирование у детей доброжелательного отношения к родным и близким.
3. Закрепление знаний у детей о семье, бабушках, дедушках, об именах и отчествах родственников.
4. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
6. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Подготовка к внедрению проекта:
1. Подборка методической литературы по теме.
2. Подборка художественной литературы.
3. Подборка дидактического материала, наглядных пособий (иллюстрации, фото родителей и членов семьи).
4. Составление перспективного плана.
Ресурсное обеспечение:
Магнитофон, видеокамера, материал для генеалогического древа, фотоматериалы из семейных архивов.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать: о родственных отношениях; имена дедушек, бабушек; профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи; смогут составить рассказ о членах своей семьи; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители: будут заинтересованы в тесном продолжении сотрудничества; уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; знать свою родословную; откуда произошли их фамилии; активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в поисковой и художественно - творческой деятельности; у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Риски:
1. Отсутствие методических материалов для воспитателей.
2. Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.
3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.
4. Непонимание со стороны родителей.
Этапы и сроки реализации проекта | |
Подготовительный (1-2 неделя сентября) | Постановка проблемы, цели, задач. Определение содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Подборка наглядного материала: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Повышение компетенции родителей в детско-родительских отношениях. |
Основной (сентябрь - октябрь) | Способствовать более тесному контакту детей и родителей. 1. Закрепление знаний детей о родственных отношениях, о ближайших родственниках. 2. Формирование у детей доброжелательного отношения к родным и близким. 3. Закрепление знаний у детей о семье, бабушках, дедушках. Об именах и отчествах родственников. |
Заключительный (4 неделя октября) | Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родительской общественности. |
Перспективное планирование | |
Образовательная область | Формы работы |
Познавательное развитие | -Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа. -НОД: «Моя семья», игра - конкурс «Моя родословная». -Беседы на тему: «Организация быта в нашей семье в будни». -Дидактическая игра: «Домашний труд». -Рассказы детей о семье. |
Социально – коммуникативное развитие | -Беседы: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож». -Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Дом». -Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин». |
Художественное – эстетическое развитие | Художественное творчество: -НОД: рисование «Мой автопортрет», «Моя счастливая семья». -Музыка: слушание песен о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях, сёстрах. |
Речевое развитие | -Чтение и обсуждение: рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее»; стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». |
Физическое развитие | -Физкультминутка «Семья». -Подвижная игра «Кувшин доброты». |
Работа с родителями | -Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». -Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». -Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». -Индивидуальные семейные консультации. -Семейный праздник «День рождения». |
Литература
1. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для Руководителей и практических работников ДОУ/Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2010.
5. Журнал «Дошкольное воспитание». Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. №12 – 2007.
6. Журнал «Дошколенок». Тема номера: Мир профессий. №1/январь/2012.
7. Журнал «Дошколенок». Тема номера: Я и Моя семья. №7/июль/2007.
8. Журнал «Дошколенок». Тема номера: Я и Моя семья. №3/март/2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....