Тесто-пластика как средство развития мелкой моторики у детей
статья ( группа) на тему
Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тесто-пластика как средство развития мелкой моторики у детей
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.
Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Из всех материалов я выбрала соленое тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми.
Занятия тестопластикой помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:
Обучающие :
•Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
•Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
•Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
•Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные :
•Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
•Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
•Сформировать умение работать в коллективе.
Развивающие:
•Развить самостоятельность, аккуратность;
•Сформировать потребность в саморазвитии.
Используемые приемы лепки
-Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
-Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
-»Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
-Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Рецепт соленого теста
2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.).
На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.
Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.
Следующий этап — это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока; баночек. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.
После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к другому этапу работы более сложному. По сюжетам русских народных сказок лепили панно «Колобок», «Три медведя» и др.. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях.
Способы сушки
-Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
-Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно — за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
- Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.
Чтобы разнообразить работу с тестом предлагаю такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами , косточками, макаронными изделиями.
Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим кошек, котов и котят, то играем в «Кошки-мышки», слушаем аудио тренинг «Котенок», участвуем в «Кошачьей викторине», представляем себя котом и говорим от имени кота, т.е. выдерживается общая тематика. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме и возникает предложение слепить еще и мышек, которые «очень смелые и совсем не боятся кошек». Может поэтому, некоторые мышки получились размером с кошку. Так возникла сюжетная композиция «Кошки-мышки».
Как правило, большое количество картин и композиций создаваемые в группе – это коллективные работы детей. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.
Дети с удовольствием лепят, любовно украшают сувениры для своих родных и близких.
Работая с детьми с задержкой психического развития я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше.
На занятиях тестопластикой у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Полезно проводить с родителями также семинары-практикумы, рассказывать о важности и значении развития мелкой моторики у детей с ЗПР и показывать способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...
Модульное оригами - средство развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями
Статья знакомит с основными приемами складывания бумаги (модульного треугольника), обучает различным приемам работы с бумагой, при работе с которой формируется мелкая моторика рук, точные движения пал...
Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...
Средства развития мелкой моторики у детей 4-5 лет
В данном материале описано насколько важно начинать развитие моторики рук с раннего возраста с помощью продуктивных видов деятельности....
Презентация "Пластилинография-как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Мастер-класс для родителей по пластилинографии...
Мастер-класс для родителей на тему «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет, как средство развития мелкой моторики у детей»
Привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей через пальчиковую гимнастику и побудить к практическому применению....
Консультация для родителей детей 4–5 лет «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей»
Одним из важных вопросов в формировании развития личности дошкольника является развитие мелкой моторики рук, ведь это напрямую взаимосвязано с развитием психических процессов ...