Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни
консультация ( группа) на тему
работа для защиты котегории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_tretego_goda_microsoft_office_word.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в совместной со взрослыми деятельности
Гореева Светлана Вячеславовна,
воспитатель МБДОУ №31
Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук у детей 3-его года жизни.
Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.
Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
В итоге можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.
И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Мы решили провести обследование уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 9 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года. В таблице представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.
Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.
«Игровые задания для детей» (на начало и конец учебного года)
Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.
«Игровые задания для детей»
Материал для заданий | Инструкция ребенку | Умения ребенка |
Пособие по шнуровке «Сапожок» | «Продень шнурочек» | Продевать шнурок сквозь узкое отверстие |
Пирамидка (5колец) | «Собери пирамидку» | Нанизывать кольца на стержень |
Матрёшка (3-х местная) | «Собери матрёшку» | Соединять части матрёшки |
Тренажер с крышками (4 штуки) | «Открути крышечки, а теперь закрути их» | Закручивать (откручивать) крышки |
Рамки Монтессори (с пуговицами) | «Застегни пуговки и расстегни их» | Расстёгивать (застёгивать) пуговицы |
Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость | «Переложи из тарелочки бусинки в баночку» | Перекладывать предметы |
Рамки Монтессори (верёвочка) | «Завяжи узелок, а теперь развяжи» | Завязывать узелки |
Пластмассовый шарик (диаметром 2см.) | «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками» | Катать шарик между ладонями, пальчиками |
С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:
игры с пальчиками;
массаж пальцев и кистей рук;
игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, мы стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"
Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей третьего года жизни
Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания...
Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста является одним из важнейших направлений в работе....
Пальчиковые игры и их роль в развитии мелкой моторики рук у детей третьего года жизни
Теритический материал о роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста...
"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"
Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А. Сухомлинский...
Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни
Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...