Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни
проект на тему

Наталья Геннадьевна Васильева

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста является одним из важнейших направлений в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни

Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, современный ребенок живет в мире высоких технологий, очень рано осваивает сенсорный телефон, и много времени поводит перед телевизором. К тому же не все игрушки, которые родители покупают детям, способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления. Ведь для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и грамотно и аккуратно писать.

Актуальность проблемы развития мелкой моторики рук у детей третьего года жизни определяется тем, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. 

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

Любознательность, инициативность, настойчивость, открытость социальному и предметному миру свидетельствуют о благополучном развитии самосознания ребенка, его уверенности в себе. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Этот проект предназначен для детей раннего дошкольного возраста – от 2 до 3 лет.

Цель проекта - Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Поиск ресурсов заключался, прежде всего, в анализе литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности. А также в вовлечении родителей и воспитателей ДОУ в совместную деятельность по реализации проекта.

План работы:

  1. Подбор диагностических методик для оценки уровня развития речи ребенка и готовности его к общению.
  2. Отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие пальчиков и  руки ребёнка.
  3. Расширение представлений родителей об особенностях влияния мелкой моторики на речь ребёнка в возрасте 2 – 3 года. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста». 
  4. Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики дошкольников».
  5. Проведение с детьми занятий и комплекса упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
  6. Оценка эффективности реализованной проектной деятельности в ДОУ.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

  • Массаж, самомассаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • лабиринты
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика.

Участники проекта – 15 детей в возрасте 2-3 года, их родители и воспитатели ДОУ

Этапы работы над проектом

1 этап  - Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

 Изучение научной и учебно-методической литературы:

2 этап - Внедрение в практику. Диагностика начального уровня развития мелкой моторики младших дошкольников. Проведение развивающих занятий. Контрольная диагностика с целью определения эффективности проделанной работы.

3 этап -  Представление опыта работы по теме.

Диагностика уровня развития мелкой моторики младших дошкольников

Задача диагностики уровня развития мелкой моторики рук детей решалась через 8 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года.

В таблице 1 представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.

Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его обследуют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.

Таблица 1 - Диагностические задания для оценки развития мелкой моторики детей 2-3 лет

Материал для заданий

Инструкция ребенку

Умения ребенка

1

Пособие по шнуровке «Сапожок»

«Продень шнурочек»

Продевать шнурок сквозь узкое отверстие

2

Пирамидка (5колец)

«Собери пирамидку»

Нанизывать кольца на стержень

3

Матрёшка (3-х местная)

«Собери матрёшку»

Соединять части матрёшки

4

Тренажер с крышками

(4 штуки)

«Открути крышечки, а теперь закрути их»

Закручивать (откручивать) крышки

5

Рамки Монтессори

(с пуговицами)

«Застегни пуговки и расстегни их»

Расстёгивать (застёгивать) пуговицы

6

Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость

«Переложи из тарелочки бусинки в баночку»

Перекладывать предметы

7

Рамки Монтессори (верёвочка)

«Завяжи узелок, а теперь развяжи»

Завязывать узелки

8

Пластмассовый шарик (диаметром 2см.)

«Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками»

Катать шарик между ладонями, пальчиками

Выполнение данных заданий оценивалось по трем уровням.

Высокий уровень – Ребенок самостоятельно выполнил задание.

Средний уровень – Ребенок понимает смысл задания, выполняет самостоятельно, но иногда пользуется помощью воспитателя.

Низкий уровень - Ребенок не всегда понимает смысл задания, не может выполнить сам.

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети в группе показали следующие результаты.

Таблица 2 – Результаты диагностики детей в начале года

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень

мелкой моторики

1

Андрей

В

В

С

В

С

В

В

В

высокий

2

София

В

В

В

В

С

С

В

В

высокий

3

Алиса

С

С

С

В

С

С

В

С

средний

4

Соня

С

С

В

С

С

С

С

С

средний

5

Маша

С

Н

Н

С

Н

Н

Н

С

низкий

6

Ярослав

Н

С

Н

Н

Н

С

С

С

низкий

7

Ева

С

Н

С

Н

Н

С

Н

Н

низкий

8

Вика

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

низкий

9

Максим

С

Н

Н

С

Н

Н

Н

С

низкий

10

Арсений

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

низкий

11

Катя

С

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

низкий

12

Таисия

С

С

С

Н

С

Н

С

С

средний

13

Варя

Н

Н

Н

С

С

Н

С

С

средний

14

Миша

Н

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

низкий

15

Аксинья

Н

С

Н

С

Н

Н

С

С

средний

Полученные данные показаны в диаграмме.

Рисунок 1 – Уровни мелкой моторики детей в начале года

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.

Родительское собрание.

Работу с детьми мы начали с беседы с их родителями о возможностях развития мелкой моторики.

Конспект родительского собрания по теме: «Развиваем мелкую моторику рук»

Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.

Задачи:

1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;

2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием  мелкой моторики дома.

Оборудование:  заготовки для изготовления оригами «Елочка», «Грибок»; несколько игрушек-шнуровок, маленькая пустая пластиковая бутылка, наборы сыпучих материалов (крупы, бусины, макароны и т.д.),  пластилин, карандаши, наборы мозаики, конструктора, пазлы, книги: Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры», Е.Черенкова «Простейшие модели оригами»

Участники: воспитатель, родители, дети.

Предварительная работа:

- провести анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

- подготовить приглашение на собрание каждой семье.

- подготовить рекомендации для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни»

- подготовить выставку фотографий выполнение детьми упражнений по мелкой моторики.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Воспитатель: Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Это можно объяснить несколькими причинами:

 - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).

-  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Пальчик-мальчик».

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

С этим - в дудочку дудел.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

Мы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые  игры».

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.

Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.

«Ёлка».

Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).

Этапы выполнения работы:

- согните квадраты по диагонали

- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться

- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы

- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.

Вот и елка.

Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.

«Гриб».

Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером       6 х 6см.

Этапы выполнения работы:

- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.

- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.

- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте  у полученного прямоугольника внутренние стороны.

- у основания треугольника взрослый делает надрез

- «ножка» вставляется в «шляпку».

Грибок готов.

Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Воспитатель: Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога :  Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки  - из плотного цветного картона.

Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.

Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами  -    их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Воспитатель: Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.  Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко  не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

· рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Воспитатель: На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу.  И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Также консультация была проведена и для воспитателей ДОУ

Содержание работы с детьми

С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

  • игры с пальчиками;
  • массаж пальцев и кистей рук;
  • игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
  • игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
  • игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, мы стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.

В группе с детьми мы каждый день стали проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия гимнастикой, физкультурные занятия, игры на прогулках

Мы обратили внимание, что малышам очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков. Они получают от этого удовольствие. Мы видели, как эти игры способствовали развитию речи, развивали чувства ритма, воображение, вызывали смех и радость от общения.

Наравне с пальчиковыми играми в работу с детьми мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек рук.

http://festival.1september.ru/articles/592166/2.gif
Рисунок 2

Основа нашей работы это совместная деятельность с детьми в течение дня.

http://festival.1september.ru/articles/592166/3.gif
Рисунок 3

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.

Развивать мелкую моторику рук помогали игры с разными материалами: поролоном, бумагой, тканью, тестом, пластилином, глиной, природными материалами, крупой, водой, песком.

«Песочная педагогика» позволила нам:

  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
  • стимулировать познавательный интерес, расширять кругозор

Для самостоятельной деятельности детей чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры мы вносили - пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами; бочонки, шары, сквозные колпачки от фломастеров; для развития умений собирать предметы-вкладыши - мисочки, цилиндры, пазлы, объёмные домики. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрёшками), увлекаясь их красочностью, выразительностью.

Создать богатую развивающую среду мы не смогли бы без помощи семьи, работа с которой проводилась в разных направлениях.

http://festival.1september.ru/articles/592166/4.gif
Рисунок 4

Итоговая диагностика

Используя те же методики диагностики, мы снова оценили уровень развития мелкой моторики детей. В конце  учебного года дети в группе показали следующие результаты.

Таблица 3 – Результаты диагностики детей в конце года

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень

мелкой моторики

1

Андрей

В

В

В

В

В

В

В

В

высокий

2

София

В

В

В

В

В

В

В

В

высокий

3

Алиса

В

В

С

В

С

В

В

В

высокий

4

Соня

В

В

В

В

С

С

В

В

высокий

5

Маша

В

С

С

В

С

С

В

С

средний

6

Ярослав

С

С

В

С

С

С

С

С

средний

7

Ева

С

С

С

В

С

С

В

С

средний

8

Вика

С

В

В

С

С

С

С

С

средний

9

Максим

В

С

С

В

С

С

В

С

средний

10

Арсений

С

С

С

С

Н

С

Н

Н

низкий

11

Катя

С

С

С

С

Н

Н

Н

Н

низкий

12

Таисия

С

В

С

Н

С

В

С

С

средний

13

Варя

С

В

С

С

В

С

С

С

средний

14

Миша

В

С

В

В

В

С

С

В

высокий

15

Аксинья

С

С

С

В

С

С

С

С

средний

Полученные данные показаны в диаграмме.

Рисунок 5 – Уровни мелкой моторики детей в конце года

Не смотря на то, что у одного ребенка в группе все еще определяется низкий уровень развития мелкой моторики, результаты диагностики показали улучшение результатов у всех детей в группе.

Рисунок 6 – Сравнение результатов развития мелкой моторики

Количество детей с высоким уровнем развития мелких мышц руки увеличилось на 20%, детей со среднем уровнем – стало больше на 30%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 60% до 10%.

Таких результатов мы добились, решая следующие задачи:

  • проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

                                         Рекомендации для родителей

  • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. 
  • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. 
  • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. 
  • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. 
  • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. 
  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. 
  • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. 
  • Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. 
  • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. 


Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием. 
Литература для родителей:

- картотека пальчиковых игр;

- консультации по теме;

Пальчиковые игры по проекту.


КАРАНДАШ
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу. 
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

ОРЕХИ
Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

ПОМОЩНИК
Я крупу перебираю,
М
амочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами 
Рис от гречки отличу.

ДОРОЖКА
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
* * *
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

ОСЛИК
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
^ Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой
ЧАСЫ
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.

 Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

Список литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

 Кольцова М.М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей третьего года жизни

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания...

Пальчиковые игры и их роль в развитии мелкой моторики рук у детей третьего года жизни

Теритический материал о роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...