кружковая работа по развитию мелкой моторики
материал (подготовительная группа) на тему
пояснительная записка, перспективный план на год,задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_razvitiyu_motoriki.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа.
- Пояснительная записка.
Программа кружка рассчитана на развитие моторики детей логопедической группы. Работа в кружке планируется так, чтобы не было дублирования программного материала. Кружковая деятельность расширяет и углубляет знания по работе с различными материалами. Были учтены умения и навыки детей, их возрастные особенности. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий 30 минут.
- Цели программы: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, оригами, работы с бисером и различными видами бумаги.
- Задачи программы:
Развитие:
-творчества, сенсорики, мелкой моторики рук ,пространственного воображения; логического мышления, глазомера, конструктивного мышления детей.
-Овладение:
-навыками творческого сотрудничества, начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
Воспитание:
Уважительного отношения к результатам труда, интереса к творческой деятельности, художественного вкуса.
- Результативность программы:
-воспитанники будут знать: различные способы и приемы бумажной пластики, объемной аппликации .
-воспитанники будут уметь выполнять различные манипуляции бумагой; создавать объемные аппликации, пользоваться кисточкой, клеем. Ценить свой труд и труд другого человека. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
- Список детей:
Перспективный план.
Время проведения | Тема | Цели, задачи | Материал |
Сентябрь. Октябрь. | 1.Вводное занятие. 2.Изготовление образцов, подбор бисера. 1.Основные виды низания. 2. «Браслет». 3. «Мозаика». 4. «Цепочка».
| Познакомить с историей бисероплетения, техникой безопасности. Знакомить разнообразием видов плетения, воспитывать интерес. | Схемы, бусы, проволока. Бисер, проволока, ножницы. |
Ноябрь Декабрь Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. |
3.«Цветок». 4.«Букет». 1.«Натюрморт». 2.«Мозаика».
4.«Новогодние игрушки». 1.«Рождественские колядки». 2. Плетение насекомых. 3.Изготовление образцов. 4. «Бабочка.» 1.«Ящерица.» 2. Техника плетения крестиком. 3. Использования дополнитель
1.«Пасха.» 2.Плетение декоративных элементов. 3. Оформление поздравительных открыток. 4.Изготовление открыток на бархатной бумаге. 1.Подведение итогов. 2.Выставка работ для родителей. | Формировать умения и навыки работы с бисером, развивать творчество, чувство цвета, Продолжать закреплять навыки работы с бисером, изготавливать игрушки для украшения группы. Закреплять умения работать с бисером, развивать мелкую моторику рук. Расширить представления о способах плетения из бисера, развивать глазомер, мелкую моторику рук. Закрепить умения мастерить поделки, развивать творчество. Совершенствовать навыки работы с бисером, развивать эстетическое восприятие. | Цветной бисер, проволока, леска. стеклярус, бисер. бисер, леска, ножницы. Цветной бисер, проволока, леска, схемы. Бархат, бисер, нитки. Цветной бисер, стеклярус, проволока леска, бархатная бумага. |
Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы.
Содержание. |
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……………… |
1.1.Взгляды отечественных и зарубежных учёных на процесс развития мелкой моторики…. |
1.2. Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве |
1.3. Средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста |
Глава 2. Исследование проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………………….. |
2.1. Методика исследования развития мелкой моторики 2.2. Анализ констатирующего эксперимента ……………………………….. Глава 3. Методика развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Педагогический проект «Веселые пальчики» 3.1. Принципы 3.2. Педагогический проект «Веселые пальчики» (формирующий эксперимент) ………………. 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ Заключение Литература Приложения Картотека лексике и грамматике. |
УПРАЖНЕНИЕ № 1 Цели. Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: имена существительные. Содержание. Взрослый называет предметы, которые находятся вокруг: в группе, в кабинете, в спальне, на улице, на даче, на участке детского сада и пр. — и просит ребенка повторять их названия. Примечание. Для создания игровой ситуации и активизации ребенка взрослый может предложить малышу задание-шутку. Показывая, например, на стул, взрослый спрашивает: «Это стол?» Дотрагиваясь до дивана, задает вопрос: «Это кровать?» И т.д. Помогать взрослому, а тем более исправлять его, ребенку понравится гораздо больше, чем повторять слова вслед за ним. УПРАЖНЕНИЕ № 2 Цели. Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: имена существительные. Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова. Затем вместе с ребенком взрослый производит различные действия (топает, хлопает, прыгает, ползает, потягивается, поворачивается, поет, кружится и т. п.). После уточнения названия каждого действия взрослый, топая, спрашивает: «Я прыгаю?»; хлопая, задает вопрос: «Я кружусь?» Такая игровая ситуация побуждает малыша правильно называть действия. УПРАЖНЕНИЕ № 3 Цели. Расширение словарного запаса ребенка: понятия цвет, форма. Содержание. Взрослый просит ребенка показать по очереди все круги, квадраты, треугольники, прямоугольники. Когда знание названий геометрических форм уточнено, можно переходить к заучиванию названий основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Взрослый предлагает ребенку выбрать из коробки сначала красный карандаш, затем последовательно карандаши трех остальных основных цветов. Когда малыш станет безошибочно называть цвет каждого карандаша, взрослый дает задание: закрасить все круги красным, квадраты желтым, треугольники синим, а прямоугольники зеленым цветом. При выполнении упражнения важно стремиться к тому, чтобы ребенок удерживал в памяти задание в возможно большем объеме. Повторять инструкцию следует только при необходимости. | УПРАЖНЕНИЕ № 4 Цели. Расширение словарного запаса ребенка: знание основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Содержание. Взрослый предлагает малышу выбрать из коробки карандаши красного, желтого, зеленого и синего цветов. Когда названия основных цветов уточнены, взрослый показывает картинку (см. рис.) и дает задание: закрасить скамейку и шляпки грибов красным, солнышко желтым, деревья и траву зеленым, а озеро и крышу дома синим цветом. При трудностях запоминания в процессе работы ребенок должен многократно повторять название каждого цвета {солнышко —жёлтое, солнышко — жёлтое и т.д.). После закрашивания рисунков и заучивания названий цветов необходимо проверить, как ребенок усвоил материал. Для этого взрослый сначала просит малыша назвать, что на картинке красное? жёлтое? синее? зелёное? Затем ребенку предлагается сказать, какого цвета закрашенный предмет. Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не научится правильно называть все 4 цвета. УПРАЖНЕНИЕ № 5 Цели. Развитие у ребенка речевого внимания и понимания речи. Содержание. Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Лампа ходит. Рыба ходит. И т. п. УПРАЖНЕНИЕ № 6 Цель. Совершенствование понимания ребенком речевой инструкции. Содержание. Взрослый кладет перед ребенком ручку, карандаш, линейку и фломастер, затем уточняет с малышом название каждого предмета и четко, пятно, по одному даёт следующие задания: Покажи карандашом линейку, линейкой карандаш, фломастер ручкой, ручку фломастером, линейку фломастером и т.п. При затруднении взрослый сам производит оговоренное действие, уточняя задание вопросами: Что надо показать? Чем показать? Упражнение проводится до правильного выполнения всех инструкций. |
УПРАЖНЕНИЕ № 7 Цель. Совершенствование понимания и запоминания ребенком речевой инструкции. Содержание. Взрослый кладет перед малышом бумагу ^ разноцветные карандаши; затем предупреждает, что задание скажет один раз, его надо запомнить и выполнить. Примеры заданий: Надо нарисовать: слева 2 круга, а справа 3 палочки; справа 2 треугольника, а слева 4 квадрата; наверху 4 прямоугольника, а внизу 2 треугольника. Задание усложняется добавлением названия цвета. Надо нарисовать: справа 2 зелёных треугольника, а слева 3 жёлтых квадрата; слева 4 красных круга, а справа 1 синий прямоугольник и т. п. УПРАЖНЕНИЕ № 8 Цель. Уточнение и активизация предметного словаря ребенка. Содержание. Взрослый просит ребенка подобрать по 5 слов — названий предметов. Для подсчета он кладет перед малышом 5 счетных палочек (фишек) или предлагает пользоваться пальцами руки. Затем задает вопрос: —- Что можно открыть? Отвечать необходимо полным предложением: Можно открыть дверь; Можно открыть крышку; Можно открыть книгу. Можно открыть коробку; Можно открыть калитку; Можно открыть банку и т. п. Подбор слов происходит не абстрактно, а только после показа соответствующих предметов. Называние каждого нового предмета фиксируется наглядно с помощью любого счетного материала. Что можно поднимать (лепить, двигать, есть, чистить, пить, стирать, рисовать, мыть, покупать, гладить, клеить, отодвигать, носить, надевать, вешать, доставать и т.д.)? Естественно, помощь взрослого в подборе слов необходима. Но важно, чтобы ребенок чувствовал себя активным соучастником работы, а не механически повторял слова. | УПРАЖНЕНИЕ № 9 Цели. Расширение, уточнение и активизация предметного словаря ребенка. Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку (см. рис.), назвать все изображенные объекты и подумать: Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает, летает)? После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Здесь взрослый помогает малышу жестами, мимикой, подсказывающими словами (длинная, скользкая, холодная; большой, сильный, косолапый, мохнатый). Вопрос будет звучать так: --Кто ещё может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать ит.д.)? УПРАЖНЕНИЕ № 10 Цели. Расширение, уточнение и активизация предметного словаря ребенка. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку (см. рис.), вспомнить то, что делает он сам утром дома, в детском саду, на улице и т.д., и сказать: Что может делать мальчик? {прыгать, играть, есть, пить, лепить, рисовать, чистить зубы, строить, катать машинки, слушать музыку и т. д.). Каждое названное ребенком слово фиксируется с помощью любого счетного материала. Это дает возможность оценивать результат и прослеживать его улучшение в дальнейшем. Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам: Что может делать мама? девочка? собака? кошка? УПРАЖНЕНИЕ № 11 Цели. Учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду мебель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по-другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно). Взрослый предлагает ребенку поиграть. Он рассказывает: Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика ? Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных: куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д. В случае ошибочного образования ребенком уменьшительной формы существительного (например: туфлички, пальтичко, кресличко и пр.) взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант: туфлички или туфельки? И только если ребенок не может сделать выбор, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит ребенка несколько раз её повторить. |
УПРАЖНЕНИЕ № 12 Цели. Учить ребенка воспринимать на слух разницу в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени, подбирать существительное соответствующего рода к предложенной форме глагола. Содержание. Взрослый рассказывает малышу о том, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша (см. рис.), и просит догадаться, про кого — мальчика или девочку — он сейчас скажет: Ходила — ходил. Бегала — бегал. Играла — играл. Прыгала — прыгал. Плавала — плавал. Ел — ела. Рисовал — рисовала и т. п. Когда ребенок будет безошибочно, показывать на нужную картинку (мальчик или девочка) и делать это сознательно, можно переходить к закреплению материала по картинкам о животных. Вначале название каждого животного уточняется и проговаривается с ребенком, затем следует игра. Нужно догадаться, про кого взрослый говорит: Ползала — ползал. Прыгала — прыгал. Летала — летал. Плавал — плавала. После подбора существительного к глаголу правильное сочетание слов повторяется ребенком несколько раз (прыгала лягушка; прыгал зайчик). | УПРАЖНЕНИЕ № 13 Цели. Учить ребенка дифференцировать вопросы кого? что? в зависимости от одушевленности — неодушевленности существительного; учить изменять форму одушевленных существительных; употребляя их в винительном падеже единственного числа; учить строить 3-словную фразу в соответствии с поставленным вопросом. Содержание. Взрослый предлагает ребенку представить, что они отправились на прогулку в лес, а затем подумать и перечислить, кого можно увидеть в лесу. После подбора 5—6 существительных следует вопрос: что можно увидеть в лесу? С помощью взрослого ребенок подбирает и пытается запомнить эти слова. • Аналогично подбирается 5—6 существительных к вопросам:
Взрослый постоянно контролирует соответствие подбираемых слов вопросам. Например, если на вопрос что? ребенок отвечает: бегемота, слона и т.п., следует напомнить правило: Кого? кто? — так мы говорим про живое; что? — так мы говорим про неживое. После закрепления этого правила (когда ребенок перестает допускать ошибки) взрослый просит малыша правильно построить предложение (понятия слово, предложение к этому времени уже уточнены логопедом группы) и точно ответить на вопросы: Кого ищет девочка? Что ищет девочка? — Кого потерял Миша? — Что потерял Миша? — Кого поднимает Ваня? — Что поднимает Ваня? Кого купила мама? — Что купила мама? — Кого увидел папа? — Что увидел папа? — Кого расчёсывала Лена? — Что расчёсывала Лена? — Кого несёт Дима? — Что несет Дима? и т. п. Упражнение продолжается до исчезновения ошибок. |
УПРАЖНЕНИЕ № 14 Цели. Учить ребенка составлять 3-словное предложение по схеме с заменой дополнения, уточнить понимание вопросов: кто? что делает? что? Содержание. Взрослый показывает картинку (см. рис.) и задает малышу вопросы: — Кто это? — Что он делает? — Что ест мальчик? Ребенок отвечает одним словом. Затем взрослый просит составить предложение о том, что делает мальчик на картинке. (Ответ: Мальчик, ест суп.) Взрослый просит малыша подумать и сказать, что еще может есть мальчик (надо подобрать как можно больше слов; каждое подобранное слово фиксируется с помощью любого счетного материала). Совместно подбираются такие слова: кашу, картошку, макароны, вермишель, сосиски и т.п. После подбора 10—12 слов взрослый просит малыша составить предложения о том, что может есть мальчик, а в качестве наглядной опоры предлагает использовать схему предложения. По данной схеме составляются примерно такие предложения: Мальчик ест суп. Мальчик ест яичницу. Мальчик ест котлеты. Мальчик ест запеканку. Мальчик ест сосиски. И т. п. Произнося каждое слово предложения, ребенок указывает на соответствующий прямоугольник схемы. Таким образом (при подключении зрительного восприятия) у ребенка быстрее формируются понятия «слово», «предложение», а также ребенок наглядно фиксирует количество слов в каждой фразе (3-й прямоугольник в схеме выделен цветом, так как он обозначает переменное слово в общей модели предложения). Аналогично составляются предложения по другим картинкам: Мальчик пьёт... Девочка рисует... Мама стирает... Мама сажает... Мама купила... Таким же образом, но уже без картинок, только с опорой на | УПРАЖНЕНИЕ № 15 Цели. Учить ребенка воспринимать и различать на слух глаголы! единственного и множественного числа; учить подбирать к глаголу существительное в единственном или множественном числе (в соответствии с числом глагола). Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинки (см. рис.) и догадаться, о ком говорится: играет — играют; идёт — идут; поёт — поют; рисует — рисуют; несёт — несут; говорит — говорят; сидит — сидят; отвечает — отвечают и т. п. После того как ребенок начнет уверенно и безошибочно указывать на нужную картинку, можно переходить к подбору подходящего существительного в соответствующей форме. Для этого взрослый предлагает малышу внимательно послушать слово, особенно его конец, и догадаться, о ком (звери, насекомые, птицы...) или о чём так говорят: рычит — рычат; летает — летают; мычат — мычит; ползает — ползают; плавают — плавает; прыгают — прыгает; пищат — пищит; шумят — шумит; убегает—убегают; каркают – каркает; лают — лает; спят — спит; стрекочут — стрекочет и т.п. УПРАЖНЕНИЕ № 16 Цели. Учить ребенка правильно подбирать числительные один или одна к существительному и наоборот — существительное к числительному. Содержание. Взрослый предлагает малышу назвать все предметы, изображенные на картинке: мебель, посуду, овощи, фрукты, игрушки, затем — только съедобное. После этого просит послушать, как по-разному говорится про некоторые предметы: один кубик, но одна кукла; один половник, но одна кастрюля. Затем ребенку предлагается выбрать только те предметы, про которые можно сказать одна. Когда все предметы правильно нарваны, можно выбирать те существительные, про которые мы говорим один. Цель упражнения считается достигнутой, если малыш сможет самостоятельно выйти за рамки наглядности, то есть назвать другие предметы, про которые мы говорим один или одна. |
УПРАЖНЕНИЕ № 17 Цели. Учить ребенка образовывать существительные в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном падеже, правильно согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях. Содержание. Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать! всё, что можно пить. Затем просит посмотреть на 2 предмета (чашку и стакан) и говорит: «В чашке — чай, в стакане — сок, значит, я могу выпить чашку чая и стакан сока». Далее игра продолжается так. Взрослый называет напитки, которые находятся в. чашке и в стакане, а малыш преобразует форму названных существительных, изменяя падеж на родительный. Например: В стакане кефир, а в чашке ряженка. Ответ ребенка: Я выпью стакан кефира и чашку ряженки. Варианты слов для игры: лимонад, компот, молоко, вода, кисель, фанта, морс и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не почувствует разницу между падежными формами одного и того же слова и не будет правильно изменять существительное. УПРАЖНЕНИЕ № 18 Цели. Учить ребенка правильно образовывать форму родительного падежа единственного числа существительного с предлогом У. Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы:
Если ребенок отвечает существительным в именительном падеже или искажает нужную падежную форму, взрослый уточняет вопрос (у кого?) и сам на выбор дает ребенку 2 ответа, например: У тигр или у тигра – как правильно? Если и после этого ответ неверен, взрослый предлагает малышу несколько раз повторить правильный вариант, утрировано произносить окончания слов. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не научится верно образовывать и употреблять данную падежную форму существительных. | УПРАЖНЕНИЕ № 19 Цели. Учить ребенка различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу — несколько существительных. Содержание. Взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет называть похожие слова-действия. Взрослый строит из кубиков или подручных средств импровизированный мостик, гараж, ворота и т. п. Затем берет игрушечную машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает малышу: — Машинка выехала из гаража, въехала на мостик, съехала с мостика, объехала яму, подъехала к воротам, заехала в ворота, доехала до дома и т. п. Затем, производя те же действия, взрослый просит ребенка «подсказать» правильное слово-действие: —Машинка из гаража—? Мшинка к дому —?От дома—? В ворота —? И т. п. Когда малыш научится точно, без ошибок подбирать нужный приставочный глагол, можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу, например (см. рис.):
УПРАЖНЕНИЕ № 20 Цель Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки (см. рис.) правильное, точное действие (глагол).
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол. |
УПРАЖНЕНИЕ № 21 Цель. Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. Содержание. Взрослый наливает воду в стакан, берет чашку, кружку и лейку. Затем, произведя на глазах ребенка соответствующие действия, закрепляет значения слов: переливать, поливать, доливать, наливать, обливать, выливать, заливать, вливать, отливать, сливать. Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать приставочный глагол. УПРАЖНЕНИЕ № 22 Цели. Уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом НА; учить выделять «маленькое слово НА» в предложении; развивать внимание и речевую память. Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть: выставляет перед ним 5—6 предметов (игрушки, посуду, канцелярские принадлежности и г.п.) и объясняет, что задания будут трудные и их надо внимательно слушать. Затем внятно, четко, выделяя голосом предлог на, произносит примерно такие инструкции:
Если малыш легко выполняет 2-ступенчатые инструкции, можно усложнить задание, сделав инструкцию 3-ступенчатой: — Поставь блюдце на кресло, кубик на стол, а чашку на телевизор. И т.п. Когда задания с «маленьким словом на» будут выполняться ребенком без ошибок, можно объяснить правило: Маленькое слово на появляется тогда, когда предмет находится наверху. После объяснения этого правила взрослый и за ним ребенок проговаривают сочетания слов с предлогом на, выделяя предлог голосом (наглядным материалом служат предметы, расставленные малышом во время игры): Тарелка стоит на столе. Кукла сидит на диване. И т.п. Когда при составлении предложений ребенок каждый раз выделяет голосом предлог на и не ошибается, взрослый спрашивает: «Какое маленькое слово помогло нам выполнить все задания?» И если малыш | УПРАЖНЕНИЕ № 23 Цели. Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; продолжать учить ребенка выделять голосом предлог НА в предложении. Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и отыскать, где спряталось «маленькое слово на», т.е. составить предложения только с предлогом на (Бабочка сидит на цветке и т. п.). Затем взрослый произносит предложения, составленные поданным картинкам, с предлогом на и без него (Муравей сидит под цветком; Паук сидит около гриба и т.д.) и каждый раз спрашивает: «Есть в моем предложении маленькое слово на или нет?» Как «провокационные» можно дать следующие предложения: Налетел ветер закачал цветок. Или: Листок накрыл червяка. Или: Мама напомнила Васе полить нарциссы. И т.п. Если малыш говорит, что в этих предложениях есть «маленькое слово на», взрослому следует отчетливо, раздельно произнести каждое слово, а также напомнить правило о том, что «маленькое слово на» появляется тогда, когда предмет находится наверху, и еще раз проанализировать «провокационные» предложения. УПРАЖНЕНИЕ № 24 Цели. Учить ребенка выделять в тексте предлог НА. Содержание. Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог на. Задача ребенка — выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово на», то есть произнести его утрированно. На полянке возле речки загорали огуречки. Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры. Воробей сидел на ветке у окна, Ну а я — на табуретке у окна. Посидели, посмотрели, покачались, полетели: Воробей на крышу с ветки, А я на пол с табуретки. Белые снежинки на веточках висели, Белые снежинки от ветра полетели: На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку, На высокие дома... Значит, к нам пришла зима! |
УПРАЖНЕНИЕ № 25 Цели. Учить ребенка составлять предложение с предлогом НА по двум опорным картинкам. Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки (см. рис.), соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом на». При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например: Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поёт. И т. п. Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог на. УПРАЖНЕНИЕ № 26 Цели. Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; учить ребенка составлять предложения по наглядной ситуации. Содержание. Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом на». УПРАЖНЕНИЕ № 27 Цели. Учить ребенка употреблять числительное ДВА или ДВЕ в соответствии с родовой принадлежностью заданного существительного. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на себя в зеркало и подумать: про что из частей тела мы можем сказать два?(плеча, локтя, уха, глаза, виска, колена, бедра т.д.). Взрослому необходимо исправлять все допущенные малышом при подборе слов ошибки. Только когда большинство существительных мужского рода правильно названы, следует спросить: Про что из частей тела мы говорим две? (ноздри, щеки, коленки, пятки, брови, руки, ноги...). Для уменьшения числа ошибок полезно каждый раз при назывании существительного напоминать заданное числительное — два или две. | УПРАЖНЕНИЕ № 28 Цели. Учить ребенка при выборе существительного ориентироваться на его согласование с числительным ДВА или ДВЕ. Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно посмотреть на картинки (см. рис.) и назвать только те объекты, про которые можно сказать две. После того как все существительные женского рода будут названы, ребенку следует перечислить те объекты, про которые мы говорим два. Если задание выполнено правильно, можно расширить рамки наглядности и попросить малыша посмотреть на одежду, мебель, посуду, продукты, игрушки вокруг и перечислить сначала то, про что можно сказать два, а затем то, про что можно сказать две. (Если оба числительных в задании назвать вместе, а не последовательно, смысл упражнения будет потерян) УПРАЖНЕНИЕ № 29 Цели. Пополнить, уточнить и активизировать словарь ребенка по теме «Овощи». Содержание. Взрослый просит малыша рассмотреть картинку! (см. рис.) и ответить на вопросы (ответ дается полным предложением или словосочетанием, а не одним словом):
После уточнения свойств и качеств каждого овоща взрослый раскладывает перед ребенком цветные карандаши и просит раскрасить сначала красные овощи, затем зеленые и т.д. |
УПРАЖНЕНИЕ № 30 Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога; образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (см. рис.), назвать все изображенные предметы, подумать, людям каких профессий нужны они для работы, и сказать об этом полным предложением. Например: Разделочная доска и нож нужны повару. Компьютер нужен бухгалтеру, инженеру, писателю и пр. В этом упражнении важно сравнить 2 формы существительных —- именительном и дательном падежей. Поэтому вопросы Кто работает с этими инструментами? и Кому они нужны? следует чередовать. Упражнение считается выполненным, когда предложения по всем картинкам составлены без ошибок. УПРАЖНЕНИЕ № 31 Цели. Учить ребенка отвечать на вопрос 4-словным предложением, составленным без наглядной опоры с включением! существительного в дательном падеже; учить контролировать количество названных словно схеме. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на схему и считать по ней количество слов при составлении предложений. Затем четко, медленно задает вопросы: — Кому бабушка вяжет носки? Ответ: Бабушка вяжет носки внучке — Кому девочка пишет письмо? Здесь и далее ответы придумывает ребенок, а взрослый помогает, подсказывая различные варианты, только при необходимости.— Кому Лена даёт сено? — Кому Петя подарил цветы? - Кому Катя наливает суп? — Кому папа ремонтирует машину? — Кому мама открывает дверь? — Кому дедушка читает сказку? — Кому Наташа бросила косточку? — Кому Вова сыплет крошки? — Кому Галя бинтует лапу? — Кому медсестра делает укол? — Кому врач выписал рецепт? Все малознакомые ребенку слова взрослый подробно объясняет и сам включает в несколько предложений, например слово рецепт. Следует показать, что это такое, объяснить: «Это бумага, на которой врач пишет название лекарства, фамилию больного и сколько лекарства надо принимать». Затем желательно включить новое слово в предложения: Врач отдал рецепт больному. Больной пошёл с рецептом в аптеку. В аптеке по рецепту больному выдали лекарство. И т. п. | УПРАЖНЕНИЕ № 32 Цели. Продолжать учить ребенка составлять 4-словное предложение без наглядной опоры с включением существительного в творительном падеже единственного числа; закрепить умение контролировать количество слов в предложении по схеме. Содержание. Взрослый объясняет малышу, что сейчас нужно будет составлять предложения по схеме (см. рис.). Затем четко, внятно задает вопросы: — Чем Вова ест котлеты? — Чем Таня ест бульон? — Чем мама наливает суп? — Чем Коля ловит рыбу? — Чем папа пилит дрова? — Чем мама вытирает пыль? — Чем дровосек рубит дрова? — Чем бабушка гладит бельё? — Чем Люда подметает пол? — Чем Маша рисует картину? — Чем папа ввинчивает шуруп? — Чем папа вынимает гвоздь? — Чем папа строгает доску? — Чем Лена причесывает волосы? — Чем медсестра забинтовывает рану? — Чем дедушка режет колбасу? — Чем маляр красит стену? — Чем художник рисует картину? — Чем Катя клеит бумагу? — Чем Женя пишет письмо? — Чем мама мажет руки? — Чем Нина открывает банку? — Чем Люся моет руки? — Чем Петя чистит зубы?
Большое количество вопросов в этом упражнении необходимо, так как ошибки при употреблении творительного падежа существительных встречаются у детей часто и они стойкие. Значение всех выделенных, а также других малознакомых или непонятных ребенку слов подробно объясняется. УПРАЖНЕНИЕ № 33 Цели. Учить ребенка согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде; подбирать к местоимению существительное с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению. Содержание. Взрослый обращает внимание ребенка на его игрушки, мебель, одежду, приборы в комнате и т. п. Названия всех предметов уточняются. Затем взрослый спрашивает: — Про что из вещей ты можешь сказать моя? Подбирается не менее 8 слов. После того как существительные женского рода названы, следует вопрос: — Про что ты скажешь мой? Если при подборе существительных малыш испытывает затруднения, помогать ему лучше, показывая на предмет, а не называя слова, в противном случае активизировать словарь не удастся. Очень полезно в этом упражнении специально выделить обобщения, по которым подбираются существительные к местоимениям мой, моя: игрушки, мебель, приборы, посуда, одежда, обувь и т.п. |
УПРАЖНЕНИЕ № 34 Цели. Учить ребенка замечать и исправлять ошибку в согласовании местоимения и существительного. Содержание. Взрослый просит малыша посмотреть на картинку (см. рис.) и назвать все Незнайкины вещи. Он объясняет, что Незнайка ленивый мальчик, заниматься не любит и поэтому очень часто ошибается. Взрослый должен акцентировать внимание ребенка на том, что в тексте, который он сейчас прочтет, могут быть, ошибки (без такой установки ребенку трудно психологически перестроиться). Затем взрослый читает Незнайкино письмо и просит малыша помочь исправить все ошибки: Это мой комната. Мой кроватка стоит у окна. Моя стол стоит в углу комнаты. Мой ступ стоит около стола. Сегодня я торопился в школу и не нашел мой вещи. Ребята, помогите найти, где моя ранец, моя свитер, моя сапог и моя курточка. Когда все ошибки в письме. Незнайки исправлены, взрослый просит ребенка поучить Незнайку и подсказать ему, как правильно он должен сказать про все остальные предметы в своей комнате (подушку, вазу, мишку и т.п.): мой или моя. УПРАЖНЕНИЕ № 35 Цели. Уточнить и активизировать словарь ребенка по теме «Фрукты». Содержание. Взрослый просит ребенка назвать все фрукты; если малыш затрудняется, просит показать, где ананас, персик, киви и т.п. Затем следуют вопросы, на которые нужно отвечать словосочетанием или предложением: — Как называется всё, что здесь нарисовано, одним словом? — Где фрукты растут? — Какого цвета каждый фрукт?
Затем можно предложить малышу закрасить изображение каждого фрукта нужным цветом. На данном этапе обучения ребенку еще трудно самостоятельно подбирать по несколько определений к существительному. Однако подготовка к такой речевой задаче необходима. С этой целью полезно предложить малышу отгадать, про какой фрукт взрослый говорит:
| УПРАЖНЕНИЕ № 36 Цели. Уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом. Примечание. Важно учесть, что ребенок, не владеющий письменной речью, ориентируется только на слуховое восприятие – ему слышится слово пат (ведь мы говорим: [пат] столом, [пат] шкафом и пр.). В течение всего первого года обучения и вплоть до введения термина предлог на втором году обучения мы будем I называть этот предлог как «маленькое слово пат». Содержание. Взрослый рассказывает малышу о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослый просит малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать: под (произносим пат) что мог залезть котёнок Тишка? При этом он просит «нажимать» на «маленькое слово пат». Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем чтобы ребенок сам I образовывал предложно-падежные конструкции. Например: — А если это был забор? (Ответ ребенка: Тишка залезал [пат] забор.) — В доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал [пат] крыльцо.) И т.п. После того как малыш правильно составит 10—12 предложений и в каждом из них выделит голосом «маленькое слово пат», можно повторить и заучить правило: Маленькое слово пат появляется тогда, когда предмет находится внизу. УПРАЖНЕНИЕ № 37 Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогом ПОД («маленьким словом ПАТ» см. предыдущее упражнение) по двум опорным картинкам. Содержание. Взрослый просит малыша вспомнить правило о «маленьком слове пат», а затем предлагает по каждой паре картинок составить предложение с этим словом. (Во время проговаривания каждого предложения утрированное произнесение «маленького слова лаг» обязательно.) |
УПРАЖНЕНИЕ № 38 Цели. Учить ребенка добавлять в предложение пропущенный! предлог. Содержание. Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (на и пат) и когда каждое из них появляется в предложении (см. правила в упр. №21 и №35); затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»: Пчела села... цветок. Папа лежит... диване.... грядке поспели помидоры. Мама убирает комнату.... подоконнике стоят красивые цветы. Дети играли... поляне.... окном растёт куст сирени. Ласточки свили гнездо... крышей. Мама хранила стиральный порошок... мойкой. Пластмассовый таз стоял... ванной. Алёша увидел... креслом большого паука. Катя держит букет. И т.п. Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. УПРАЖНЕНИЕ № 39 Цели, Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА. Содержание. Взрослый показывает малышу картинку; и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем он просит малыша перечислить животных, которые там живут. Взрослый напоминает ребенку, что за всеми животными нужно ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает малыша: — За кем ухаживали дети в живом уголке? Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог за. | УПРАЖНЕНИЕ № 40 Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на предметы (ведро, кастрюлю, банку, чашку) и сказать:
(Ответы ребенка: ведро с кипятком, стакан с чаем, банка с мукой, кастрюля с кашей и т. п.) УПРАЖНЕНИЕ № 41 Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Содержание. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чём заботятся люди на ферме. Взрослый, показывая на каждый объект, вначале просит назвать его (именительный падеж существительного), а затем сказать, о ком заботятся люди (предложный падеж). Упражнение считается выполненным, когда ребенок составит предложения обо всех объектах на картинке без ошибок. УПРАЖНЕНИЕ № 42 Цели. Продолжать учить ребенка употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку (см. рис.) и рассказать, о чём мечтает Нина. (Ответы ребенка: Нина мечтает о путёвке. Нина мечтает о свитере. Нина мечтает о дублёнке. И т.п.) |
УПРАЖНЕНИЕ № 43 Цели. Учить ребенка правильно употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе. Содержание. Взрослый предлагает малышу назвать все предметы, изображенные на картинках, затем читает начало предложения и просит ребенка закончить его, чётко проговаривая окончание последнего слова.
9. (гора) Альпинисты поднимались на...— Снег лежал на высокой...— Маленькое село расположилось под...— Солнце скрылось за...— Люди долго шли по...— Лыжники съезжали с... 10. (телевизор) Ваза стояла на...— Кот любил спать под...— Вся семья сидела вечером у...— Мама вытерла пыль с...— Бабушка вытерла пыль на...— Интересная передача шла по... | УПРАЖНЕНИЕ № 44 Цели, Уточнить пространственное расположение предметов, выраженное с помощью предлога В; учить ребенка выделять в предложении предлог В и составлять предложения с этим предлогом. Содержание. Взрослый просит положить одну из игрушек (кубик, машинку и т.п.) последовательно: в ящик, в банку, в мешок (при произнесении этих словосочетаний предлог в неоглушается — не изменяется на ф). Когда каждое действие выполнено, взрослый спрашивает: «Где находится предмет? Какое маленькое слово помогло выполнить задания?» После того как получен правильный ответ, ребенок заучивает правило: Маленькое слово в появляется тогда, когда предмет находится внутри. Затем взрослый просит ребенка положить игрушку внутрь чего-либо (шкафа, тумбочки, вазы, банки и т.п.) и составить о том! что он сделал, предложения, выделяя голосом «маленькое слово в». В сочетаниях слов, где в оглушается и звучит как Ф (например, в шкафу) слова следует проговаривать отдельно, с тем чтобы сохранить единообразие в произношении предлога (в шкафу, в тарелке и т.п.). УПРАЖНЕНИЕ № 45 Цели. Учить ребенка составлять предложения и словосочетания с предлогом В, правильно употребляя этот предлог. Содержание. Взрослый показывает солонку и сахарницу, предлагает малышу назвать предметы и то, что в них обычно находится (соль и сахар), а затем подумать и перечислить: — Во что (в какую еду, в какие блюда) кладут соль, а во что — сахар? Ответы ребенка: Соль кладут в пюре. Соль кладут в кашу. Соль кладут в бульон {вермишель, запеканку, щи, борщ, {рассольник, рис, солянку, салат, винегрет и т. п.). Примечание. Ответ целым предложением позволяет упражнять! ребенка в правильном употреблении не только предлога в, но и глагола класть, который нередко искажается в речи детей (ложить). Таким же образом составляются предложения со словом сахар: Сахар кладут в кашу (кефир, кофе, ряженку, кисель, компот, чай, молоко, какао, запеканку и т. п.). |
УПРАЖНЕНИЕ № 46 Цели. Продолжать учить ребенка составлять предложения с предлогом В; уточнить и активизировать его словарь по теме «Посуда». Содержание. Взрослый просит ребенка вспомнить названия предметов посуды и сказать полным предложением: — В какую посуду кладут хлеб? горчицу? перец? салат? конфеты? соль? молоко? селёдку? масло? варенье? и т.п. Если ребенок затрудняется перечислить предметы посуды, — Что кладут в салатницу, перечницу, сухарницу, селёдочницу, розетки, маслёнку, блинницу и т.п.? — Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и т.п.? После уточнения названий предметов посуды, при дальнейшем выполнении упражнения, акцент перемещается на предлоге. УПРАЖНЕНИЕ № 47 Цели. Продолжать учить ребенка составлять предложения с предлогом В, уточнить и активизировать его словарь по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые». Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать, кто где живет, выделяя каждый раз в предложении «маленькое слово в». (Ответы ребенка: Пчела живёт в улье; Коза живет в сарае; Белка живёт в дупле.) Словарь для уточнения: гнездо, скворечник, коровник, сарай, улей, курятник, конюшня, муравейник, нора, дупло, конура, свинарник и т.п. УПРАЖНЕНИЕ № 48 Цели. Продолжать учить ребенка отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В. Содержание. Взрослый просит ребенка отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом «маленькое слово в».
| УПРАЖНЕНИЕ № 49 Цели. Учить ребенка составлять предложения по двум опорным картинкам с включением предлога В. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на пары картинок, соединенные стрелкой, и составить по ним 2—3 разных предложения с «маленьким словом в». Пример: рыбка — аквариум. Рыбка плаваете аквариуме. Мальчик опустил рыбку в аквариум. Рыбка ест корм в аквариуме и т. п. УПРАЖНЕНИЕ № 50 Цели. Учить ребенка правильно отвечать на вопросы: какой по цвету? какой по форме? какой по величине? Учить подбору нескольких прилагательных к одному существительному и наоборот. Содержание. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы, у которых можно четко определить цвет, форму, величину. Например: апельсин, огурец, тарелку, лист бумаги, картонную коробку,, ленту, футляр для очков. Затем, совместно рассматривая предметы и обговаривая их качество, взрослый учит ребенка точно отвечать на вопросы: Какой по цвету? Какой по форме? Какой по величине? |
УПРАЖНЕНИЕ № 51 Цели. Учить ребенка правильно отвечать на вопросы: какой по цвету? какой по форме? какой по величине? Учить подбору нескольких прилагательных к одному существительному и наоборот. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, подумать, вспомнить и ответить полным предложением на вопрос:
Важно объяснить ребенку, что в понятие величины входят такие параметры/как ширина, длина, высота и толщина. Когда ребенок научится правильно отвечать на указанные вопросы, можно предложить найти на картинке, а также подобрать по памяти названия 5—6 предметов, про которые можно сказать: длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий, высокий, низкий, овальный, прямоугольный, треугольный, круглый, синий, жёлтый, красный, зелёный и т.п. Затем, когда подбор существительных к прилагательному завершен, следует начинать подбор нескольких признаков к одному I объекту, Для этого взрослый повторяет вопросы из начала упражнения (Какой по цвету? Какой по форме? Какой по величине?) и просит подобрать к каждому объекту на картинке по 3 слова-признака ( количество слов фиксируется любым счетным материалом) Пример: помидор – красный, круглый, небольшой; шкаф – коричневый, прямоугольный, большой, высокий, широкий и т.д. (Взрослый должен выразить свое восторженное одобрение, если малышу удастся более трех слов).
| УПРАЖНЕНИЕ № 52 Цели. Продолжать учить ребенка подбирать несколько различных определений к объекту, изображенному на картинке, уточнять и активизировать словарь прилагательных. Содержание. Взрослый с малышом рассматривают объекты, изображенные на картинках, уточняют вопросы к прилагательным и подбирают как можно больше слов-признаков к каждому объекту. Все малознакомые или непонятные ребенку слова анализируются по смыслу, а затем проговариваются несколько раз. Примечание. Те предметы, цвет которых указан в упражнении, ребенок закрашивает сам под наблюдением взрослого.
(Подобрать самостоятельно по тем же вопросам 5—6 определений.) — Какой мячик по цвету? по форме? по величине? по — Какая машина? (Большая, грузовая, зелёная,
|
УПРАЖНЕНИЕ № 53 Цели. Учить ребенка выделять в предложении предлоги В, НА и ПОД. Содержание. Взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет говорить предложения с «маленькими словами в, на и под». Затем просит малыша посмотреть на схемы предлогов (см. рис.) и вспом-1 нить, какое «маленькое слово» обозначается каждой схемой. После уточнения пространственных отношений, выраженных! каждым предлогом, взрослый просит ребенка смотреть на схемы, внимательно слушать предложения и искать в них «маленькие слова». Пассажиры сели в автобус. Аист поселился на крыше дома. На сосне много шишек. Под ёлкой жил ёжик. Пете в глаз попала соринка. На поляне росла земляника. Садовник оставил тяпку под кустом сирени. Малыши играли в песочнице. Щенок залез под диван. В парке много аттракционов. Когда все предлоги будут правильно названы, взрослый может предложить малышу повторить те предложения, которые он запомнил (с каждым «маленьким словом»). УПРАЖНЕНИЕ № 54 Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трем опорным словам. Содержание. Взрослый предлагает малышу смотреть на схемы предлогов (см. упр. № 51) и слушать отдельные слова, например: Лена — идти — школа. Затем просит составить по этим словам предложение и обязательно включить в него любое из трех «маленьких слов». Аналогично происходит составление предложений | с включением предлогов по следующим опорным словам: Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка — спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди — плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок — играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы — Соревноваться – бассейн. Все незнакомые ребенку слова, уточняются и проговариваются несколько раз. После составления каждого предложения ребенок обязательно называет то «маленькое слово», которое он использовал. | УПРАЖНЕНИЕ № 55 Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по двум опорным картинкам и схемам предлогов. Содержание. Взрослый просит ребенка посмотреть на схемы предлогов (см. упр. № 53), вспомнить пространственное значение каждого из них и по двум картинкам, соединенным стрелкой (см. рис.), составить предложения с каждым из «маленьких слов» по очереди. Пример: Берёзовый лист упал на корзинку. Лена нашла в корзинке жёлтый лист берёзы. Под корзинкой лежал красивый маленький лист. УПРАЖНЕНИЕ № 56 Цели. Учить ребенка определять пропущенный предлог (В, НА, ПОД) в предложении. Содержание. Взрослый показывает малышу схемы предлогов (см. упр. №51), просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под. Дети отправились... лес. — Соседи торопятся... театр, Лена любит детский сад («провокационное» задание). Катя спешит... школу. —... столе стоит сервиз. —... ветках набухли почки. — Петух уселся... забор, — Коровы пасутся... лугу. — Земляника выросла... берёзой. — Марина идёт... зонтом. УПРАЖНЕНИЕ № 57 Цели. Продолжать учить ребенка образовывать относительные прилагательные. Содержание. Взрослый выкладывает перед ребенком предметы, различные по материалу. Например: стеклянный бокал, металлическую кружку, бумажный кораблик, пластмассовый стакан, шерстяной свитер, кожаный кошелек, деревянную ложку и т.п. Рассмотрев каждый предмет и уточнив название материала, из которого он сделан, взрослый задает ребенку вопрос: - Какой предмет по материалу? Каждое относительное прилагательное повторяется ребенком многократно, до его усвоения |
УПРАЖНЕНИЕ № 58 Цели. Учить ребенка правильно отвечать на вопрос какой по материалу?, а также образовывать относительные прилагательные. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, подумать и сказать, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева {деревянный}. — А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики? — Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? {кожаная). А если из нейлона? соломы? брезента? полиэтилена? бумаги? и пр. Все непонятные ребенку слова объясняются и проговариваются несколько раз. Когда образование основных относительных прилагательных усвоено, можно поиграть с ребенком в игру со счетным материалом. Задача — подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы ребенок полнее усвоил его лексическое значение. — Что бывает стеклянное? деревянное? металлическое? Необходимо подбирать по 5—6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом. УПРАЖНЕНИЕ № 59 Цели. Продолжать учить ребенка образовывать относительные прилагательные. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинки, внимательно слушать, из чего сделаны предметы, кушанья или напитки, и четко, внятно произносить каждое относительное прилагательное.
Примечание. При образовании этой группы относительных прилагательных важно использование одинаковых основ исходного и образованного слов: из досок—не деревянный, а дощатый; из панелей—не сборный, а панельный дом. — Какая блузка, если она из ситца? сатина? байки? фланели? трикотажа? шерсти? шёлка? Нейлона? парчи? штапеля? вельвета? замши? и пр. | УПРАЖНЕНИЕ № 60 Цели. Учить ребенка подбирать к предмету несколько определений (по схеме). Содержание. Взрослый уточняете ребенком элементы схемы (цвет, форма, величина, материал) и предлагает малышу раскрасить мяч I в красный цвет, кастрюлю в синий, а ленту в зеленый. После этого просит посмотреть на изображения предметов и рассказать по схеме, какой каждый предмет по цвету, по форме, по величине и по материалу. Пример. Лента — красная, прямоугольная, длинная, шёлковая. Эти слова малыш подбирает по схеме. Затем можно уже без схемы подобрать определения, относящиеся к ленте: красивая, новая, блестящая, гладкая и пр. После подбора слов-признаков взрослый обязательно фиксирует внимание ребенка: «Вот сколько слов мы с тобой подобрали!» Затем он предлагает малышу самостоятельно по схеме, а потом и без неё рассказать, какой мяч! аквариум? и пр. УПРАЖНЕНИЕ № 61 Цели. Продолжать учить ребенка образовывать относительные Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку, повторить и запомнить названия деревьев, а затем исправить предложения, в которые надо добавить слова о том, какой предмет, если он имеет отношение к этим деревьям! Пример. Столяр строгал дуб доски. Правильный вариант предложения: Столяр строгал дубовые доски. На дуб ветках висели жёлуди.— В углу комнаты стоял дуб стол.— Дедушка принёс в баню берёза веник.— Весной деревенские ребята ходили собирать берёза сок.— В берёза роще пели соловьи.— Баба Настя больше всего любила липа чай.— Мама подала на стол липа мёд.— В лесу на ель ветках лежал снег.— Алёнушка собрала корзину ель шишек.— Дети ходили гулять в сосна бор.— В вазе стояли сосна ветки. Примечание. На данном этапе обучения ребенок уже способен запомнить, мысленно изменить, а затем и воспроизвести предложение из 6—7 слов. |
УПРАЖНЕНИЕ № 62 Цели. Расширить и активизировать словарь ребенка по теме «Дикие животные». Содержание. Взрослый предлагает малышу назвать всех животных, изображенных на картинке (см. рис.), а затем ответить полным предложением на следующие вопросы:
После того как ребенок ответит на все вопросы отдельными предложениями, можно попросить его сравнить двух любых зверей или описать каждого по схеме. Элементы схемы: 1) внешний вид (части тела), 2) где живёт, 3) чем питается, 4) название детёныша. УПРАЖНЕНИЕ № 63 Цели. учить ребенка согласовывать прилагательное с существительным по роду; уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда». Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинки (см. рис.) и назвать все предметы посуды, а также их назначение. После этого объясняет, что все предметы сделаны из металла, но говорим мы про них по-разному: металлическая (ложка, кружка), металлический (нож, кофейники пр.). Ребенку предлагается выбрать и перечислить предметы посуды, про которые мы говорим металлический. Когда все существительные мужского рода названы, взрослый просит назвать те предметы, про которые говорим металлическая. Если упражнение по картинкам выполнено, можно предложить малышу самостоятельно подобрать и назвать предметы (одежда, обувь, мебель, игрушки и пр.), про которые мы говорим: деревянная, деревянный стеклянная, стеклянный большая, большой шерстяная, шерстяной красивая; красивый мягкая, мягкий и т. п. Количество слов должно быть не меньше пяти, подбор фиксируется с использованием счетного материала. | УПРАЖНЕНИЕ № 64 Цели. Учить ребенка распространять предложения путем введения однородных определений. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку и составить по ней сначала предложение из трех слов: Мальчик, ест грушу. Затем просит подумать и назвать побольше слов о том, какая груша (жёлтая, сочная, спелая, сладкая, вкусная и пр.). Взрослый объясняет, что слова-признаки обозначены на схеме тёмными прямоугольниками, с этими словами предложение станет интереснее, полнее, красивее, правильнее. После этого предлагает послушать, посмотреть на схемы и сравнить два предложения: Мальчик ест грушу. Мальчик ест спелую, сладкую, сочную, вкусную грушу. Взрослый просит ребенка распространить следующие предложения. Каждый раз внимание акцентируется на том, что определяемое слово (то, к которому подбираются определения),оказывается в конце предложения: Мама моет вазу.— Костя чистит костюм.— Папа принёс арбуз.— Наташа моет окно.— Кирилл несёт щенка.— Маша вытирает стол. – Света купила платье. — Ира гладит кофту.— Дима поливает цветы. – Ваня рисует дом. И г. п. УПРАЖНЕНИЕ № 65 Цели. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом К; продолжать учить ребенка распространению предложений определениями. Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно посмотреть на бабочку и подумать, к чему или к кому она может подлететь (деревья, цветы, другие растения, обстановка в доме, постройки во дворе дачи и пр.). Если составление предложений с данным предлогом вызывает затруднения, взрослый! адресует малыша к схеме и объясняет правило: Маленькое слово К появляется, когда кто-то или что-то приближается к предмету. (Поэтому на схеме нарисована стрелка, она обозначает движение.) Примечание. При ответах взрослый следит за тем, чтобы ребенок составлял полные предложения, акцентировал голосом изучаемый предлог, а также вводил слова-признаки. Если малыш распространяет свои предложения определениями, взрослый эмоционально поощряет такие ответы. Примеры ответов: Бабочка подлетела к большому красивому цветку. Бабочка подлетела к новой хрустальной люстре. И пр. Упражнение считается выполненным, когда ребенок составит правильно 10—12 предложений. |
УПРАЖНЕНИЕ № 66 Цели. Учить ребенка составлять предложения по двум опорным словам с включением предлога К. Содержание. Взрослый просит малыша посмотреть на схему предлога к (см. упр. №62) и вспомнить, когда появляется в предложении это «маленькое слово». Затем предлагает послушать пару слов, подумать, кто и как будет «приближаться» (так как к — предлог движения), и составить предложение с «маленьким словом к»: Мальчик — окно. Школьник — доска. Путешественник — озеро. Пассажир — самолёт. Водитель — автобус. Парикмахер — мальчик. Турист — палатка Д ярка — корова. Бегуны — финиш. Мама — коляска. Мужчина — автомобиль. Поезд — вокзал. И пр. УПРАЖНЕНИЕ № 67 Цели. Учить ребенка подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (см. рис.). Мама его просит подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» — он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой Мальчик-Наоборот, если бы его попросили: встать? показать ладони? открыть рот? опустить руки? поймать мяч? согнуть руки? положить ручку? отодвинуть стул? и т. п. Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия наоборот» к предложенным действиям: подбежать, взлететь, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, ссориться, кричать, трудиться, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр. УПРАЖНЕНИЕ № 68 Цели. Учить ребенка подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения. Содержание. Взрослый предлагает ребенку выполнить указанные действия: Пододвинуть стул к столу, войти в комнату, закрыть дверцу шкафа, подбежать к дивану, отпрыгнуть от стола, выпрыгнуть из заданного круга, поднять ложку с пола, повернуться к окну, опустить штору, влить воду в стакан, подняться со стула, молчать, надеть шапку, убрать куртку и пр. Затем взрослый предлагает ребенку стать на немного «Мальчиком Наоборот», т.е. выполнить указанные действия с противоположенным значением назвать их. Для большего обучающего эффекта ребенку следует назвать глаголы-антонимы парами: пододвигать – отодвигать, войти – выйти. | УПРАЖНЕНИЕ № 59 Цели. Учить ребенка составлять предложения с глаголами-антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ. Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно послушать предложение и заменить действие на противоположное, причем предупреждает, что «маленькое слово к» нужно заменить словом от, которое мы произносим как АТ. При трудностях построения предложений взрослый уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от. Правило: Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета. Затем взрослый читает предложения: Белобокая сорока подлетела к ёлке. Ядовитая змея подползла к камню. Скорый поезд подъехал к платформе. Междугородний автобус подъехал к остановке. Лягушка подпрыгнула к мухомору. Катя пододвинула ступ к магнитофону. Виктор пододвинул миску к собаке. Мяч подкатился к воротам. Корабль подплыл к пристани. Ученик подошёл к учителю. И пр. Задание станет ещё более эффективным, если малыш будет сам добавлять определения к существительным в составляемых предложениях. Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы-антонимы и называет «маленькие слова» в обоих предложениях без ошибок. |
УПРАЖНЕНИЕ № 70 Цели. Уточнить с ребенком пройдены за время обучения обобщения, активизировать словарь существительных, совершенствовать внимание и память. Содержание. Взрослый предлагав ребенку вспомнить те понятия, которые одним словом обозначают много предметов. Затем взрослый выкладывает счетный материал (пуговицы, счетные палочки и пр.) и просит ребенка назвать не менее 5 слов, подходящих к каждому обобщению: овощи, фрукты, продукты, мебель, посуда, одежда, обувь, животные, профессии, насекомые, деревья, цветы. При затруднении взрослый помогает описанием объекта {длинная, сочная, сладкая, растет в земле, оранжевая), но не называет слово! После того как малыш вспомнил обобщения и связанные с ними понятия, можно провести игру, которая помимо словаря эффективно развивает внимание и память. Взрослый просит малыша назвать: 3 овоща и 2 фрукта; 3 предмета одежды и 2 предмета мебели; 4 диких животных и 3 домашних; 4 предмета посуды и 2 предмета одежды; 3 насекомых и 2 птицы; 5 цветов и 4 дерева и т. п. Взрослый может в этом упражнении проконтролировать усвоение ребенком программы всего учебного года. Для этого предлагаются следующие задания:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование кружковой работы по развитию мелкой моторики
планирование...
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук “Играем и развиваем” с детьми 4-5 лет
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников...
Презентация проекта кружковой работы по развитию мелкой моторики "Страна пальчиковых игр."
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга." И.П. Павлов...
Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...
Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...
Презентация к проекту кружковой работы по развитию мелкой моторики «Страна пальчиковых игр»
laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»....
План кружковой работы по развитию мелкой моторики «Чудо-пальчики» для детей 1-ой младшей группы «Теремок»
Кружок «Чудо-пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимн...