"На встречу к зимнему волшебству"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Петрова Валентина Федоровна

Аннотация
Актуальность
      Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе.

Практическая значимость
      В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.
Разработка данного занятия может оказать помощь педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Инновационная направленность
     Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов опытно экспериментальной деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятие раскрывает значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
    Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, служат развитию воображения, внимания, мышления.  Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по - средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении - зима. 
Степень распространения представленных материалов
Занятие  адресовано педагогам - практикам  дошкольных учреждений.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "На встречу к зимнему волшебству"28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                       «Детский сад № 18 «Ладушки» города Гая Оренбургской области __________________________________________________________      Оренбургская обл., г.Гай, ул. Молодежная, д. 71б, тел.:4-06-40;                                                     e-mail: dou18-gai@mail.ru

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Навстречу к зимнему волшебству»

                                                      Выполнил (а): Петрова Валентина Федоровна

педагог I квалификационной категории.

Высшее образование, стаж работы 4 года.

2015-2016 учебный год

Приоритетная образовательная область

  • «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей

  • « Социально-коммуникативное развитие»
  • « Речевое развитие»
  • « Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Закрепить представления о зиме, о зимних признаках и явлениях природы.

Задачи по образовательным областям в интеграции

  • Образовательная деятельность «Познавательное развитие»: 
  1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по - средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении -зима.
  2.  Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
  3. Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

  • Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
  1. Формирование умения рассуждать, сравнивать, обобщать.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей  (морозно,  снегопад, идет снег…).
  3. Развивать построение высказывания, помогать детям более точно, охарактеризовать объект, ситуацию.
  4. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: 
  1. Формировать познавательные интересы к изобразительному творчеству.
  2. Передавать своё настроение в рисунке, используя цветосочетания зимнего состояния, подводить к самостоятельному композиционному решению замысла рисунка.
  3. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о  зимней природе, через умение создавать художественный образ.
  4. Совершенствовать навыки работы с восковыми мелками и гуашью. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:                      
  1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
  2. Закрепить знания о правилах поведения в  зимнем лесу, воспитывать уважительное отношение детей к природе.

Виды детской деятельности

Познавательно - исследовательская; коммуникативная; восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительная; двигательная; игровая.

Методические приёмы

  1. Организационный момент: Чтение стихотворения Ивана Сурикова «Зима».
  2. Беседа с детьми по вопросам педагога.
  3. Просмотр видеоролика о приметах и признаках зимы.
  4. Проблемная ситуация в форме письма от Деда Мороза.
  5. Показ опытно - экспериментальной деятельности педагога (замороженное письмо).
  6. Решение проблемной ситуации, через проведение с детьми экспериментальной деятельности (заколдованные снежинки)
  7. Физминутка: «Снеговик».
  8. Загадка детям.
  9. Решение проблемной ситуации, через проведение продуктивной деятельности (рисование волшебных узоров на окнах).
  10. Анализ деятельности детей, подведение итогов.

Планируемые результаты

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: исследовательской деятельности, экспериментированию, игре - путешествию, слушанию и обсуждению, художественному творчеству. Эмоционально откликается на решение проблемных ситуаций, предложенных по сюжету образовательной деятельности. Элементарно ориентируется в пространстве музыкального зала. Активен в образовательной деятельности, активно участвует в продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование

  • интерактивная доска
  • ж.к. телевизор с разъемом USB
  • флешнакопитель
  • компьютерная презентация
  • миниколонка для воспроизведения музыки
  • макеты зимних деревьев
  • письмо
  • оборудование для опытно - экспериментальной деятельности педагога (предмет для нагревания письма)
  • оборудование для опытно - экспериментальной деятельности детей (чистые листы бумаги, сок лимона, ватные палочки, сосуд с водно - йодовым раствором)
  • Оборудование для проведения продуктивной деятельности

(листы бумаги в форме окна, восковые мелки, спонжики, голубая гуашь, влажные гипоаллергенные салфетки)

  • Письмо с гостинцами от Деда Мороза

Ход организованной образовательной деятельности

Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас много гостей, поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А сейчас, я прочту вам стихотворение, и мне хочется, чтобы вы услышали, как красиво описывает поэт одно из времен года.

Воспитатель читает стихотворение 

Стихотворение  Ивана Сурикова «Зима»

Белый снег, пушистый 
В воздухе кружится 
И на землю тихо 
Падает, ложится. 
И под утро снегом 
Поле побелело, 
Точно пеленою 
Все его одело. 
Темный лес что шапкой 
Принакрылся чудной 
И заснул под нею 
Крепко, непробудно... 
Стали дни короче, 
Солнце светит мало, 
Вот пришли морозцы - 
И зима настала.  

Воспитатель: Ребята, вы прослушали стихотворение, скажите  мне - оно о каком времени года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, конечно это  произведение Ивана Сурикова и посвящено оно времени года -  зима.

Беседа педагога с детьми о сезонных изменениях в природе

Воспитатель:  Ребята, как можно определить, что настала зима? Какие ее характерные признаки зимы? Что изменилось в природе с приходом зимы?

Ответы детей.

Воспитатель:  А сейчас давайте посмотрим, правильно ли вы ответили на мои вопросы?

Просмотр презентации

Воспитатель:  Ребята! А давайте отправиться в зимний лес! А как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей

Воспитатель: Ой,  ребята посмотрите, что это?

Дети: Конверт!

Посмотреть хотите, что в нем?

Дети: Да!

Воспитатель достает из конверта бумажный лист, он оказывается пустым.

Воспитатель: Ребята, листочек наверно замерз, и мы не можем прочитать, что там написано.  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы  на нем появились буквы? (наводящие вопросы – Что мы делаем, когда замерзнем? (ответы детей: согреться)), правильно ребята, наш листочек нужно согреть.

Я сейчас, зажгу свечу и немножко подержу над ней наш листочек.   Посмотрите,  нашему листочку стало тепло, и буквы появились!

Воспитатель показывает письмо детям и гостям

Воспитатель: Ребята давайте прочитаем, что же здесь написано?

Воспитатель читает письмо и предлагает помочь Деду Морозу.

Воспитатель: Дети, а вы хотите стать волшебниками?

Дети: Да

Воспитатель: Предлагает детям отправиться в «Лесную лабораторию»

Опытно - экспериментальная деятельность детей

Воспитатель: Вам понравилось быть волшебниками? И не только волшебниками, но и помощниками Деда Мороза!

Дети: Да!

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем! Ребята, а кто помощник у деда мороза?

Дети: Снеговик.

Педагог проводит физминутку со снеговиком

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку

Без рук рисует, без зубов кусает?

Дети: (мороз)

Воспитатель:  В письме была еще одна просьба Дедушки Мороза, украсить окошки зимними узорами…помните?

Дети: ДА!

Воспитатель:  Тогда нам нужно оправиться в мастерскую Дедушки Мороза.

Дети с воспитателем отправляются в мастерскую Деда Мороза

Педагог объясняет, как необходимо наносить рисунки на окна

Продуктивная деятельность детей «Рисуем узоры на окне».

Воспитатель: Устраиваем выставку рисунков.

Обратное превращение в детей

Анализ:

Вы, сегодня славно потрудились и были замечательными волшебниками, я хочу, вам подарить вот такие снежинки.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Ребята и вам спасибо, что вы пришли ко мне на занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Зимние волшебства"

Сценарий новогоднего праздника подготовлен на основе болгарской сказки Ц. Петрова "Подарок Деду Морозу". Сказка переработана и адаптирована Г.Т. Холоповой для дошкольников средней и старшей групп. Зан...

Сценарий новогоднего утренника "Зимнее волшебство"

Сценарий новогоднего утренника для детей средней группы, главными героями которого являются Фея, Гномик, Снеговик, Дед Мороз и Снегурочка и, конечно же, ребята!...

НОД по познавательному развитию, тема "Зимнее волшебство"

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Материал будет полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности, а также для педагогов ДОУ....

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего возраста "Зимнее волшебство"

В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего дошкольного возраста "Зимнее волшебство"

В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...

Проект - экспериментирование " Зимнее волшебство"

Проект-экспериментирование с детьми раннего возраста «Зимнее волшебство»Цель: Приобщение детей раннего возраста к  природе.Задачи:Образовательная• Учить детей употреблять прилагательные (холодный...

Проект - экспериментирование " Зимнее волшебство"

    «Проект-экспериментирование с детьми раннего возраста « Зимнее волшебство»Цель: Приобщение детей раннего возраста к  природе.Задачи:Образовательная• Учить детей употребл...