Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы
статья ( группа) на тему

Меркулова Елена Владимировна

Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyknovennyy_pesok.docx15 КБ
Файл moya_prezentatsiya_pesok.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.

Используя лоток с песком, вы с можете вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое.

Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретением. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.

Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен.

В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

Некоторые рекомендации:

 - желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

 - не надо помещать лоток в углу комнаты.

 - лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

 - все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка.

 - песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.

 - перед началом работы с песком дети должны мыть руки. Таковы гигиенические нормы.

 - после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.

Играя в лотке с песком, дети совершенствуют свои навыки, получают удовольствие от экспериментирования, у них расслабляется мускулатура.

Развитие социальных навыков

Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку.

С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы.

Развитие восприятия

Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло и холод.

Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела.

Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.

Агрессивность и гиперреактивность поддаются коррекции при помощи игр в лотке с песком, поскольку такие игры и упражнения действуют на детей успокаивающе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы Воронеж 2014

Слайд 2

ЗАДАЧИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к само актуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку: - развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к само принятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Слайд 3

Одной из актуальных проблем является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка», - писал К.Д. Ушинский Зачем детям рисовать песком Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас во многих детских центрах развития и семейных клубах организуют группы для занятий с песком, чтобы не просто учить детей и взрослых рисованию, но и поднимать настроение. Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства. Используя лоток с песком, вы с можете вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое.

Слайд 4

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен. В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте. Некоторые рекомендации: - желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. - не надо помещать лоток в углу комнаты. - лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. - все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка. - песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито. - перед началом работы с песком дети должны мыть руки. Таковы гигиенические нормы. - после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.

Слайд 5

Игры с песком начинаются с развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук , которые напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — ш ершавое ». Во-первых , взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых , наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной . Ощущение песка в руках расслабляет. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается. Специалисты говорят, что методика рисования песком даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы.

Слайд 6

Играя в лотке с песком, дети совершенствуют свои навыки, получают удовольствие от экспериментирования, у них расслабляется мускулатура. Развитие социальных навыков Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку. С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы. Развитие восприятия Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности. Агрессивность и гиперреактивность поддаются коррекции при помощи игр в лотке с песком, поскольку такие игры и упражнения действуют на детей успокаивающе .

Слайд 7

Способы рисования песком: 1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания; 2 . Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами; 3 . Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг; 4 . Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем; 5 . Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами; 6 . Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее; 7 . Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок; 8 . Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки; 9 . На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Слайд 8

Все занятия проводятся в форме сказки и игры. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, понимают себя. Перед началом занятия предлагаю детям познакомиться, поздороваться с песком. Упражнение «Здравствуй, песок! » Дети держат песок в ладошках и пересыпают его из одной руки в другую. Легко с напряжением сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпают его в песочницу; Дотрагиваются до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.

Слайд 9

Е сли прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце.

Слайд 10

Упражнение «Необыкновенные следы» «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. « Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

Слайд 11

Выровняйте равномерно по всей поверхности песок. Начните с несложных заданий. Например, попросите ребенка нарисовать горизонтальную и вертикальные линии .

Слайд 12

Затем линии по диагонали : Волнистая линия как символ волны, а зигзаг - горы.

Слайд 13

Вертикальную прямую линию можно п ровести как сверху вниз, так и снизу вверх. Горизонтальную прямую линию можно провести как слева направо, так и с право налево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....

Методическая разработка "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей".

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии....

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Презентация на тему "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Впервые принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг, швейцарским психологом и философом в конце 1920-х годов.Он утверждал: “Часто руки знают, как распутать то,...

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Песочная терапия приобретает все большее значение в детском развитии. Она позволяет работать с внутренними переживаниями ребенка, корректировать его эмоциональное поведение, стимулировать его развитие...