Доклад на педсовет
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гараева Гузель Мамедовна
На тему: Уровень сформированности общих умений, навыков и способов познавательной деятельности дошкольников к школе группе
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся

Доклад на педсовет

На тему: Уровень сформированности общих умений, навыков и способов познавательной деятельности дошкольников к школе группе

Воспитатель: Гараева Г. М.

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала. Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков [45] так же справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

На фоне современных тенденций, выражающихся в усложнении образовательных программ, проблема формирования познавательного интереса к предметному миру представляется особенно актуальной.

 Уровень развития познавательного интереса определялся с помощью следующих методик: 

Тест "Мотивационная готовность к школе"

А.Л. Венгера. 

Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника. Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен выбрать, ответ, который тебе больше нравится».

1. Если было бы две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?2. Если было бы две школы - одна с уроками и переменами, а другая - только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?3. Если было бы две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?4. Если было бы две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?5. Если было бы две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться? 6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой  учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал? 7. Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением? 8. Если бы мама сказала: " Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением? 9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

ТЕСТ «Способность к обучению в школе»

Г. Вицлака (1972 г.)

Цель; Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Материалы; Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный материал в виде картинок.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство к тесту

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1–3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция; «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

Итоги.  

Высокий уровень сформированности познавательного интереса:

- Устойчивый интерес к исследовательскому поиску, как в специально созданных ситуациях, так и в свободной деятельности. Дети применяют в полном объёме проблемную задачу, обнаруживают противоречия и осуществляет практический поиск решения проблемы, используя комбинацию различных вариантов. Рассуждают в слух, используют различные приборы в эксперименте, проявляют настойчивость, взаимодействуют с другими детьми в ходе эксперимента и испытывают удовлетворения от результатов экспериментирования.

Средний уровень:

- Активное проявление интереса у детей к экспериментированию на начальных этапах проблемы. Выдвигают предположения при направляющей помощи взрослого. В поиске решения проблемы используют 1 вариант и прекращают поиск. Настойчивость не устойчива в достижении целей и результат получают при помощи взрослого. Используют  в экспериментировании освоенные способы действия и не проявляют инициативы.

Не умеют согласовывать свои действия с другими детьми.

Низкий уровень:

Отсутствует интерес к экспериментированию, не желание заниматься проблемными задачами. Поисковые действия дети подменивают игровыми действиями с предметами, не умеют и не готовы экспериментировать. Эти дети нуждаются в обучающей деятельности, пошаговой помощи педагога и повторение эксперимента самостоятельно.

В результате познавательно - игровой деятельности были выявлены такие показатели:  

Только у 20% детей познавательный интерес к предметному миру  

 полностью сформирован,  у 71% детей интерес к познанию проявляется достаточно часто,  а 15% детей   имеют довольно низкий показатель, интерес проявляют довольно редко.  

                                                                                                             

Решение:

Для повышения качества знаний обучающихся, при диагностики уровня сформированности общих умений, навыков и способов познавательной деятельности дошкольников к школе группе использовать тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака, Тест "Мотивационная готовность к школе"

А.Л. Венгера. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...