Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях
статья (старшая группа) по теме

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, развитие всех видов деятельности начинается с формирования представлений о себе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические средства формирования у дошкольников

первичных представлений о себе и других людях.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Актуальность работы

В соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область познавательное развитие предполагает формирование у детей первичных представлений о себе и других людях.

             Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Проблема самосознания-одна из самых сложных в психологии. По мнению ученых (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И.Божович, 1968;  Л.С.Выготский, 1982; С.Л.Рубинштейн, 1989; и др.) сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми и на развитие всех видов деятельности.

     На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются. По мнению Д.Б.Эльконина ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

        Недостатки в результатах профессиональной деятельности:

- у детей недостаточно знаний о себе как о личности;

- не сформированы знания о правах ребенка;

- недостаточно представлений о социальном мире людей.

        Недостатки в основном процессе:

- стиль взаимодействия с детьми не предполагает личностного подхода;

- мало использовались разные формы образовательной деятельности по формированию первичных представлений ребенка о себе и других людях;

- недостаточно планируются интерактивные формы общения с людьми разных профессий.

        

Анализ  в результатах профессиональной деятельности показывает:

- некомпетентность педагогов в данном вопросе;

- недостаток научно-методической литературы;

- недостаток нормативно-правового аспекта.

        Противоречия:

Формирование первичный представлений о себе и других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых педагогических средств работы, однако недостаток научно-методической литературы и  материально-технической базы не позволяют достичь желаемого результата.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

          Подбор средств для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о себе и других людях.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

        К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возвратные характеристики возможных достижений ребёнка:

         - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувства веры в себя;

- ребенок может следовать социальным нормам поведения во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

 Конкретизация:

- формирование образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

- обогащение представлений детей о профессиях, о защитниках Отечества, о своей «малой Родине», о людях других стран и народах мира;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Примеры проявления: знает и называет свое имя и фамилию, знает, где работают родители, как важен их труд для общества. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Имеет представления о флаге, гербе, гимне. Имеет представления о Российской армии, о годах войны. Проявляет умение играть, работать коллективно, договариваясь со сверстниками. Понимает, что надо заботиться о младших. Может оценивать свои поступки и поступки сверстников.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешного решения проблемы по формированию первичных представлений о себе и других людях у детей старшего возраста  подбираются следующие средства:

- приобретение дидактических игр для социально-коммуникативного развития («Что такое хорошо и что такое плохо», «Помоги маме», «Угадай настроение»);

- изготовление альбома сюжетных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;

- подборка книг и энциклопедий о строении человека;

- разработка серии занятий «Права ребенка»;

-создание ребенком  портфолио «Я расту»;

- составление вместе с родителями своего генеалогического древа;

- организация НОД о родной стране, городе:

     «Эх, Самара, городок»

     «Моя страна-Россия»

     «Улица, на которой я живу»

-создание презентации «Достопримечательности Самары»

- создание мультимедийных пособий на тему «Профессии»;

- организация экскурсий на место работы родителей (чем занимаются мамы и папы на работе, какую пользу приносят обществу);

- разработка проекта по знакомству с культурой народов других национальностей и народов мира «Мы разные, но мы очень похожи»;

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии».

                     Для определения эффективности развития у ребенка первичных представлений о себе и других людях проводится следующий мониторинг:

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

КРИТЕРИЙ

НАБЛЮДЕНИЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ

МЕТОД ДИАГНОС

ТИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ

достигнуто

не достигнуто

частично достигнуто

Формирование

образа «Я»

Имеет представление о себе в прошлом, настоящем и будущем

Знает свои права и обязанности

Имеет представление о правилах поведения в общественных местах

Методика изучения сформированности образа «Я» дошкольника(под редакцией А.Б.Венгера)

Формирование представлений о своей «малой Родине»

Имеет представление о достопримечательностях, культуре, традициях родного края

Беседа

Обогащение представлений детей о профессиях

Имеет представления о профессиях, где работают родители, как важен для общества их труд

Игровая деятельность

Беседа

Обогащение представлений детей о защитниках Отечества

Знает разные рода войск, боевой техники

Беседа

Обогащение представлений детей о людях других стран и народах мира

Имеет представления о множестве стран на земле

Знает о детстве ребят других стран

Понимает важность мирного сосуществования со всеми народами

Беседа

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми

Умеет сообща играть, трудиться, заниматься

Проявляет уважительное отношение к окружающим

Умеет проявлять заботливое отношение к малышам, пожилым людям

Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников

Наблюдение в повседневной жизни, игровой, трудовой, образовательной деятельности

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

1. Кадровые:

- курсы повышения квалификации педагогов

- привлечение психолога, музыкального руководителя

2. Нормативно-правовые:

- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017г.

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015г.

- ФГОС ДО- утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013г. №1155

3. Научно-методическое обеспечение:

- разработка серии занятий:

  • «Права ребенка»
  • «Эх, Самара-городок!»
  • «Моя страна – Россия»
  • «Улица, на которой я живу»

               - подборка статей по теме

- разработка проекта по знакомству с культурой народов других национальностей и народов мира «Мы разные, но мы очень похожи»

-создание портфолио «Я расту»

-создание презентации «Достопримечательности Самары»

4. Организационные:

- организация экскурсий на место работы родителей

5. Информационные ресурсы:

- использование интернет-ресурсов для получения знаний по заданной теме: wwwmaaam.ru, www.sipkro.ru

- создание мультимедийных пособий на тему «Профессии»

6. Материально-технические:

- приобрести проектор для показа презентаций

-организовать уголок «Куклы в национальных костюмах»

- приобрести игры и пособия по теме

 В науке активно идет поиск условий и способов организации процесса познания себя в разных видах деятельности, что непосредственно свидетельствует о значимости познания субъектом своего Я для развития успешности в отношениях с социумом, реализации своего потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...

Формирование у дошкольников первичных представлений о звездах и планетах

формирование у дошкольников первичных представлений о космосе...

Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Из опыта работы консультация  на педагогическом совете на тему: Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...

Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.

Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пу...