Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях
статья (старшая группа) по теме
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, развитие всех видов деятельности начинается с формирования представлений о себе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические средства формирования у дошкольников
первичных представлений о себе и других людях.
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Актуальность работы
В соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область познавательное развитие предполагает формирование у детей первичных представлений о себе и других людях.
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Проблема самосознания-одна из самых сложных в психологии. По мнению ученых (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И.Божович, 1968; Л.С.Выготский, 1982; С.Л.Рубинштейн, 1989; и др.) сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми и на развитие всех видов деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются. По мнению Д.Б.Эльконина ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.
Недостатки в результатах профессиональной деятельности:
- у детей недостаточно знаний о себе как о личности;
- не сформированы знания о правах ребенка;
- недостаточно представлений о социальном мире людей.
Недостатки в основном процессе:
- стиль взаимодействия с детьми не предполагает личностного подхода;
- мало использовались разные формы образовательной деятельности по формированию первичных представлений ребенка о себе и других людях;
- недостаточно планируются интерактивные формы общения с людьми разных профессий.
Анализ в результатах профессиональной деятельности показывает:
- некомпетентность педагогов в данном вопросе;
- недостаток научно-методической литературы;
- недостаток нормативно-правового аспекта.
Противоречия:
Формирование первичный представлений о себе и других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых педагогических средств работы, однако недостаток научно-методической литературы и материально-технической базы не позволяют достичь желаемого результата.
2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Подбор средств для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о себе и других людях.
3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возвратные характеристики возможных достижений ребёнка:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувства веры в себя;
- ребенок может следовать социальным нормам поведения во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Конкретизация:
- формирование образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- обогащение представлений детей о профессиях, о защитниках Отечества, о своей «малой Родине», о людях других стран и народах мира;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Примеры проявления: знает и называет свое имя и фамилию, знает, где работают родители, как важен их труд для общества. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Имеет представления о флаге, гербе, гимне. Имеет представления о Российской армии, о годах войны. Проявляет умение играть, работать коллективно, договариваясь со сверстниками. Понимает, что надо заботиться о младших. Может оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для успешного решения проблемы по формированию первичных представлений о себе и других людях у детей старшего возраста подбираются следующие средства:
- приобретение дидактических игр для социально-коммуникативного развития («Что такое хорошо и что такое плохо», «Помоги маме», «Угадай настроение»);
- изготовление альбома сюжетных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- подборка книг и энциклопедий о строении человека;
- разработка серии занятий «Права ребенка»;
-создание ребенком портфолио «Я расту»;
- составление вместе с родителями своего генеалогического древа;
- организация НОД о родной стране, городе:
«Эх, Самара, городок»
«Моя страна-Россия»
«Улица, на которой я живу»
-создание презентации «Достопримечательности Самары»
- создание мультимедийных пособий на тему «Профессии»;
- организация экскурсий на место работы родителей (чем занимаются мамы и папы на работе, какую пользу приносят обществу);
- разработка проекта по знакомству с культурой народов других национальностей и народов мира «Мы разные, но мы очень похожи»;
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии».
Для определения эффективности развития у ребенка первичных представлений о себе и других людях проводится следующий мониторинг:
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
КРИТЕРИЙ НАБЛЮДЕНИЙ | ПОКАЗАТЕЛЬ | МЕТОД ДИАГНОС ТИКИ | ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ | |||
достигнуто | не достигнуто | частично достигнуто | ||||
Формирование образа «Я» | Имеет представление о себе в прошлом, настоящем и будущем Знает свои права и обязанности Имеет представление о правилах поведения в общественных местах | Методика изучения сформированности образа «Я» дошкольника(под редакцией А.Б.Венгера) | ||||
Формирование представлений о своей «малой Родине» | Имеет представление о достопримечательностях, культуре, традициях родного края | Беседа | ||||
Обогащение представлений детей о профессиях | Имеет представления о профессиях, где работают родители, как важен для общества их труд | Игровая деятельность Беседа | ||||
Обогащение представлений детей о защитниках Отечества | Знает разные рода войск, боевой техники | Беседа | ||||
Обогащение представлений детей о людях других стран и народах мира | Имеет представления о множестве стран на земле Знает о детстве ребят других стран Понимает важность мирного сосуществования со всеми народами | Беседа | ||||
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми | Умеет сообща играть, трудиться, заниматься Проявляет уважительное отношение к окружающим Умеет проявлять заботливое отношение к малышам, пожилым людям Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников | Наблюдение в повседневной жизни, игровой, трудовой, образовательной деятельности |
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:
1. Кадровые:
- курсы повышения квалификации педагогов
- привлечение психолога, музыкального руководителя
2. Нормативно-правовые:
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017г.
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015г.
- ФГОС ДО- утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013г. №1155
3. Научно-методическое обеспечение:
- разработка серии занятий:
- «Права ребенка»
- «Эх, Самара-городок!»
- «Моя страна – Россия»
- «Улица, на которой я живу»
- подборка статей по теме
- разработка проекта по знакомству с культурой народов других национальностей и народов мира «Мы разные, но мы очень похожи»
-создание портфолио «Я расту»
-создание презентации «Достопримечательности Самары»
4. Организационные:
- организация экскурсий на место работы родителей
5. Информационные ресурсы:
- использование интернет-ресурсов для получения знаний по заданной теме: wwwmaaam.ru, www.sipkro.ru
- создание мультимедийных пособий на тему «Профессии»
6. Материально-технические:
- приобрести проектор для показа презентаций
-организовать уголок «Куклы в национальных костюмах»
- приобрести игры и пособия по теме
В науке активно идет поиск условий и способов организации процесса познания себя в разных видах деятельности, что непосредственно свидетельствует о значимости познания субъектом своего Я для развития успешности в отношениях с социумом, реализации своего потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...
Формирование у дошкольников первичных представлений о звездах и планетах
формирование у дошкольников первичных представлений о космосе...
Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Из опыта работы консультация на педагогическом совете на тему: Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...
Педагогический проект "Формирование познавательных действий первичных представлений об объектах окружающего мира"
Педагогический проект. ...
Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.
Развитие у дошкольников первичных представлений о себе, культурных традициях общения, объектах окружающего мира.«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пу...
«Формирование у дошкольников первичных представлений о профессиях и различных сферах деятельности людей через создание предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями воспитанников».
Выступление подразумевает сопровождение демонстрации слайдов презентации...