Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в первой младшей группе.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в первой младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Правильное воспитание и развитие ребенка – это очень важный и сложный процесс в жизни. Начинать его нужно с самого раннего возраста. Родители должны выбрать правильный подход к занятиям с ребенком. Особенно надо быть очень осторожным в вопросах развития детей раннего возраста, что любая информация легче всего воспринимается в игровой форме.
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Следовательно, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
К сожалению, в наше время во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Объясняется это просто: в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Процесс развития мелкой моторики начинается в раннем детстве, его нельзя остановить, но можно ему помочь. Так кроха поднимает руки к подбородку и сжимает кулачки. Это является следствием гипертонуса мышц, и проходит уже к 3 месяцам. Но взрослым по силам ускорить этот процесс с помощью массажа. Каждый день следует уделять несколько минут массированиям пальцев и ладошек малыша. Не забывать о развитии хватательного рефлекса: вложить свои пальцы в ладони ребенка, и когда он схватит их, слегка потянуть его на себя. Особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Причем начинать занятия надо с детьми грудного возраста, желательно 2 – 3 раза в день. Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Родители, которые не играют вместе с малышом, во-первых – лишают себя и ребенка радости общения, чтение любимой сказки на ночь – не в счет. Во-вторых, есть игры и упражнения, которые помогут малышу всесторонне развиваться. Развитие мелкой моторики у ребенка – один из важнейших этапов такого развития.
Что же такое «мелкая моторика»? Это – точные движения пальцев рук, она оказывает важное влияние на процесс формирования речи вашего малыша. А многие родители, уделяют этому вопросу мало внимания.
Упражнения, очень просты в исполнении, но без помощи взрослых детям никак не обойтись, любое упражнение нужно сначала показать ребенку, потом проделать его вместе с ребенком, а уже после – малыш выполняет его сам.
Мелкая моторика (по определению Википедии) — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками.
В продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, паззлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение). Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики. Письмо".
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: лепка из глины и теста, рисование и аппликация, вышивание и выжигание, застегивание мелких пуговиц, шнуровки и нанизывание бусин. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. [2]. Очень полезны в старшем дошкольном возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры», гимнастика для пальцев и самомассаж.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar08.htm
Список методической литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
- Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
- Данилова Е. «Пальчиковые игры»
- Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
- Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
- Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
Электронные ресурсы
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
- Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
- Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/581288
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
- Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры для развития мелкой моторики" консультация для воспитателей 2-й младшей группы.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие мелкой моторики с элементами изодеятельности» в I младшей группе.
Пальчиковое рисование «Ромашки»....
Игровое занятие по развитию мелкой моторики рук и ног в первой младшей группе "Божья коровка"
В занятие включены пальчиковые игры, дыхательные упражнения. Они способствуют снятию эпсихомоционального напряжения. Развитию двигательных умений и навыков, мелкой моторики рук и ног....
Игра на развитие мелкой моторики и изучение цветов.(в первой младшей группе)" Крышечки"
Продолжая изготавливать для малышей развивающие игры пришла идея сделать подобную игру с крышечками.Дети любят играть с цветными крышечками ,откручивать и закручивать их.Выполняя такие действия отличн...
Конспект занятия по развитию речи детей через мелкую моторику рук «Умные пальчики» в первой младшей группе»
Конспект занятия по развитию речи детей через мелкую моторику рук «Умные пальчики» в первой младшей группе»Задачи:1. Обучающая:рассказать детям о соблюдении правил безопасности при л...
Родительское собрание по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей в первой младшей группе"
Родительское собрание...
Конспект по развитию мелкой моторики: «БУСЫ ДЛЯ БАБУШКИ» в первой младшей группе.
Конспект по развитию мелкой моторики: «БУСЫ ДЛЯ БАБУШКИ» в первой младшей группе. ЦЕЛЬ-ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙС ЦВЕТОМ,ФОРМ...