Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в первой младшей группе.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мишина Анастасия Евгеньевна

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в первой младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Правильное воспитание и развитие ребенка – это очень важный и сложный процесс в жизни. Начинать его нужно с самого раннего возраста. Родители должны выбрать правильный подход к занятиям с ребенком. Особенно надо быть очень осторожным в вопросах развития детей раннего возраста, что любая информация легче всего воспринимается в игровой форме.

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Следовательно, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

К сожалению, в наше время во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Объясняется это просто: в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Процесс развития мелкой моторики начинается в раннем детстве, его нельзя остановить, но можно ему помочь. Так кроха поднимает руки к подбородку и сжимает кулачки. Это является следствием гипертонуса мышц, и проходит уже к 3 месяцам. Но взрослым по силам ускорить этот процесс с помощью массажа. Каждый день следует уделять несколько минут массированиям пальцев и ладошек малыша. Не забывать о развитии хватательного рефлекса: вложить свои пальцы в ладони ребенка, и когда он схватит их, слегка потянуть его на себя. Особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Причем начинать занятия надо с детьми грудного возраста, желательно 2 – 3 раза в день. Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Родители, которые не играют вместе с малышом, во-первых – лишают себя и ребенка радости общения, чтение любимой сказки на ночь – не в счет. Во-вторых, есть  игры и упражнения, которые помогут малышу всесторонне развиваться. Развитие мелкой моторики у ребенка  – один из важнейших этапов такого развития.

Что же такое «мелкая моторика»? Это – точные движения пальцев рук, она оказывает важное влияние на процесс формирования речи вашего малыша. А многие родители,  уделяют этому вопросу  мало внимания.

Упражнения, очень просты в исполнении, но без помощи взрослых детям никак не обойтись, любое упражнение нужно сначала показать ребенку, потом проделать его вместе с ребенком, а уже после – малыш выполняет его сам.

 Мелкая моторика (по определению Википедии) — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками.
  В продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, 
различные конструкторы (мозаика, паззлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение). Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики. Письмо".

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: лепка из глины и теста, рисование и аппликация, вышивание и выжигание, застегивание мелких пуговиц, шнуровки и нанизывание бусин. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. [2]. Очень полезны в старшем дошкольном возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры», гимнастика для пальцев и самомассаж.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar08.htm

Список методической литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Электронные ресурсы

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
  3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
  4. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/581288
  5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  6. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  7. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры для развития мелкой моторики" консультация для воспитателей 2-й младшей группы.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи....

Игровое занятие по развитию мелкой моторики рук и ног в первой младшей группе "Божья коровка"

В занятие включены пальчиковые игры, дыхательные упражнения. Они способствуют снятию эпсихомоционального напряжения. Развитию двигательных  умений и навыков, мелкой моторики рук и ног....

Игра на развитие мелкой моторики и изучение цветов.(в первой младшей группе)" Крышечки"

Продолжая изготавливать для малышей развивающие игры пришла идея сделать подобную игру с крышечками.Дети любят играть с цветными крышечками ,откручивать и закручивать их.Выполняя такие действия отличн...

Конспект занятия по развитию речи детей через мелкую моторику рук «Умные пальчики» в первой младшей группе»

Конспект занятия по развитию речи детей через мелкую моторику рук «Умные пальчики» в первой младшей группе»Задачи:1. Обучающая:рассказать детям о соблюдении правил безопасности при л...

Конспект по развитию мелкой моторики: «БУСЫ ДЛЯ БАБУШКИ» в первой младшей группе.

Конспект по развитию мелкой моторики:            «БУСЫ ДЛЯ БАБУШКИ» в первой младшей группе. ЦЕЛЬ-ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙС ЦВЕТОМ,ФОРМ...