Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста
материал по психологии
Дети старшего дошкольного возраста и их самооценка.
Текст с сылками на литературные источники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobennosti_vozrasta_.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста
К 6-7 годам в общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание, оно является главным новообразованием дошкольного детства. [1]
Появление самооценки приходится на вторую половину периода на основе первоначальной положительной оценки самого себя («я хороший») и оценки чужого поведения. Первым этапом ребенок приобретает умение давать оценку другим детям, и только потом себе, своим умениям и навыкам. Основа первичной самооценки- сравнение себя с другими. Для 6-леток характерна завышенная самооценка. К 7 годам происходит ее дифференцировка и небольшое снижение. Происходит появление оценки себя с другими детьми, которая ранее не наблюдалась. Не дифференцированная самооценка приводит к тому, что ребенок старшего дошкольного возраста воспринимает оценку своей работы взрослыми, как оценку своей личности в целом. По этому наказания и замечания при обучении детей этого возраста должны быть ограничены, иначе самооценка ребенка окажется очень заниженной.
Ещё одна из линий развития самосознания - осознание своих переживаний.
Для этого периода характерна половая принадлежность: ребенок осознанно принимает себя как мальчика или девочку. Начинают понимать различия в характерах и поведении по гендерному признаку. Начинается осознание себя во времени. 6-7-летний ребёнок помнит себя в прошлом, осознаёт в настоящем и имеет представление себя в будущем.
Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. И взрослый помогает ребенку овладеть самосознанием и самооцениванием с помощью организации этой деятельности на ранних этапах. Ведущая деятельность-источник развития сознания. У старших дошкольников важную роль в становлении самооценки занимает игра.
Изучая развитие самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи уделяют преимущественное внимание самооценке детей школьного возраста (Боришевский, Л. М. Запрягалова, А. И. Липкина, Л. Г Подоляк, Е. И. Савонько, Л. С. Сапожникова, Г. А. Собиева, А. Л. Шнирман и другие).
По мнению М. И. Лисиной, самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом «обрастания» знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе. Понятие самооценка на взгляд М. И. Лисиной, является более узким, чем понятие образ самого себя. Отчетливая самооценка так же, как и самосознание возникает на более поздних этапах познания ребенком себя [2].
Согласно концепции В. С. Мухиной, существуют «звенья структуры самосознания, которые впервые получают интенсивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе» : ориентация на признание своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; признание своего имени; социальное признание; ориентация на физические, психические и социальные признаки определенного пола; на значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем; на основе права в обществе; на долг перед людьми. Структура самосознания дошкольника формируется в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе [3, с. 212].
Самосознание предстает у В. С. Мухиной как психологическая структура, представляющая собой единство звеньев, развивающихся по определенным закономерностям. Причем содержательное наполнение этой структуры, в отличие от универсальной структуры сознания, строго индивидуально для каждого человека [3].
Ребенок дает оценку себе, опираясь на оценку его работы со стороны взрослого. Заниженные оценки плохо воздействуют на дошкольника, а завышенные искажают представления ребенка о себе и своих результатах в сторону преувеличения результатов. При этом положительно влияет на организацию деятельности. По этой причине, правильность восприятия старшими дошкольниками своих действий зависит от оценки, которую дает взрослый. Так же, при полном сформировании представлений о себе ребенок может относиться с критикой к оценкам окружающих.
Профессор МГУ Волков, пишет в учебнике «Детская психология» : «Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых.» [2, с. 173]
Старший дошкольник отделяет себя от оценки другого. Ребенок познает ограничение своих сил, ссылаясь не только на взаимоотношения с ним взрослых и сверстников, но и на собственном опыте, полученном на практике. Дошкольники с очень низкой или высокой самооценкой белее чувствительны к оценке, которую они получают, из-за этого легко поддаются влиянию со стороны. На ряду с этим, большую роль для детей старшего дошкольного возраста влияют взаимоотношения с ровесниками. При таком общении возникает определенное отношение к другим детям и возможность воспринимать себя со стороны, видеть себя их глазами. Умение дошкольника производить анализ собственной деятельности полностью зависит от умения производить анализ других детей. Таким образом, при общении с другими детьми появляется умение оценивать и других людей в целом, так зарождается самооценка. 6-7-летним детям помогает критически оценивать воздействия ровесников богатый опыт индивидуальной деятельности. Среди дошкольников наблюдается система ценностей, которая определяет взаимные оценки детей. Психологические исследования А. К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Детям старшего дошкольного возраста дать оценку своим действиям гораздо сложнее, чем оценить сверстника. Они выставляют много требований, поэтому оценивают других детей строже. Для самооценки дошкольника характерна эмоциональность, она часто положительна. Встретить отрицательную самооценку случается редко.
Дети, обычно, высоко себя оценивают, это происходит по причине неумения ребенка разделять свои умения от собственной личности целиком. Следственно, если у ребенка что-то получается хуже других, это значит, что и он в целом хуже всех. Чем старше дошкольник, тем адекватнее его самооценка, тем полнее отображаются его способности. Первым делом она возникает в продуктивных видах деятельности, также в играх с правилами, где можно сравнить результаты деятельности с другими. Имя пример другой работы ребенку легче дать себе адекватную оценку.
«Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям старшего дошкольного возраста возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника.»-пишет в книге «Проблема самосознания в психологии» известный деятель в области психологии и педагогики- Чеснокова И. И. [4, с. 170].
Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста.
В разных видах деятельности самооценка разная. Например, В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте - переоценивает, а в пении может недооценивать себя.
Для формирования самооценки играет большую роль как деятельность, в которую погружен ребенок, так и положительные оценки, которые дают взрослые и сверстники. В результате исследований было выявлено, что дети, которые выделяют себя в деятельности, обладают завышенной самооценкой; самооценка ребенка, который выделяет себя через сферу отношений, чаще занижена.
Анциферова Л. И. пишет:«Важно отметить, что в регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления. Вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия самооценка непрерывно развивается, корректируется, углубляется и дифференцируется» [5, с. 120].
Старшие дошкольники хорошо оценивают свои физические способности, дают им правильную оценку, формируется представление о личных качествах и умственных способностях. Слегка завышенная самооценка характерна детям находящимся на пороге кризиса 6-7 лет. Они могут анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В привычной для себя деятельности, например в игре, или на занятиях по физкультуре, дети могут реально оценивать свои способности и их самооценка постепенно становится адекватной. Так же наоборот, в условиях незнакомой деятельности дети дают себе неадекватную, завышенную оценку.
Считают, что завышенная оценка-это не хорошо, но при этом она несет в себе положительный момент: ребенок нацелен на успех, его действия активны, а это значит, что действуя, он будет уточнять представления о самом себе. Заниженная самооценка встречается реже, но причина этому не критическое отношение к себе, а на неуверенности в своих силах. Как правило, в этом есть вина родителей. Они предъявляют к ребенку завышенные требования, не дают положительной оценки, не учитывают индивидуальные особенности.
Заниженная самооценка у детей 7-го года жизни должна вызвать тревогу это может быть показателем отклонения в развитии. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки. Для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам это имеет большое значение.
Список литературы:
1. Волков Б. С. Детская психология: Логические схемы / Волков Б. С. – М., 2002.
2. Волков Б. С. Возрастная психология. Кн. 1 / Волков Б. С. – М., 2005.-173с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология / Мухина В. С. – М., 1999
4. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М. ,2007.- 170 с
5. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности. / Анциферова Л. И – М. : Педагогика, 1981. - 120
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...
Методические рекомендации для педагогов «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»
«Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»...
Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста
СтатьяАвторы: Фаттахова Виктория Михайловна, Исакова Екатерина Андреевна, Коновалова Надежда Васильевна Рубрика: Педагогика Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г. Дата публикации: 03.0...
Исследование на тему: Самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Мы провели эмпирическое исследование для выявление уровней самосознания детей старшего дошкольного возраста, выявлялась система представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнен...
Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....
ВЛИЯНИЕ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья на тему:ВЛИЯНИЕ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторон...