Ранняя профориентация дошкольников Сюжетно-ролевая игра "Почтовый вагон"
методическая разработка ( группа) на тему

Черникова Юлия Владимировна

Методическая разработка проведения сюжетно-ролевых игр направленных на развитие ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_pochtovyy_vagon.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 ОАО «РЖД»

Черникова Юлия Владимировна

Методическая разработка

сюжетно-ролевой игры «Почтовый вагон», «Почтовый поезд».

(младший дошкольный  возраст)

Цель:

– содействовать  возникновению у младших дошкольников игровых замыслов по мотивам песенки З. Компанейца на слова О. Высотской «Паровоз»;

–  развивать у детей умение выбирать роль;

–  формировать у младших дошкольников умение развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при ознакомлении с литературными произведениями и через беседы с взрослыми;

– развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре;

– развивать навыки классификации предметов по определенным признакам;

– формирование представлений о работе почтовой связи на железнодорожном транспорте;

– дать элементарные знания об оборудовании почтовых вагонов и действиях работников почтового вагона;

Словарная работа:

машинист, поезд, почтовый вагон, письмо, открытка, посылка, разбирать (раскладывать) почту, мешок.

Игровой материал: 

–   модель пассажирского поезда (из детских стульчиков);

–  модель почтового вагона  (в составе поезда);

– модели почтовой корреспонденции и почтовых отправлений (письма, открытки, посылки);

–   шапочки-маски игровых персонажей (героев песенки);

–   фуражка машиниста поезда;

– запись мелодии песенки З. Компанейца на слова О. Высотской «Паровоз»;

–   модель почтовой машины;

–   бумажные мешки для почтовой корреспонденции

Подготовка к игре: 

– прослушивание и заучивание песенки З. Компанейца на слова О. Высотской «Паровоз»;

–   рассматривание иллюстраций к песенке;

– рассматривание иллюстраций с изображением поезда с почтовым вагоном;

– подготовка игрового оборудования: писем, открыток, посылок (уменьшенная модель); шапочек-масок героев песенки (мишек, кошек, зайцев, мартышек, кукол, матрешек);

–  чтение литературных произведений  о железнодорожном транспорте: «Стучат колеса» Е.Никольской, «Вот так поезд», потешки «Паровоз Ду-Ду»; и др.;

–  рассматривание иллюстраций к ним;

–  беседа о видах почтовой корреспонденции и почтовых отправлений: письма, открытки, посылки, бандероли;

–  настольные и дидактические игры на классификацию предметов по определенным признакам: форме, размеру, специальным отметкам

Игровые роли

–  машинист поезда,

–  игровые персонажи (герои песенки),

–  начальник поезда (воспитатель),

–  шофер почтовой машины

Игровые действия 

–   воспитатель предлагает детям послушать песенку З. Компанейца на слова О. Высотской «Паровоз»;

–   воспитатель предлагает детям представить, что игрушки, о которых поется в песенке, это они;

–  дети одевают шапочки-маски, выбирают машиниста, чтобы отправиться в путешествие на поезде;

–  занимают места в вагонах, под мелодию песенки поезд отправляется в путь;

–  по окончании песенки начальник поезда объявляет остановку, дети выходят на станции и отдыхают (танцуют, собирают цветы, играют и т.д.);

–  через некоторое время объявляется отправление поезда, дети снова занимают места в вагонах, под мелодию песенки поезд едет дальше;

–  во время движения начальник поезда обращается к детям за помощью: до прибытия к конечной станции необходимо разобрать почту;

–  дети переходят в почтовый вагон и разбирают корреспонденцию и почтовые отправления по видам, раскладывая письма, открытки и посылки в разные мешки;

– когда работа по разбору почты закончена, поезд подходит к конечной станции;

– к почтовому вагону подъезжает грузовая машина «Почта России», куда грузят мешки  с посылками и почтовой корреспонденцией, и она развозит почту по адресам.

 (средний дошкольный возраст)

Цель: 

–   подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

–  формировать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия;

–   развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты для игры;

– формировать умение договариваться в игре, согласовывать  свои действия в соответствии с игровым сюжетом;

– формировать самостоятельность в выборе роли и использовании игрового оборудования в разных вариантах;

–  развивать представления о работе почтовой связи на железнодорожном транспорте;

– знакомить с действиями работников почтового вагона;

–  воспитывать интерес и уважение к труду почтовых работников на железной дороге.

–  воспитывать у детей доброжелательных отношений друг к другу в игре.

Словарная работа:

почтовый вагон, письмо, открытка, посылка, бандероль, почтовый груз, разбирать (раскладывать) почту, сортировщик, почтальон, мешок.

Игровой материал: 

–  модель почтового вагона;

– имитация сортировочного зала почтового вагона с внутренним оборудованием: стеллажами, специальными (бумажными) мешками, почтовыми ящиками;

–  модели почтовых отправлений (посылки, бандероли) и  почтовой корреспонденции (письма, открытки);

–   одежда работников почтового вагона: куртки, шапочки, фартук, нарукавники;

Подготовка к игре: 

–   экскурсия к почтовому вагону пассажирского поезда;

–   рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением внешнего и

    внутреннего устройства почтового вагона;

–  чтение литературных произведений  о железнодорожном транспорте и о почтовой службе: С. Капутикян «Паровозик»; С. Кудрявцевой «Веселый поезд» и др.;

–  рассматривание иллюстраций к ним;

–  просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето»;

–  рассказ воспитателя о работе бригады почтового вагона;

–  беседа о важности почтовой службы на железной дороге;

–  подготовка игрового оборудования;

–  настольные и дидактические игры на классификацию предметов по определенным признакам: цвету марки, виду корреспонденции и величине почтового отправления;

– беседа о письмах Деду Морозу

Игровые роли

–  работники почтового вагона (сортировщики),

–  начальник станции,

–  почтальон


Игровые действия 

–  почтальон приносит детям телеграмму от Деда Мороза, в которой сообщает о затерявшемся почтовом вагоне с посылками и письмами, не дошедшими до детей;

–  воспитатель сообщает, что совсем недавно он видел этот вагон и предлагает пойти туда;

– дети заходят в почтовый вагон и видят там много разной почтовой корреспонденции и почтовых отправлений;

–  воспитатель обращает внимание детей, что на всех письмах наклеены марки, и они разного цвета, это значит, что доставить их нужно в разные города;

–  воспитатель предлагает разобрать почту по месту назначения (по цвету марки) и виду почтовых отправлений, как это делают почтового вагона;

– дети сортируют почтовые отправления по месту назначения (разным городам), раскладывают по ячейкам с соответствующими по цвету значками;

– по окончании работы воспитатель предлагает сообщить Деду Морозу (отправить телеграмму или написать письмо) о том, что затерявшийся вагон найден, и позвонить начальнику ближайшей железнодорожной станции, чтобы он позаботился об  отправке почтового вагона с пассажирским поездом к месту назначения.

 

Сюжетно-ролевая игра «Почтовый поезд»

(старший дошкольный возраст)

Цель: 

–   совершенствовать  и расширять игровые замыслы и умения старших дошкольников, активизировать интерес к совместным играм;

– формировать умение развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при проведении экскурсий на железную дорогу, ознакомлении с литературными произведениями и просмотре телевизионных передач данной тематики;

– развивать умение самостоятельно распределять роли, налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

– формировать умение соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, согласовывать  свои действия с действиями партнеров;

–  учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми в процессе труда;

– закреплять умение усложнять игру через использование игрового оборудования в разных вариантах;

–  совершенствовать навыки классификации предметов по определенным признакам;

–  упражнять в практическом применении знаний о количестве и счете;

–  развивать представления о работе почты и почтовой связи на железнодорожной дороге;

– уточнять и закреплять знания об оборудовании почтовых вагонов и действиях работников почтового вагона;

–  воспитывать интерес и уважения к труду работников почты и почтового вагона;

Словарная работа:

почтовый вагон, письмо, открытка, посылка, бандероль, почтовый груз, разбирать почту, начальник почтового вагона, сортировщик, оператор по приему почтового груза, ячейка, почтальон, мешок для корреспонденции,  сумка почтальона, конверты, газеты, журналы, подписные листы, бланки, справочные журналы, печати, штампы, упаковочная бумага, упаковочная лента, весы

Игровой материал: 

  •  модель почтового вагона;
  •  имитация сортировочного зала почтового вагона с внутренним оборудованием:    стеллажами, специальными (бумажными) мешками, почтовыми ящиками;
  •  модель участка железнодорожного полотна;
  • модели почтовых отправлений (посылки, бандероли) и багажа;
  •  одежда работников почтового вагона: куртки, шапочки, фартук, нарукавники;
  •  почтовая корреспонденция разных видов: письма, открытки, газеты, журналы;
  •  тележки для перевозки почтового груза;
  • журнал для записей.
  • сумки почтальонов;
  • конверты;
  • подписные листы;
  • бланки;
  • справочные журналы, каталоги подписных изданий;
  • печати, штампы;
  • весы;
  • упаковочная бумага;
  • упаковочная лента (скотч, бечевка, шпагат)

Подготовка к игре: 

–  экскурсии к почтовому вагону пассажирского поезда и на почтовое отделение связи;

–  рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением внутреннего устройства почтового вагона;

–  подготовка игрового оборудования;

–  рассказ воспитателя о разных видах почтовых вагонов;

–  рассказ воспитателя о работе бригады почтового вагона;

–  беседа о работе почтового отделения связи;

–  беседа о важности почтовой службы на железной дороге;

– чтение литературных произведений  о железнодорожном транспорте и о почтовой службе: В.Захарова «Начальнику почтового вагона», С Маршака «Почта»; Я. Аким «Письмо неумейке», П. Шейкина «Вести приходят так», И. Григорьева «Ты опустил письмо» и др.;

–  рассматривание иллюстраций к ним;

– настольные и дидактические игры на классификацию предметов по определенным признакам: цвету марки, виду корреспонденции и величине почтового отправления;

–  сюжетно-ролевая игра «Почта»;

Игровые роли

–   начальник почтового вагона,

–  сортировщик,

–  оператор по приему почтового груза,

–  почтовые работники


Игровые действия 

–  оператор почтового вагона принимает почтовые отправления и грузит их в сортировочный зал почтового вагона;

–  поезд отправляется от станции, и бригада почтового вагона начинает работу: сортировщик сортирует почтовые отправления по месту назначения (раскладывает по ячейкам), а начальник почтового вагона делает записи в специальном журнале;

–  поезд прибывает на место назначения; оператор выдает почтовым работникам почтовые отправления;

–  почтовые работники станции складывают почту в тележки, увозят, сдают в почтовое отделение железнодорожного вокзала;

–  в почтовом отделении вокзала почтовые отправления  раскладывают в специальные (бумажные) мешки по адресам;

– к почтовому отделению подъезжает грузовая машина «Почта России», куда грузят мешки с корреспонденцией, и она развозит почту по адресам;

–  на почтовом отделении организована работа разных отделов:

  • работа отдела доставки;
  • работа отдела связи;
  • работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;
  • телеграф

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

Ранняя профориентация дошкольников Конспект сюжетно- ролевой игры "Мы едем, едем, едем"

Сюжетно- ролевая игра по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта для детей среднего дошкольного возраста....

Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...

«Игровой чехол - как средство ранней профориентации для сюжетно – ролевых игр»

laquo;Игровой чехол - как средство ранней профориентации для сюжетно – ролевых игр»...