Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ
статья (младшая группа) по теме

Чудова Нина Александровна

С момента перехода на ФГОС образование претерпело множество изменений. Использование новых технологий дает множество плюсов в развитии ребенка, мотивации к познанию и усвоению материала. Одной из важных технологией является ИКТ. Принципы, методика и эффективность работы представлена в моей статье на основе опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ как предметно развивающая среда.

Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем

Махатма Ганди

Стремительное изменение «времен и нравов» сопровождается и сменой требований.

Не исключение этому и образование.

Все чаще можно услышать такие понятия как «ФГОС»,  «ИКТ», задачи ООП и многое другое.

Что же это такое и как под «тесным натиском Федеральных стандартов» не забывать о самом главном – о детях? Точнее – об их обучении и воспитании.

С момента перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, многие программы ДО претерпели глобальные изменения.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды т.к. именно «она» играет особую роль в становлении личности ребенка.

 Влияние роли развития предметно-развивающей среды на личность ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Не остался в стороне и МБДОУ сад №35 г.Томска, в котором тема

«Использование ИКТ в создании предметно-развивающей среды » является актуальной.

Для реализации, нами поставленных задач, необходимо было сделать следующее:

-  познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;

- изучить возможности использования и внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;

- провести сравнение эффективности применения данной методики «до» и «после» ее внедрения.

Формируя предметно-развивающую среду группы дошкольного учреждения учитывались:

- рекомендации «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы.» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- требования СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

- В.А. Петровский, концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении;

- принцип личной ориентации, позволяющий повысить уровень развития личности ребенка через творческое влияние;

- принцип целесообразности, предполагающий разработку своеобразного стиля взаимодействия с каждым ребенком с учетом его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений.

Как говорил патриарх отечественной педагогики В. А. Сухомлинский:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Мобильность, средство мотивации участников образовательного процесса, интерактивность, возможность интеграции… Это далеко не все преимущества использования ИКТ.

Одним из важных шагов в нашем эксперименте был опрос участников образовательного процесса в эффективности использования/отказа применять ИКТ в своей деятельности и в каких целях, а так же отношение к появлению информационно - инновационных технологий на базе ДОУ в целом. Таковы были результаты:

Приложение №1

 По данным опроса оказалось, что применение данных технологий эффективно влияет на развитие деятельности педагога, а так же уровень мотивации ребенка. Отсутствие результатов было выявлено вследствие краткосрочного применения ИКТ на конкретных занятиях. Самым низким результатом оказался совершенный отказ от применения данной технологии.

Преобладание визуального восприятия над слуховым, у большинства детей дошкольного возраста, позволяет не просто разнообразить деятельность педагога на занятиях, но и помогает повысить мотивацию ребенка к изучению нового, ранее неизвестного, «погрузить» всецело в проблему исследования, создавая эффект соприсутствия.

Созданная предметно-развивающая среда способствует  развитию  индивидуальности, приобщению детей к активной самостоятельной деятельности,

Несомненно, информационно-коммуникационные технологии обладают большим потенциалом, но они  не должны  и не могут  заменить «живой»  коммуникации детей друг с другом и педагогом, а лишь дополнить их.

 

В результате реализации данного эксперимента качественно изменилась работа педагогов, появилась  эффективность во время решения  задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи.

 Педагоги, решение лишь за Вами, возможно именно Вы станете «переменой в настоящем».

Воспитатель МБДОУ сад № 35 г.Томска,

Чудова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ"

В данном проекте описаны  цели и  задачи внедрения и  использования информационно-коммуникационных технологий  для формирования  предметно- развивающей среды в дошкольных учре...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

Создание предметно-развивающей среды детского сада с помощью современных информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области).

Мы считаем, что с первых минут пребывания в детском саду каждому ребёнку должно быть интересно, безопасно и комфортно, всё пространство должно способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовател...