ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
материал

Войтова Ирина Михайловна

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, и разработка интегрированных занятий, и проектная деятельность, и активное использование сети  Интернет в образовании.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatizatsiya_obrazovaniya.docx20.55 КБ
Файл ikt_1.pptx1018.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, и разработка интегрированных занятий, и проектная деятельность, и активное использование сети  Интернет в образовании.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. 

Сочетание ИКТ связано  с двумя  видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов,  способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку,  передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии  – методы, способы и средства взаимодействия  человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических  материалов, технических и   инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их  применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ  включает в себя:

  •   компьютер и интернет
  •   телевизор 
  •   видеокамера и фотоаппарат
  •   планшет
  •   игровые приставки
  •   мобильные телефоны
  •   магнитофоны
  •   мультимедиа и  интерактивная доска.
  •   интерактивные полы, столы, песочницы, комплексы
  •   принтер

Цель  ИКТ в дошкольном образовании:

  • повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

  • обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение взаимодействия с семьёй;
  • обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
  • повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
  • облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);
  • облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
  • обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
  • возможность самореализации;
  • возможность самообразования.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
  • Подбор дополнительного познавательного материала к  занятиям;
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
  • Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
  • Создание презентаций  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • Использование ИКТ  для проведения родительских собраний или консультаций специалистов  для родителей;
  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют  управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
  • Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  • Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов  по различным направлениям деятельности;
  • Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  • Создание медиатек, которые представляют  интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

  • Помогает  привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • Помогает  формировать информационную культуру у детей;
  • Предъявление информации на экране в  игровой форме вызывает  у детей огромный интерес;
  •  Несёт  в себе образный  тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует  повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  • Предоставляет  возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • Позволяет  моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть  в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
  •  Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
  • Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает  ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит  их;
  • С помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:

  •  Недостаточная ИКТ – компетентность  педагога;
  •  Материальная база ДОУ;
  •  Защита здоровья ребенка;
  •  Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
  •  Отсутствие систематизации компьютерных развивающих программ;
  •  Отсутствие единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию  и внедрять её в свою деятельность.

Вывод:

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,

необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными

возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д /с №78 города Калининграда ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ (школа молодого педагога) Подготовила воспитатель Войтова И.М. 2020

Слайд 2

Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает Георг Зиммель Использование информационно коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания

Слайд 3

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий Компьютер Принтер Телевизор Магнитофон Фотоаппарат Видеокамера Мультимедийный проектор Электронные доски , полы, песочницы Интерактивные комплексы

Слайд 4

Области применения ИКТ педагогами ДОУ 1. Ведение документации. Календарные планы Перспективные планы Портфолио Табель посещаемости Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями: Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой; Использование ИКТ при проведении родительских собраний. 2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. 3 . Воспитательно-образовательный процесс. 3 вида занятий с использованием ИКТ. Занятия с мультимедийной поддержкой. Занятия с компьютерной поддержкой. Диагостические занятия.

Слайд 5

Занятия с мультимедийной поддержкой могут включать следующие интерактивные материалы. Фотографии; Видеоролики; Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов); Презентации (электронные книги, электронные выставки); Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов. представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности

Слайд 6

ПЕРИОДИЧНОСТЬ Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Слайд 7

Преимущества использования интерактивных материалов Данные материалы: позволяют увеличить восприятие материала; обеспечивают наглядность; повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное; побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности; способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Подбор иллюстративного материала к НОД Создание дидактических игр

Слайд 8

Проблемы в использовании ИКТ. Материальная база ДОУ Защита здоровья детей. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Слайд 10

В недрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ"

В данном проекте описаны  цели и  задачи внедрения и  использования информационно-коммуникационных технологий  для формирования  предметно- развивающей среды в дошкольных учре...

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

С момента перехода на ФГОС образование претерпело множество изменений. Использование новых технологий дает множество плюсов в развитии ребенка, мотивации к познанию и усвоению материала. Одной из важн...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Создание предметно-развивающей среды детского сада с помощью современных информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области).

Мы считаем, что с первых минут пребывания в детском саду каждому ребёнку должно быть интересно, безопасно и комфортно, всё пространство должно способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанн...