РАЗВИТИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
статья ( группа) на тему

Реальная практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

Реальная практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе».

   Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.

   Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных  чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.

Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. «Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

     В возрасте детей 4 – 5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра.

      Но в среднем (4 -5 лет) и, особенно, в старшем (6 – 7 лет) дошкольном возрасте, наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни  уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга.

      Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.

      На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

     Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого.

     Девочки же больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

     Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ.

     Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.

    Переход к соблюдению норм поведения происходит не постепенно, а всегда в форме качественного скачка от систематического нарушения к устойчивому соблюдению норм поведения.

     Дети дошкольного возраста на разных уровнях представления о правилах взаимоотношений, на разных уровнях овладения этими правилами в реальном общении со сверстниками. Правила сами по себе не задают детям взаимоотношения.

     Важнее – стиль общения взрослого с ребенком. Если взрослый реализует по отношению к детям альтруистический стиль общения (ценностное отношение к себе и к другому человеку), то между детьми складываются подлинно-гуманные, нравственно-бескорыстные отношения. Нравственная самооценка ребенка становится регулятором его взаимоотношений с другими людьми.

        Для того чтобы общество сверстников действительно дало каждому ребенку то ценное, что оно может дать, воспитателю необходимо его создавать и организовывать.

        Наблюдение за детьми показывает, что есть группы, в которых постоянно происходят драки, ссоры, конфликты. И есть группы, в которых жизнь течет мирно и спокойно и где господствуют дружелюбие и взаимная доброжелательность. Воспитатели подчас не отдают себе отчета в том, какие их действия (или, наоборот, бездействие) порождают первую ситуацию, а какие обеспечивают вторую.

        Взаимоотношение в группе определяется не только привычками и наклонностями отдельных детей (тем, что один боится сверстников, а другой готов с боем отстаивать вои права на приглянувшуюся ему игрушку). Еще в большей степени они определяются нормами и традициями, бытующими в данной группе. Так, в одних группах не принято обращать внимание на плачущего, тогда как в других – ему всегда готовы выразить сочувствие и оказать помощь.

        Педагогическое содействие становлению положительных групповых норм является очень важным направлением работы воспитателя.

        Групповыми нормами называются правила и предписания, которые соблюдаются в данной группе. За соблюдением всеми групповых норм следит сама группа. Это возможно потому, что все одобряют и принимают данные нормы. Групповые нормы включают запреты негативного поведения (нельзя драться, дразнить других детей и т.д.) и требования к положительному поведению (нужно помогать друг другу, в случае конфликтов сообща искать выход из них).

        В разные годы жизни детям доступны разные нормы, однако некоторые следует вносить в жизнь группы с момента прихода в детский сад и соблюдать в течение всех лет пребывания в нем. Например, некоторые запреты или ограничения, которые касаются самых основных принципов совместной жизни.

        Это принципы:

  • Личная неприкосновенность – нельзя бить или обижать других детей;
  • Уважение личной собственности – нельзя без разрешения брать вещи других детей или взрослых;
  • Уважение деятельности других и ее результатов – нельзя разрушать плоды труда других детей.

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным; что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому-то делают больше замечаний, кого-то чаще хвалят. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Это также ухудшает взаимодействие детей в группе. Для решения данной проблемы можно уже во второй младшей группе попытаться ввести «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул, Вера аккуратно кушала и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что-то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие-то достоинства.

Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации,- словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспитания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу, игрушки).

Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т.е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действия, им непонятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это невозможно. Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.

Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходимо иметь представление:

  • Знать социометрический статус ребенка;
  • Индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);
  • Как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).

Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми. Педагогам нужно:

  • Снизить безапелляционность требований;
  • Ярче выражать доброжелательность ко всем детям;
  • Увеличить число позитивных оценок;
  • Поощрять и успехи в познании и доброжелательное отношение детей друг к другу;
  • Индивидуализировать общение;
  • Аргументировать требования;
  • Не давать ярлыков.

В повседневной жизни:

  • Направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;
  • Формировать чувства общности группы (различные игры, упражнения, постановка детей в ситуации зависимости друг от друга).
  • Снизить соревновательное начало;
  • Учить детей выражать свои эмоции.

Опыт многих воспитателей свидетельствует, что дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяться другие воспитанники. Каждый будет лепить, рисовать, конструировать. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения также способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Таким образом, благоприятными условиями для воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:

  1. Эмоциональный комфорт для каждого ребенка. Положительный эмоциональный климат создает благоприятные условия для каждого воспитанника.
  2. Сформированность положительных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее. Он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей. Установившееся взаимопонимание, сопереживание способствует возникновению доброжелательных отношений в группе сверстников.
  3. Организация совместной деятельности. При этом создается возможность передавать детям необходимые способы проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникающих ситуаций, оценивать действия детей с точки зрения соответствия моральным нормам.
  4. Уважение прав ребенка на развитие индивидуальности. Признание значимости его для всей группы вызывает тяготение к обществу сверстников, потребность в их поддержке, стремление стать равноправным членом детского сообщества.
  5. Дифференцированный подход в процессе воспитания у детей гуманных чувств. Ощущение доброго отношения к себе позволяет ребенку пережить положительные эмоции как свидетельство признания его со стороны окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие гуманных отношений со сверстниками как задача социализации детей дошкольного возраста

В современной России налицо конфликты ценностей, представлений о моральных принципах и социальных нормах. Кризисность современной социализации детей определяется противоречиями: - между традиционными...

Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада

Гармонизацию межличностных отношений и работу по устранению проблем в коммуникативной сфере ребенка нужно начинать в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте происходит формирование отнош...

Игры по формированию гуманных отношений между детьми в группе детского сада.

Игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитость с ним....

Рекомендации, направленные на организацию гуманных отношений между детьми.

Что такое гуманные готношения? Этапы формирования гуманных отношений: знакомство с чувствами, формирование эмпатии, формирование опыта....