ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Дидактическая игра как средство формирования интеллектуально-познавательной активности детей
проект (средняя группа) на тему
Цель Цель данного проекта – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Дидактическая игра как средство формирования интеллектуально-познавательной активности детей
Разработчик проекта:
Мурзабулатова Гюзель Фаязовна
Воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад № 253
2016
Дидактическая игра как средство формирования интеллектуально-познавательной активности детей
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: интеллектуальный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста.
Актуальность.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.
Этапы работы над проектом.
1 этап: Выявление проблемы.
2 этап: Основной.
3 этап: Заключительный.
1 этап: Выявление проблемы: У детей нашей группы недостаточно знаний по интеллектуальному развитию. С целью более полного ознакомления с дидактическими играми посредством интеллектуального развития мы решили разработать данный проект.
Цель проекта – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;
- выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
- способствовать развитию интеллектуальных способностей, а именно : активировать мыслительные операции, способствовать умению решать элементарные интеллектуальные задачи, наглядно моделировать, , улучшать пространственное восприятие, оперативную память, вербальную гибкость, гибкость мыслительных действий, символическое опосредование, , развивать систему когнитивных параметров, креативность, владеть элементарными логическими операциями.
-способствовать развитию основных интеллектуальных качеств: интеллектуальную компетентность, инициативу, самоорганизованность, креативность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;
-учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой) ;
-наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.
Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.
Познавательная значимость состоит в том, что:
-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т. д.) ;
-соблюдение правил и игровых действий;
-применяется личностно – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.
Ожидаемые результаты:
У детей формируются умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинировать, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
II ЭТАП: Основной.
1. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению интеллектуально-творческих способностей.
Познавательное развитие
Д/и «Чудесный мешочек»;
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Кто больше вспомнит»;
Д/и «Что было до … »;
Д/и «Узнай чей лист»;
Д/и «Найди игрушку»;
Д/и «Найди похожую»;
Д/и «Расскажи про свой узор»;
Д/и «Мастерская ковров»;
Д/и «Художник»;
Д/и «Путешествие по комнате».
Д/и «Путешествие»;
Д/и «Где что можно делать»;
Д/и «Пешеходы и транспорт»;
Д/и «Дорожные знаки»;
Д/и «Правила поведения»;
Д/и «Собери светофор»;
Д/и «Говорящие дорожные знаки»;
Д/и «Знай и выполняй правила движения».
Д/и «Сложи узор»;
Д/и «Чем похожи, чем отличаются? »;
Д/и «Спортсмены строятся»;
Д/и «Какая фигура следующая? »;
Д/и «Сравни»;
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Не ошибись»;
Д/и «Найди пару»;
Д/и «Сходства-отличия»;
Д/и «Что изменилось? »;
Д/и «Когда это бывает? »;
Д/и «Где что лежит? »
Д/и «Подбери по форме»;
Д/и «Какой цифры не стало? »;
Д/и «Лабиринты»;
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
«Художник»,
«Путешествие по комнате»;
Д/и «Пройди к домику»;
«Пешеходы и транспорт»,
«Дорожные знаки»,
«Где что можно делать? »,
«Автомобиль»,
«Польза и вред»,
«Какой знак спрятан? »
Речевое развитие
Д/и «Найди нестандартную фигуру»;
Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»;
Д/и «Назови группу одним словом»;
Д/и «Чем отличаются? »;
Д/и «Чего не стало? »;
Д/и «Что изменилось? »;
Д/и «Похвалялись звери»;
Д/и «Чудесный мешочек»;
Д/и «Узнай по описанию»;
Д/и «Назови правильно»;
Д/и «Назови ласково»;
Д/и «Оденем куклу на прогулку»;
Д/и «Назови части предметов»;
Д/и «Олины помощники»;
«Пустите в теремок»,
«Подбери по форме»»,
«Кто больше назовёт? »
«Закончи предложение»,
«Похоже – не похоже»,
«Кто пойдёт – пусть возьмёт»
Д/и «Необычная песенка».
«Подбери к слову»
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество.
Д/и «На что это похоже»;
Д/и «Волшебная краска»;
Д/и «Собери букет»;
Д/и «Раскрась по образцу»;
Д/и «Большие - маленькие»;
Д/и «Дорисуй»;
Д/и «Чего не хватает? ».
Д/и «Музыканты»;
Д/и «Угадай инструмент»;
Д/и «Кто быстрее»;
Д/и «Делай как я»;
Д/и «Учись танцевать».
Формировать умение слушать и понимать короткие рассказы;
-формировать эмоциональную отзывчивость;
-способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;
-развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.
Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность;
-закреплять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади ,за, далеко, близко, между, рядом);
-формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Расширять представления детей о правилах дорожного движения;
-формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;
-формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;
-формировать умение соблюдать правила безопасного передвижения в помещении;
-знакомить с правилами поведения в лесу.
Развивать умение выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал;
-формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества;
-развивать познавательные способности.
Расширять знания о геометрических фигурах;
-упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;
-знакомить с цифрами в пределах 1-5;
-формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.
Развивать у детей умение сравнивать и группировать предметы;
-закреплять умение выделять характерные признаки предметов;
-закрепляют знания об использовании предметов в быту и в труде в соответствии с их назначением;
-развивать слух, внимание и навыки звукоподражания;
-формировать умение согласовывать движения со звуками;
-развивать интерес к музыкальным инструментам;
-углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса.
3 ЭТАП: Заключительный.
1. Интегрированная НОД «Путешествие в сказку Колобок».
2. Подготовка и показ презентации по интеллектуальному развитию детей «Познай-ка».
Заключение.
Проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей. Дети овладели способностями последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
У детей сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. Развились такие свойства как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Список использованной литературы:
- В.Г. Яфаева. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников, 2011
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Смирнова Е.О. Детская психология, Мухина В. С.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика , 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.
- Игра дошкольника М.: Просвещение , 1989.— 286 с.: ил. / Под ред. С.Л. Новоселовой
- Игра с правилами в дошкольном возрасте М.: Академический проект М.: Академический Проект, 4-е изд. 2002
- Дружинин В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999
- Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...
«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В ...
Игра как средство формирования самостоятельности и активности детей младшего дошкольного возраста
Статья...
защита курсовой работы "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "
Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.Именно в этом возрасте закл...
опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...
Игра как средство формирования самостоятельности и активности детей младшего дошкольного возраста
Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности детей младшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка (описание инновационного опыты работы) "Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"
Методическая разработка(описание инновационного опыты работы)"Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"...