ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Дидактическая игра как средство формирования интеллектуально-познавательной активности детей
проект (средняя группа) на тему

Мурзабулатова Гюзель Фаязовна

Цель Цель данного проекта – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Дидактическая игра как средство формирования интеллектуально-познавательной активности детей

Разработчик проекта:

Мурзабулатова Гюзель Фаязовна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР -  детский сад № 253

2016

Дидактическая игра как средство формирования интеллектуально-познавательной активности детей

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: интеллектуальный.

Участники проекта: дети дошкольного возраста.

Актуальность.

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.

Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.

Этапы работы над проектом.

1 этап: Выявление проблемы.

2 этап: Основной.

3 этап: Заключительный.

1 этап: Выявление проблемы: У детей нашей группы недостаточно знаний по интеллектуальному развитию. С целью более полного ознакомления с дидактическими играми посредством интеллектуального развития мы решили разработать данный проект.

Цель проекта – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;

- выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

- способствовать развитию интеллектуальных способностей, а именно : активировать мыслительные операции, способствовать умению решать элементарные интеллектуальные задачи, наглядно моделировать, , улучшать пространственное восприятие, оперативную память, вербальную гибкость, гибкость мыслительных действий, символическое опосредование, , развивать систему когнитивных параметров, креативность, владеть элементарными логическими операциями.

-способствовать развитию основных интеллектуальных качеств: интеллектуальную компетентность, инициативу, самоорганизованность, креативность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;

-учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой) ;

-наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.

Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.

Познавательная значимость состоит в том, что:

-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т. д.) ;

-соблюдение правил и игровых действий;

-применяется личностно – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.

Ожидаемые результаты:

У детей формируются умения  находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинировать, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

II ЭТАП: Основной.

1. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению интеллектуально-творческих способностей.

Познавательное развитие

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Кто больше вспомнит»;

Д/и «Что было до … »;

Д/и «Узнай чей лист»;

Д/и «Найди игрушку»;

Д/и «Найди похожую»;

Д/и «Расскажи про свой узор»;

Д/и «Мастерская ковров»;

Д/и «Художник»;

Д/и «Путешествие по комнате».

Д/и «Путешествие»;

Д/и «Где что можно делать»;

Д/и «Пешеходы и транспорт»;

Д/и «Дорожные знаки»;

Д/и «Правила поведения»;

Д/и «Собери светофор»;

Д/и «Говорящие дорожные знаки»;

Д/и «Знай и выполняй правила движения».

Д/и «Сложи узор»;

Д/и «Чем похожи, чем отличаются? »;

Д/и «Спортсмены строятся»;

Д/и «Какая фигура следующая? »;

Д/и «Сравни»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Не ошибись»;

Д/и «Найди пару»;

Д/и «Сходства-отличия»;

Д/и «Что изменилось? »;

Д/и «Когда это бывает? »;

Д/и «Где что лежит? »

Д/и «Подбери по форме»;

Д/и «Какой цифры не стало? »;

Д/и «Лабиринты»;

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Художник»,

«Путешествие по комнате»;

Д/и «Пройди к домику»;

«Пешеходы и транспорт»,

«Дорожные знаки»,

«Где что можно делать? »,

«Автомобиль»,

«Польза и вред»,

«Какой знак спрятан? »

Речевое развитие

Д/и «Найди нестандартную фигуру»;

Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»;

Д/и «Назови группу одним словом»;

Д/и «Чем отличаются? »;

Д/и «Чего не стало? »;

Д/и «Что изменилось? »;

Д/и «Похвалялись звери»;

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Узнай по описанию»;

Д/и «Назови правильно»;

Д/и «Назови ласково»;

Д/и «Оденем куклу на прогулку»;

Д/и «Назови части предметов»;

Д/и «Олины помощники»;

«Пустите в теремок»,

«Подбери по форме»»,

«Кто больше назовёт? »

«Закончи предложение»,

«Похоже – не похоже»,

«Кто пойдёт – пусть возьмёт»

Д/и «Необычная песенка».

«Подбери к слову»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Д/и «На что это похоже»;

Д/и «Волшебная краска»;

Д/и «Собери букет»;

Д/и «Раскрась по образцу»;

Д/и «Большие - маленькие»;

Д/и «Дорисуй»;

Д/и «Чего не хватает? ».

Д/и «Музыканты»;

Д/и «Угадай инструмент»;

Д/и «Кто быстрее»;

Д/и «Делай как я»;

Д/и «Учись танцевать».

Формировать умение слушать и понимать короткие рассказы;

-формировать эмоциональную отзывчивость;

-способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;

-развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность;

-закреплять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади ,за, далеко, близко, между, рядом);

-формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Расширять представления детей о правилах дорожного движения;

-формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;

-формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;

-формировать умение соблюдать правила безопасного передвижения в помещении;

-знакомить с правилами поведения в лесу.

Развивать умение выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал;

-формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества;

-развивать познавательные способности.

Расширять знания о геометрических фигурах;

-упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;

-знакомить с цифрами в пределах 1-5;

-формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.

Развивать у  детей умение сравнивать и группировать предметы;

-закреплять умение выделять характерные признаки предметов;

-закрепляют знания об использовании предметов в быту и в труде в соответствии с их назначением;

-развивать слух, внимание и навыки звукоподражания;

-формировать умение согласовывать движения со звуками;

-развивать интерес к музыкальным инструментам;

-углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса.

3 ЭТАП: Заключительный.

1. Интегрированная НОД «Путешествие в сказку Колобок».

2. Подготовка и показ презентации по интеллектуальному развитию детей «Познай-ка».

Заключение.

Проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей. Дети овладели способностями последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

У детей сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. Развились такие свойства как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

Список использованной литературы:

  1. В.Г. Яфаева. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников, 2011
  2. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Смирнова Е.О. Детская психология, Мухина В. С.
  3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976
  4. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005.

  1. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986

  1. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания    М.: Педагогика , 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.

  1. Игра дошкольника          М.: Просвещение , 1989.— 286 с.: ил. / Под ред. С.Л. Новоселовой

  1. Игра с правилами в дошкольном возрасте                  М.: Академический проект М.: Академический Проект, 4-е изд. 2002
  2.  Дружинин В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999
  3. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

 Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В ...

защита курсовой работы "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.Именно в этом возрасте закл...

опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...

Игра как средство формирования самостоятельности и активности детей младшего дошкольного возраста

Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности детей младшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка (описание инновационного опыты работы) "Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"

Методическая разработка(описание инновационного опыты работы)"Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"...