Дидактические игры для детей
консультация ( группа) на тему
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Фребель высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр воспитатель приучает ребенка самостоятельности, мыслить, решать умственные задачи. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую - это повышает его умственную активность. Формируется нравственные представления о бережном отношении к игрушкам, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В формировании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Значение правил велико, если они выполняются сознательно, ребенок управляет своим поведением. Поэтому необходимо объяснять правила, создавать к ним интерес до начала игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 13.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Фребель высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр воспитатель приучает ребенка самостоятельности, мыслить, решать умственные задачи. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую - это повышает его умственную активность. Формируется нравственные представления о бережном отношении к игрушкам, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В формировании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Значение правил велико, если они выполняются сознательно, ребенок управляет своим поведением. Поэтому необходимо объяснять правила, создавать к ним интерес до начала игры.
Дидактическую игру можно разделить на несколько стадий.
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. В этой стадии - воспитатель заинтересовывает детей игрой, создает положительное ожидание новой интересной игры.
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, справедливо оценивает поведение детей в игре.
3 стадия. Ребенок уже знакомый с правилами игры проявляет свое творчество, он становится ее организатором. С таким ребенком дети охотно вступают в игру.
Выполнение правил игры требует от детей выдержки, дисциплинированности. Многие игры имеют и запрещающее правила. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Роль воспитателя заключается в оценке детского творчества. Объективная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр.
Дидактические игры условно делятся на три вида:
1. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрой (с мозаикой, различными природными материалами), к народным дидактическим игрушкам относят: шары, пирамиды из одноцветных и разноцветных колец. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание. Развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2. Настольно-печатные игры-направлены на уточнение представлений об окружающем, развивают мыслительные процессы (анализ, обобщение, классификацию). Настольно-печтаные игры могут быть разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу - развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.
3. Словесные игры - развивают внимание, сообразительность, быстроту реакций. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: отгадывают по описанию, группируют предметы по различным свойствам, признакам. В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Структура дидактической игры состоит из задачи, игровых правил, игровых действий.
Подготовка к проведению дидактической игры:
1. Нужно определить задачу воспитания;
2. Учитывать время;
3. Выбор места, где дети могут спокойно играть;
4. Подготовка дидактического материала.
При поборе дидактического оборудования следует учесть возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Большее внимание уделяется мимике и жестам педагога, эмоциональной выразительности речи. Дети чутко реагируют на выражение лица, на взгляд, улыбку воспитателя.
Подводя итоги игры воспитатель, как правило, отмечает положительные стороны: играли дружно, научились новому, убрали игрушки на свои места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей 4-7 лет "Профессии" с приложенным дидактическим материалом
Цель: знакомить детей с особенностями разных профессийЗадачи:1) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников;2) Расширять представления детей об особенностях профессий3) Продолжат...
«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».
Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет
Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...
Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий 1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми старшей группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (старшей группы)ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Труба 2.Кто скорее уложит спать кукол 3.Весёлые гармошк...