Рабочая программа для дополнительного образования
рабочая программа ( группа) на тему
Кружок "Весёлая мастерская" с использованием нетрадиционных методов рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для дополнительного образования | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Целевой раздел:
- Пояснительная записка:
- Цели и задачи программы.
- Особенности развития воспитанников среднего возраста.
- Принципы к формированию программы.
- Планируемые результаты освоения программы.
- Содержательный раздел:
- Содержание психолого-педагогической работы
- Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие».
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
- Организационный раздел:
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Организация образовательного процесса:
- Расписание кружковой работы.
- Список воспитанников.
- Перспективный план работы кружка «Весёлая мастерская».
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
1. Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка:
1.1.1 Цель и задачи Программы
Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников средней группы № 1. Программа рассчитана на год обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 1 раз в неделю по средам во 2 половину дня. Продолжительность – 20 минут.
Цель: Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов.
Задачи:
- обучение воспитанников различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;
- развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно – творческих способностей и творчества воспитанников;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Задачи:
1. Учить детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.
2. Развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
3. Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.).
4. Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.
5. Способствовать речевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе.
6. Учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.
Направления работы:
- развитие творческих способностей;
- художественно – творческое развитие;
- познавательное развитие.
Принципы построения педагогического процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуального подхода.
Формы образовательной деятельности: кружковые занятия, индивидуальные формы, игры.
Методы: беседы, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, использование художественного слова.
1.1.2 Особенности развития воспитанников среднего возраста.
Возрастные особенности детей от четырех до пяти лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я.
- Принципы к формированию программы.
- принцип развивающего образования ориентирует на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости( программа должна соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике);
- принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
-принцип адаптивности, который реализуется через: 1) адаптивность развивающей предметно-пространственной среды к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие; 2) адаптивность ребенка к пространству ДОУ и окружающему социальному миру;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
-принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки.
Подходы к формированию программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
- деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития;
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
- культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.
Очевидно, что все вышеназванные подходы взаимосвязаны, их объёмы в значительной степени пересекаются, не совпадая полностью.
- Планируемые результаты освоения программы.
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;
- развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
-развитие интереса к искусству народов РБ (произведения художников, музыкальное искусство, фольклор и литература).
В основе системы оценки лежит аутентичная оценка результатов освоения программы, которая строится на принципах:
- реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий;
- оценку могут давать взрослые, которые много времени проводят с детьми, хорошо знают его поведение;
- аутентичная оценка максимально структуирована.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики является карта наблюдений детского развития.
Фиксируется индивидуальная динамика и перспектива развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
2.Содержательный раздел:
2.1Содержание психолого-педагогической работы
2.1.1Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие».
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)
Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства, воспитание интереса к познанию духовной культуры башкирского народа: литература, музыка, живопись, народно-прикладное искусство;
Направления художественно-эстетического развития:
- Рисование,
- Лепка,
- Аппликация,
- Художественный труд,
- Дизайн
- Творческое конструирование
- Музыкальное развитие.
Задача: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; воспитание интереса к познанию духовной культуры башкирского народа: литература, музыка, живопись, народно-прикладное искусство;
Создание условий для приобретения опыта:
- рассматривания произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным содержанием, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится и др.);
- рассматривания веток, шишек, корней растений, камней и т. д., обнаружения в причудливой форме природного материала какого-то образа;
- чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора, в том числе за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях); понимания причинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия);
- проявления ситуативного интереса к произведениям искусства, литературы, фольклора, миру природы, первых художественных и читательских предпочтений, желания задавать вопросы о них (их содержании);
- обращения внимания на красоту природы и любования вместе со взрослыми и другими детьми совершенством формы, цвета, строения деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного мира; на отдельные средства художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа);
- выражения личностного отношения к красоте явлений природы;
- эмоционального отклика на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей и животных (радость, грусть, гнев), понимания значения образа («Это лошадка»), на красоту поступков героев.
Задача: Формирование элементарных представлений о видах искусства, знакомство с архитектурой нашего города, знакомство с разными типами жилья башкир в прошлом, знакомство с башкирским орнаментом, в том числе:
- о народном (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.) и изобразительном искусстве, об особенностях языка каждого вида искусства;
- о характерных чертах народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
Задача: Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)
Обеспечение развития первичных представлений:
- о правилах осуществления изобразительной и конструктивно-модельной деятельности (сохранять правильную позу при работе за столом: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь;
- приучать детей быть аккуратными: сохранять своё рабочее место в порядке, а по окончании работы убирать);
- о различных материалах для конструирования и изображения (карандашах, фломастерах, маркерах, восковых мелках, гуаши, деталях конструктора, глине, бумаге, пластилине, пластической массе, солёном тесте, семенах и элементах растений и др.) и их свойствах (например, одна бумага хорошо намокает, легко рвётся, режется и склеивается, а другая (ватман, картон) с трудом поддаётся деформированию и т. п.);
- о способах и приёмах изобразительной и конструктивно-модельной деятельности, в том числе и обобщённых (использование в одной работе различных материалов, декорирование готовых конструкций);
- о способах изменения изображения и конструкций (введение элементов, повышающих выразительность создаваемого образа, изменение формы и цвета плоскостных и объёмных объектов);
Создание условий для приобретения опыта:
- ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, художественного труда, постановки нескольких простых, но взаимосвязанных целей (выполнить рисунок, подобрать художественный материал, определить будущую цветовую гамму) и достижения их при поддержке взрослого и сверстников;
- рассказывания о том, что самостоятельно нарисовали, слепили, выполнили путём аппликации, сконструировали, станцевали и др.;
- самостоятельного выбора детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, самостоятельной передачи образов предметов;
- нахождения простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализации их в изобразительной, конструктивно-модельной и музыкальной деятельности;
- овладения средствами рисования, в том числе работы с изобразительными материалами (карандашами, фломастерами, маркерами, восковыми мелками, гуашью и др.), применения способов и приёмов пользования кистью (проводить узкие и широкие полосы концом кисти и плашмя; рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки), смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых цветовых тонов, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую);
- использования формообразующих движений, соотнесения качества движений с создаваемым образом (лёгкость, плавность, размах, нажим);
- составления узоров, состоящих из простых элементов в два-три цвета и характерного колорита на бумаге в форме квадрата, круга, полосы, прямоугольника по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; передачи формы и строения предметов, состоящих из нескольких частей (фигура человека, птицы и животные, растения, здания, машины и т. п.); использования обобщённых способов рисования, лежащих в основе изображения многих животных (например, у бегущих животных туловище может быть изображено в виде дуги, а у сидящих — в виде овала); использования для достижения большей выразительности образа изображения позы, различных деталей, передачи характерных особенностей материала, объединения изображения предметов на одной линии в ряд, расположения их на листе бумаги вертикально или горизонтально и соблюдения относительной величины предметов;
- овладения средствами лепки, в том числе применения различных способов лепки (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным способом), направленных на создание объёмного образа (овощи, фрукты и др., животные и птицы, простейшее изображение человека);
- освоения приёмов скатывания, вдавливания, сглаживания, выравнивания, прищипывания, оттягивания и примазывания, а также установки фигуры на широком основании, на подставке, на ногах и украшения с помощью стеки и налепов; передачи формы и строения предметов;
- овладения средствами аппликации, в том числе работы ножницами (резать по прямой, разрезать квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника, делать косой срез, вырезать из квадрата круглую, а из прямоугольника овальную формы и вырезать простые формы из бумаги, сложенной вдвое); упрощённой передачи формы предмета, его основных частей и строения; составления и наклеивания на одном листе бумаги нескольких предметов; составления на полосе, квадрате, круге декоративных узоров и сюжетных композиций из готовых или вырезанных детьми форм по мотивам узоров народной игрушки, литературных произведений и в качестве украшений к праздникам; последовательного наклеивания аппликации часть за частью, предварительно разложив её;
- нанесения кисточкой тонкого слоя клея на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывания её стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотного прижимания салфеткой;
- овладения средствами конструирования, в том числе работы со строительным материалом (использовать детали с учётом их конструктивных свойств; преобразовывать конструкции в длину, ширину, высоту; конструировать по образцу, схеме, условиям, замыслу, симметрично, украшать постройки); различения цвета, формы строительного материала, в том числе цилиндрической; различения пространственных характеристик объектов — протяжённости (высоты, ширины); установления месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); анализа объектов (части, детали и т. п.), овладения конструктивными свойствами геометрических объёмных форм, такими, как устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей; создания в рамках одной темы нескольких постепенно усложняющихся конструкций; освоения новых конструкций как по образцам, так и в процессе их самостоятельного преобразования по заданным условиям («Построй такой же, но высокий» и др.); создания вариантов конструкций с добавлением других деталей (на столбики ворот ставить трёхгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.) и украшения их, изменения постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд);
- овладения средствами художественного труда, в том числе овладения двумя способами складывания квадратного листа бумаги: по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.
2.2Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Направление художественно- эстетического развития:
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
- Прикладное творчество
- Детское конструирование
- Музыка
Виды занятий по изобразительной деятельности:
3-4 года: лепка: глина, пластилин, пластическая масса; рисование; аппликация. | 4-5 лет: рисование; декоративное рисование (дымковские, филимоновские изделия); лепка ( глина, пластилин, пластическая масса); аппликация. |
5-6 лет: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование; лепка ( глина, пластилин, пластическая масса); прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом). | 6-8 лет: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование; лепка ( глина, пластилин, пластическая масса); прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом, т. п.) |
Детское конструирование
Виды детского конструирования:
Формы организации обучения конструирования
- по модели;
- по условиям;
- по образцу;
- по замыслу;
- по теме;
- каркасное;
- по чертежам и схемам.
Формы работы с воспитанниками по художественное творчеству
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй |
Создание коллекций |
|
|
|
2.3Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей.
Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной социализации растущего человека.
Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.
Отношения семьи и дошкольного учреждения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перед педагогическим коллективом ДОУ поставлена цель:
-сделать родителей (законных представителей) активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Формы взаимодействия с семьей
Социально-педагогическая диагностика:
- беседа;
- анкетирование;
- сочинение;
- посещение педагогами семей воспитанников;
- дни открытых дверей в детском саду;
- собрания-встречи.
Информирование
- стенды;
- консультирование;
- газеты, журналы;
- семейные календари;
- буклеты;
- новые интернет-сайты.
Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей (законных представителей)
1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
Педагоги: Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение анализ полученных результатов, анализ типа семей)
родители: Сбор информации ( знакомство детским садом (адаптация)
2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ
Наглядная агитация ( стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты), просмотр открытых занятий, мероприятий. Встреча со специалистами.
3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Педагоги: Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, «День матери», творческая мастерская, выбор содержания, форм работы с семьей ребенка.
родители: Получение консультативной индивидуальной помощи
4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ
-Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Недели здоровья», турпоходы, конкурсы, выставки вечер вопросов и ответов
-Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, дискуссионный клуб
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
Линии, способы и формы взаимодействия с семьями воспитанников
Линия взаимодействия | Способы взаимодействия | Формы взаимодействия |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование условий для совместной музыкально-художественной деятельности | Приглашение на утренники и развлечения; Организация экскурсий и походов; Консультации музыкального руководителя; Совместные работы по ручному труду, изобразительной деятельности; Участие в конкурсах совместно с детьми. |
3.Организационный раздел:
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно – эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие ребенка.
Развивающая предметно- пространственная среда в ДОО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции и направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и развивающаяся система). Окружающий предметный мир необходимо пополнять, обновлять в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.
Среда обеспечивает
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности; охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе младенческого, раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможности для уединения;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей, раннего и дошкольного возрастов.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды :
- Насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы, в том числе при реализации комплексно-тематического принципа
её построения (ориентирована на примерный календарь праздников,тематика которых отражает все направления развития ребёнка младенческого, раннего и дошкольного возрастов), а также возрастным особенностям детей (учитывая ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства). Образовательное пространство должно включать средства реализации Программы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений.
- Трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).
- Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), активной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь),центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых игр) и др.
- Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей.
- Доступность обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.)
- Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты).
Материалы, игрушки и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать педагогическим и эстетическим требованиям (способствовать развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладать дидактическими свойствами (обучать конструированию, знакомить с цветом, формой и т. д.); приобщать к миру искусства.
ДОУ оснащено оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках.
В группах находиться игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, познавательного развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.
Одной из современных форм организации пространства в группе является зонирование. Зонирование позволяет выделить различные информационные площади и тем самым даёт возможность каждому ребёнку «уединиться» в свободной деятельности по интересам, таким образом, объединяя в одном пространстве все приоритеты:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с водой и песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
- Это предполагает решение следующих задач:
- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
- Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
- Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
При создании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать гендерный принцип, обеспечивающий среду материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.
Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста.
Развивающая среда МБДОУ Детский сад № 181 Создание развивающей среды для воспитнников от 3 до 8 лет |
В группах созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Аудиовизуальные средства:
Дидактические игры:
В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей Эстетическое оформление помещений способствует художественному развитию детей: выставки, экспозиции картин, цветы и пр. В группах, в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда. Театрализованная деятельность: - разнообразные виды театров:
- специальное оснащение для сценок и спектаклей
В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а так же материал для их изготовления. Музыкальная деятельность:
Конструктивная деятельность:
Экологическая культура:
Развитие представлений о человеке в истории и культуре:
Физическое развитие детей:
Формирование элементарных математических представлений:
Элементарные естественнонаучные представления:
Развитие речи детей:
Игровая деятельность:
|
3.2Организация образовательного процесса:
3.2.1 Расписание кружковой работы.
Режим работы: 1 раз в неделю по средам во 2 половину дня. Продолжительность – 20 минут.
- Список воспитанников:
- Ганеев Айдар
- Гуло Ярослав
- Даутова Юля
- Исламова Рада
- Казаковцев Максим
- Малышев Егор
- Мишунина Ангелина
- Мустаева Лейла
- Низамов Эмиль
- Сайфуллина Камилла
- Смирнова Таня
- Сутягина Софья
- Хакимов Кирилл
- Черепанов Артём
- Шаихова Нелли
3.3Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Программное обеспечение
Перечень программ и технологий | Комарова, Т.С., Антонова А.В., Зацепина М. Б., Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Пед. общество России, 2008. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Программа. Учебно-методическое пособие к программе. Практические материалы. – М.: Линка-Пресс, 2003. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир, 2013. |
Перечень пособий | Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992. Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. Комплексные занятия по рисованию в детском саду и дома. – М.»Скрипторий 2003», 2011. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-синтез, 2005. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. - М. : Педагогическое общество России, 2006. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формирования художественного творчества детей в детском саду и начальной школе.- М.: Пед. Общество России, 2006. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М.: Пед. общество России, 2005. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Пед. общество России, 2007. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – С.-П.: Акцидент, 1995. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – С.-П.: Акцидент, 1996. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, проектирование содержания, методические рекомендации. – М.: Цветной мир, 2012. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, проектирование содержания, методические рекомендации. – М.: Цветной мир, 2012. Лялина Л.А. Дизайн и дети. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. – М.: ЦПО, 2008. Порте П. Учимся рисовать природу. – М.: Мир книги, 2004. Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб, птиц. – М.: Мир книги, 2004. Порте П. Учимся рисовать диких животных. – М.: Мир книги, 2004. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир. – М.: Мир книги, 2004. Порте П. Учимся рисовать человека. – М.: Мир книги, 2004. Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство. 1-2. – Уфа: Китап, 2012 Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М.: Цветной мир, 2012. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. – Волгоград: Корифей, 2005. |
Серия «Мир в картинках»
Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Городецкая роспись по дереву. — М,: Мозаика-Синтез, 2010.
Каргополь —народная игрушка. —М,: Мозаика-Синтез, 2010.
Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Хохлома, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Плакаты большого формата
Гжель. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Гжель. Орнаменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Хохлома. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...