конспект занятия "Волшебница вода"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
II место
Осинцева Нина Петровна,
воспитатель МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»
г. Вольска Саратовской области»
^ Тема: «Волшебница вода».
Программное содержание:
1. Продолжать формировать у детей представления о свойствах воды что не имеет формы, без цвета, вкуса, запаха, жидкая, может растворять различные вещества.
2. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.
3. Продолжать учить детей подбирать к заданным словам как можно больше слов-определений: вода прозрачная, жидкая, безвкусная, морская, соленая, сладкая и т.д.
Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
Материал: стаканчики по количеству детей, молоко, сок, сахарный песок, обыкновенный песок, акварель, снег, ложечки, графин, магнитофон. Кассета, колбочка, блюдце.
^ Подготовка воспитателя: Продумала ход занятия, подготовила материал для занятия.
Предшествующая работа: Беседа о воде, чтение рассказов о воде, заучивание стихотворений, загадывание загадок, наблюдение за дождем. Льдом, снегом, проведение опытов с водой, игры с водой, мыльными пузырями.
^ Ход занятия:
Дети с педагогом входят в групповую комнату. Здороваются с гостями.
Раздается шум моря (аудиокассета).
Воспитатель: Что за шум?
Входит волшебница.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это Волшебница вода.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Волшебница вода: Вы меня узнали. Конечно я Волшебница вода. Вот послушайте мои загадки:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять (вода).
Волшебница вода: Правильно.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ..(воды).
Молодцы. Правильно.
Я вода – водяница.
А скажите, где можно увидеть воду?
Дети: В кране, колодце, ручейке, море, реке, луже и т.д.
Волшебница вода: Для чего нужна вода?
Дети: Чтобы пить, варить пищу, купаться, стирать, умываться и т.д.
Волшебница вода: Кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям, цветам, рыбам и т.д.
Волшебница вода: А может ли человек без воды?
Дети: Нет. Т.к. не из чего будет сварить пищу, негде купаться, стирать и т.д.
Волшебница вода: А растения смогут прожить без воды? Почему?
Дети: Нет. Без воды они засохнут.
Волшебница вода: А еще кто не сможет прожить без вода?
Дети: Животные.
Волшебница вода: Почему?
Дети: Они умрут, нечего будет пить.
Волшебница вода: Да, ребята, вода нужна всем и растениям, и животным, и птицам, и людям.
Волшебница вода: достает блюдце со снегом из корзины
«Одеяло белое не руками сделано.
С неба на землю свалилось
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось» (снег).
- Это снег. Правильно ребята!
Потрогайте его.
Какой он на ощупь?
(Холодный, жесткий, круглый, гладкий).
- Какой он формы?
(он круглый).
- Какого размера?
(комочек большой).
- Я его принесла вам в подарок. Давайте поставим его в уголке природы.
- Вот видите, я не простая вода, а волшебная. Вы, знаете, почему меня так называют? Да потому что вода бывает очень разной. Она может быстро - быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками, превращаться в снег, пар.
Без воды жизнь представить очень сложно.
Вот поэтому вода у нас волшебная.
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводом кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей,
Рушиться потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить».
А сейчас пройдите к столу, наденьте фартуки и сядьте.
Опыт № 1 Волшебница вода –
Дети, скажите, пожалуйста, что стоит перед вами.
Дети: стаканы с водой и с молоком.
Волшебница вода: А почему в стакане с водой видно ложечку? (она прозрачная).
А почему в стакане с молоком не видно ложечку?
Дети: т.к. оно белое.
Волшебница вода: сделаем вывод, вода какая? (прозрачная), а молоко – белое.
(закрепляю).
Волшебница вода: А сейчас подумайте и скажите, что было бы, если бы речная вода была не прозрачная?
Например: в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбки и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Волшебница вода: Конечно нет. Чтобы случилось, если бы рыбки жили в молочных реках?
Дети: ответы (они бы ничего не увидели, друг друга не увидели).
Волшебница вода: А почему? Ребята.
Дети: Т.к. молоко белое, не прозрачное.
Волшебница вода: Конечно, ребята, они бы ничего не увидели, друг друга не увидели, т.к. молоко не прозрачное, а белое.
Волшебница вода: Какая вода нужна рыбкам?
Дети: Чистая, прозрачная. Да, правильно, рыбкам нужна чистая и прозрачная вода.
Опыт № 2: 2 стакана. Один с водой, другой с соком.
Ребята, попробуйте, пожалуйста, из стаканчика воду.
Есть ли у нее вкус?
Дети: Нет. Вода без вкуса.
Волшебница вода: Да, ребята, вода простая, безвкусная.
Очень часто дети говорят, что вода вкусная, но на самом деле это не так, она безвкусная.
А сейчас попробуйте из другого стакана и скажите, что там находится?
Дети: Это сок.
Волшебница вода: Да, конечно, это сок. Какой он на вкус?
Дети: Сладкий, ароматный, душистый.
Волшебница вода: Да, сок, сладкий, ароматный. Ребята, когда сильно хотим пить, пьем воду с удовольствием и, чтобы выразить свое удовольствие, говорим: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкус не чувствуем.
Вывод: Значит, какая вода на вкус?
Дети: Вода безвкусная.
Волшебница вода: Совершенно, верно, вода не имеет никакого вкуса, она безвкусная.
А, вот в морях вода на вкус соленая, люди такую воду пить не могут. А почему, кА вы думаете?
Дети: Потому что она соленая.
Волшебница вода: Какая вода соленая?
Дети: Морская вода соленая.
Волшебница вода: Да, морская вода соленая, в ней много разных солей и поэтому люди такую воду не могут пить.
Вывод: Ребята, какая вода на вкус?
Дети: Вода безвкусная.
Волшебница вода: А морская вода какая на вкус?
Дети: Морская вода соленая.
Опыт № 3 (стакан с водой).
Волшебница вода: Дети, возьмите стакан с водой и понюхайте. Скажите, чем она пахнет?
Дети: Она ничем не пахнет.
Волшебница вода: Да, вода не имеет совсем запаха. Но вода из водопровода может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: Значит какой имеет запах вода?
Дети: Никакого запаха.
Волшебница вода: Как правильно сказать? (вода безе запаха)
Закрепить у нескольких детей.
Опыт № 4 (2 стакана: 1 стакан с водой, другой – пустой).
Волшебница вода: Ребята, аккуратно перелейте воду с одного стакана в другой. Льется вода?
Дети: Да, льется.
Волшебница вода: А почему вода льется, как вы думаете? Какая она?
Дети: Потому что она жидкая.
Волшебница вода: Правильно, вода льется, значит она жидкая. Если бы вода не была бы жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Если она льется, течет, значит какая вода?
Дети: Вода жидкая.
Вывод: Ребята, вспомните, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его переливать из стакана, то говорим, что он…(жидкий), но а если не можем его перелить, он падает кусками и мы говорим, что кисель…(густой).
Вывод: Значит кисель тоже жидкость.
Игра: «Дождик, лей веселей!» (аудиозапись, стучит дождь).
Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей, (взмахи руками)
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета (двигаются подскоками)
Яркого, красивого, желтого и синего,
Зеленого и красного
И любого разного.
(по сигналу дети собираются у обруча своего цвета)
Опыт № 5 (приглашает к другому столику).
Волшебница вода: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы здесь видите?
Дети: Графин с водой, два стакана, 2 ложечки, чашка с сахарным песком, чашка с обыкновенным песком.
Волшебница вода: Да, правильно.
Вот сейчас мы с вами проведем такой эксперимент.
Положите в стакан с водой 1 ложечку сахарного песка и размешайте, а в другой - 1 ложку обыкновенного песка и тоже размешать.
Сейчас посмотрим что получилось.
Что случилось с сахарным песком?
Он растворился.
Волшебница вода: Да. он растворился.
А что произошло с обыкновенным песком?
Он осел на дно.
Волшебница вода: Да, обыкновенный песок не растворился, а осел на дно.
Волшебница вода: Да, ребята сахарный песок растворяется в воде. Вы каждый день мешаете сахар в чае и если бы он в воде не растворялся, то пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум мы кладем обыкновенный песок. Растворяется он или нет?
Нет. Не растворяется.
Волшебница вода: А что было бы если на дно аквариума положили не обыкновенный песок, а сахарный?
Он бы растаял.
Волшебница вода: А если бы на дне реки был сахарный песок?
В сладкой воде не смогли бы жить рыбки и другие животные.
Волшебница вода: Да, дети, конечно, в сладкой воде рыбки бы не смогли жить.
А сейчас возьмите акварельные краски и кисточки и садитесь за стол. Вы будете размешивать в своих стаканах акварельные краски, только берите разные. Давайте теперь посмотрим, что же произошло? Почему вода изменила цвет?
Краска растворилась, которую положили.
Волшебница вода: Да краска растворилась и вода стала цветной.
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, а некоторые нет.
Положите свои кисточки и идите сюда. Давайте посмотрим, что произошло со снегом.
Дети: Он начал таить.
Волшебница вода: А почему он начал таить?
Дети: Он начал таить потому что тепло.
Волшебница вода: А вспомните какой он был формы, размера?
Дети: Снег был большой, круглый.
Волшебница вода: А во что превратился снег?
Дети: Снег превратился в воду.
Волшебница вода: Да он у нас растаял и превратился в воду. Вода растеклась.
Давайте посмотрим, имеет ли вода форму или нет?
Что у меня здесь стоит?
Дети: Графин с водой.
Волшебница вода: Давайте нальем воду в стаканчик.
Какую форму приняла вода?
Дети: Форму стакана.
Волшебница вода: Да, она стала такая как в стакане.
А нальем сейчас в колбу.
Какой формы стала вода?
Дети: Такая как колба.
Волшебница вода: Показывая на блюдце, спрашивает. Что это? (ответы)
Вода какую форму приняла?
Дети: Форму блюдца.
Волшебница вода: Да, она разлилась как бы лужицей.
Какой из этого можно сделать вывод: вода имеет форму?
Дети: Вода не имеет форму.
Волшебница вода: Конечно, вода не имеет форму, она принимает такую форму в какую ее наливают.
А снег имеет форму?
Дети: Да.
Волшебница вода: Какой он был формы?
Дети: Круглой формы.
Волшебница вода: А сейчас что с ним случилось?
Дети: Он растаял.
Волшебница вода: Да, снег растаял и превратился в воду.
Ребята! Кто рисует узоры на стекле?
Дети: Мороз.
Волшебница вода: Да мороз, А мороз вместе с чем?
Дети: Вместе с водой.
Волшебница вода: Конечно, ведь мороз вместе с водой. Узоры на стекле – это тоже вода.
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз.
Волшебница вода: А вот попробуйте отгадать загадку, внимательно слушайте:
Он с жадностью пьет –
А не чувствует жажды.
Он бел –
А купался только однажды;
Он снова ныряет
В кипящую воду,
Себе на беду
Но на радость народу…
И добрые люди
(вот это загадка!)
Не скажут
- Как жалко…
А скажут:
Как сладко! (сахар)
Дети: Сахар.
Волшебница вода: Молодцы! Правильно. А как вы догадались, что это сахар?
Дети: Сахар раз купается.
Волшебница вода: А скажите, какой наш опыт подходит к этой загадке.
Делали мы такой опыт или нет?
Кто расскажет?
Ребенок: Положили в воду и он растворился.
Волшебница вода: Правильно. Вода растворяет сахарный песок.
(показываю мыльные пузыри).
А что это такое? Кто знает?
Дети: Это мыльные пузыри.
Волшебница вода: А что там налито?
Дети: Шампунь, мыло с водой.
Волшебница вода: Да, конечно, мыльные пузыри – это тоже вода. Какая волшебная оказывается вода.
Кто может приготовить такую воду?
Ребенок: Можно взять шампунь, можно взять мыло и растворить в воде.
Волшебница вода: Мыло и вода – получится вода для мыльных пузырей.
Давайте с вами сейчас поиграем.
Разделимся на 2 команды:
вот это команда будет пускать пузыри, а мы будем рассказывать стихотворение про мыльные пузыри.
«Осторожно пузыри
Вот какие,
Ой, смотри,
Раздуваются, блестят,
Отрываются, летят».
А сейчас поменяемся командами, дети, которые читали стихотворение будут пускать пузыри, а мы читать стихотворение.
Волшебница вода: Ребята, вы правильно рассказывали о воде. Давайте вспомним какая бывает вода.
Дети: (прозрачная, без запаха, вкуса, без формы, сладкая, соленая морская, растворяет некоторые вещества, жидкая).
Волшебница вода: Молодцы!
Человек! Запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Релаксация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"
Конспект занятия в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....
Конспект занятия " Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды."
Занятия с экспериментами....
Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»
Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...
Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."
Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......
Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...