конспект занятия "Волшебница вода"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Осинцева Нина Петровна

показательное занятие для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

II место

Осинцева Нина Петровна

воспитатель МДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»

г. Вольска Саратовской области»

^ Тема: «Волшебница вода».

Программное содержание:

1. Продолжать формировать у детей представления о свойствах воды что не имеет формы, без цвета, вкуса, запаха, жидкая, может растворять различные вещества.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

3. Продолжать учить детей подбирать к заданным словам как можно больше слов-определений: вода прозрачная, жидкая, безвкусная, морская, соленая, сладкая и т.д.

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Материал: стаканчики по количеству детей, молоко, сок, сахарный песок, обыкновенный песок, акварель, снег, ложечки, графин, магнитофон. Кассета, колбочка, блюдце.

^ Подготовка воспитателя: Продумала ход занятия, подготовила материал для занятия.

Предшествующая работа: Беседа о воде, чтение рассказов о воде, заучивание стихотворений, загадывание загадок, наблюдение за дождем. Льдом, снегом, проведение опытов с водой, игры с водой, мыльными пузырями. 

^ Ход занятия: 

Дети с педагогом входят в групповую комнату. Здороваются с гостями.

Раздается шум моря (аудиокассета).

Воспитатель: Что за шум?

Входит волшебница.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Это Волшебница вода.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

Волшебница вода: Вы меня узнали. Конечно я Волшебница вода. Вот послушайте мои загадки:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять (вода).

Волшебница вода: Правильно.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ..(воды).

Молодцы. Правильно.

Я вода – водяница.

А скажите, где можно увидеть воду?

Дети: В кране, колодце, ручейке, море, реке, луже и т.д.

Волшебница вода: Для чего нужна вода?

Дети: Чтобы пить, варить пищу, купаться, стирать, умываться и т.д.

Волшебница вода: Кому нужна вода?

Дети: Людям, животным, растениям, цветам, рыбам и т.д.

Волшебница вода: А может ли человек без воды?

Дети: Нет. Т.к. не из чего будет сварить пищу, негде купаться, стирать и т.д.

Волшебница вода: А растения смогут прожить без воды? Почему?

Дети: Нет. Без воды они засохнут.

Волшебница вода: А еще кто не сможет прожить без вода?

Дети: Животные.

Волшебница вода: Почему?

Дети: Они умрут, нечего будет пить.

Волшебница вода: Да, ребята, вода нужна всем и растениям, и животным, и птицам, и людям.

Волшебница вода: достает блюдце со снегом из корзины 

«Одеяло белое не руками сделано. 

С неба на землю свалилось

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось» (снег).

- Это снег. Правильно ребята!

Потрогайте его.

Какой он на ощупь?

(Холодный, жесткий, круглый, гладкий).

- Какой он формы?

(он круглый).

- Какого размера?

(комочек большой).

- Я его принесла вам в подарок. Давайте поставим его в уголке природы.

- Вот видите, я не простая вода, а волшебная. Вы, знаете, почему меня так называют? Да потому что вода бывает очень разной. Она может быстро - быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками, превращаться в снег, пар.

Без воды жизнь представить очень сложно.

Вот поэтому вода у нас волшебная.

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводом кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей,

Рушиться потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить».

А сейчас пройдите к столу, наденьте фартуки и сядьте.

Опыт № 1 Волшебница вода –

Дети, скажите, пожалуйста, что стоит перед вами.

Дети: стаканы с водой и с молоком.

Волшебница вода: А почему в стакане с водой видно ложечку? (она прозрачная).

А почему в стакане с молоком не видно ложечку?

Дети: т.к. оно белое.

Волшебница вода: сделаем вывод, вода какая? (прозрачная), а молоко – белое.

(закрепляю).

Волшебница вода: А сейчас подумайте и скажите, что было бы, если бы речная вода была не прозрачная?

Например: в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбки и другие животные жить в таких молочных реках?

Дети: Нет.

Волшебница вода: Конечно нет. Чтобы случилось, если бы рыбки жили в молочных реках?

Дети: ответы (они бы ничего не увидели, друг друга не увидели).

Волшебница вода: А почему? Ребята.

Дети: Т.к. молоко белое, не прозрачное.

Волшебница вода: Конечно, ребята, они бы ничего не увидели, друг друга не увидели, т.к. молоко не прозрачное, а белое.

Волшебница вода: Какая вода нужна рыбкам?

Дети: Чистая, прозрачная. Да, правильно, рыбкам нужна чистая и прозрачная вода.

Опыт № 2: 2 стакана. Один с водой, другой с соком.

Ребята, попробуйте, пожалуйста, из стаканчика воду.

Есть ли у нее вкус?

Дети: Нет. Вода без вкуса.

Волшебница вода: Да, ребята, вода простая, безвкусная. 

Очень часто дети говорят, что вода вкусная, но на самом деле это не так, она безвкусная.

А сейчас попробуйте из другого стакана и скажите, что там находится?

Дети: Это сок.

Волшебница вода: Да, конечно, это сок. Какой он на вкус?

Дети: Сладкий, ароматный, душистый.

Волшебница вода: Да, сок, сладкий, ароматный. Ребята, когда сильно хотим пить, пьем воду с удовольствием и, чтобы выразить свое удовольствие, говорим: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкус не чувствуем.

Вывод: Значит, какая вода на вкус?

Дети: Вода безвкусная.

Волшебница вода: Совершенно, верно, вода не имеет никакого вкуса, она безвкусная.

А, вот в морях вода на вкус соленая, люди такую воду пить не могут. А почему, кА вы думаете?

Дети: Потому что она соленая.

Волшебница вода: Какая вода соленая?

Дети: Морская вода соленая.

Волшебница вода: Да, морская вода соленая, в ней много разных солей и поэтому люди такую воду не могут пить.

Вывод: Ребята, какая вода на вкус?

Дети: Вода безвкусная.

Волшебница вода: А морская вода какая на вкус?

Дети: Морская вода соленая.

Опыт № 3 (стакан с водой).

Волшебница вода: Дети, возьмите стакан с водой и понюхайте. Скажите, чем она пахнет?

Дети: Она ничем не пахнет.

Волшебница вода: Да, вода не имеет совсем запаха. Но вода из водопровода может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: Значит какой имеет запах вода?

Дети: Никакого запаха.

Волшебница вода: Как правильно сказать? (вода безе запаха)

Закрепить у нескольких детей.

Опыт № 4 (2 стакана: 1 стакан с водой, другой – пустой).

Волшебница вода: Ребята, аккуратно перелейте воду с одного стакана в другой. Льется вода?

Дети: Да, льется.

Волшебница вода: А почему вода льется, как вы думаете? Какая она?

Дети: Потому что она жидкая.

Волшебница вода: Правильно, вода льется, значит она жидкая. Если бы вода не была бы жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Если она льется, течет, значит какая вода?

Дети: Вода жидкая.

Вывод: Ребята, вспомните, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его переливать из стакана, то говорим, что он…(жидкий), но а если не можем его перелить, он падает кусками и мы говорим, что кисель…(густой).

Вывод: Значит кисель тоже жидкость.

Игра: «Дождик, лей веселей!» (аудиозапись, стучит дождь).

Дождик лей веселей! 

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей, (взмахи руками)

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап-кап! Кап-кап!

Будет, будет лето

В радугу одето.

Жаркое солнце яркого цвета (двигаются подскоками)

Яркого, красивого, желтого и синего,

Зеленого и красного

И любого разного.

(по сигналу дети собираются у обруча своего цвета)

Опыт № 5 (приглашает к другому столику).

Волшебница вода: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы здесь видите?

Дети: Графин с водой, два стакана, 2 ложечки, чашка с сахарным песком, чашка с обыкновенным песком.

Волшебница вода: Да, правильно.

Вот сейчас мы с вами проведем такой эксперимент.

Положите в стакан с водой 1 ложечку сахарного песка и размешайте, а в другой - 1 ложку обыкновенного песка и тоже размешать.

Сейчас посмотрим что получилось.

Что случилось с сахарным песком?

Он растворился.

Волшебница вода: Да. он растворился.

А что произошло с обыкновенным песком?

Он осел на дно.

Волшебница вода: Да, обыкновенный песок не растворился, а осел на дно.

Волшебница вода: Да, ребята сахарный песок растворяется в воде. Вы каждый день мешаете сахар в чае и если бы он в воде не растворялся, то пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум мы кладем обыкновенный песок. Растворяется он или нет?

Нет. Не растворяется.

Волшебница вода: А что было бы если на дно аквариума положили не обыкновенный песок, а сахарный?

Он бы растаял.

Волшебница вода: А если бы на дне реки был сахарный песок?

В сладкой воде не смогли бы жить рыбки и другие животные.

Волшебница вода: Да, дети, конечно, в сладкой воде рыбки бы не смогли жить.

А сейчас возьмите акварельные краски и кисточки и садитесь за стол. Вы будете размешивать в своих стаканах акварельные краски, только берите разные. Давайте теперь посмотрим, что же произошло? Почему вода изменила цвет?

Краска растворилась, которую положили.

Волшебница вода: Да краска растворилась и вода стала цветной.

Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, а некоторые нет.

Положите свои кисточки и идите сюда. Давайте посмотрим, что произошло со снегом.

Дети: Он начал таить.

Волшебница вода: А почему он начал таить?

Дети: Он начал таить потому что тепло.

Волшебница вода: А вспомните какой он был формы, размера?

Дети: Снег был большой, круглый.

Волшебница вода: А во что превратился снег?

Дети: Снег превратился в воду.

Волшебница вода: Да он у нас растаял и превратился в воду. Вода растеклась.

Давайте посмотрим, имеет ли вода форму или нет?

Что у меня здесь стоит?

Дети: Графин с водой.

Волшебница вода: Давайте нальем воду в стаканчик.

Какую форму приняла вода?

Дети: Форму стакана.

Волшебница вода: Да, она стала такая как в стакане.

А нальем сейчас в колбу.

Какой формы стала вода?

Дети: Такая как колба.

Волшебница вода: Показывая на блюдце, спрашивает. Что это? (ответы)

Вода какую форму приняла?

Дети: Форму блюдца.

Волшебница вода: Да, она разлилась как бы лужицей.

Какой из этого можно сделать вывод: вода имеет форму?

Дети: Вода не имеет форму.

Волшебница вода: Конечно, вода не имеет форму, она принимает такую форму в какую ее наливают.

А снег имеет форму?

Дети: Да.

Волшебница вода: Какой он был формы?

Дети: Круглой формы.

Волшебница вода: А сейчас что с ним случилось?

Дети: Он растаял.

Волшебница вода: Да, снег растаял и превратился в воду.

Ребята! Кто рисует узоры на стекле?

Дети: Мороз.

Волшебница вода: Да мороз, А мороз вместе с чем?

Дети: Вместе с водой.

Волшебница вода: Конечно, ведь мороз вместе с водой. Узоры на стекле – это тоже вода.

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз.

Волшебница вода: А вот попробуйте отгадать загадку, внимательно слушайте:

Он с жадностью пьет –

А не чувствует жажды.

Он бел –

А купался только однажды;

Он снова ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду

Но на радость народу…

И добрые люди

(вот это загадка!)

Не скажут

- Как жалко…

А скажут:

Как сладко! (сахар)

Дети: Сахар.

Волшебница вода: Молодцы! Правильно. А как вы догадались, что это сахар?

Дети: Сахар раз купается.

Волшебница вода: А скажите, какой наш опыт подходит к этой загадке.

Делали мы такой опыт или нет?

Кто расскажет?

Ребенок: Положили в воду и он растворился.

Волшебница вода: Правильно. Вода растворяет сахарный песок.

(показываю мыльные пузыри).

А что это такое? Кто знает?

Дети: Это мыльные пузыри.

Волшебница вода: А что там налито?

Дети: Шампунь, мыло с водой.

Волшебница вода: Да, конечно, мыльные пузыри – это тоже вода. Какая волшебная оказывается вода.

Кто может приготовить такую воду?

Ребенок: Можно взять шампунь, можно взять мыло и растворить в воде.

Волшебница вода: Мыло и вода – получится вода для мыльных пузырей. 

Давайте с вами сейчас поиграем.

Разделимся на 2 команды:

вот это команда будет пускать пузыри, а мы будем рассказывать стихотворение про мыльные пузыри.

«Осторожно пузыри

Вот какие,

Ой, смотри,

Раздуваются, блестят,

Отрываются, летят».

А сейчас поменяемся командами, дети, которые читали стихотворение будут пускать пузыри, а мы читать стихотворение.

Волшебница вода: Ребята, вы правильно рассказывали о воде. Давайте вспомним какая бывает вода.

Дети: (прозрачная, без запаха, вкуса, без формы, сладкая, соленая морская, растворяет некоторые вещества, жидкая).

Волшебница вода: Молодцы!

Человек! Запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Релаксация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...