Проектный метод как средство развития творческой личности ребенка.
статья ( группа) на тему
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В процессе проектной деятельности происходит как самостоятельная, так и коллективная творчески законченная работа, содержащая социально значимый результат. Суть проекта состоит в проблеме, для решения которой необходима исследовательско- поисковая деятельность в различных направлениях, результаты которой анализируются и синтезируются в единое целое. Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metod_proektov.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОО – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Проектный метод как средство развития свободной творческой личности ребенка.
В связи со стремительными изменениями окружающего мира, всестороннего проникновения научно-технического прогресса перед педагогом встает необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания, продиктованные современными методами и интегрированными технологиями. Одним из наиболее перспективным методом, способствующим решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Педагогическому коллективу дошкольной организации предлагается активно использовать метод проектов в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать свои творческие способности.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В процессе проектной деятельности происходит как самостоятельная, так и коллективная творчески законченная работа, содержащая социально значимый результат. Суть проекта состоит в проблеме, для решения которой необходима исследовательско- поисковая деятельность в различных направлениях, результаты которой анализируются и синтезируются в единое целое.
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Для каждого возраста задачи исследовательской деятельности специфичны:
При реализации проектной деятельности создаются все условия, влияющие на эффективное развитие творческого потенциала и творческих способностей детей. Стратегия проектной деятельности ориентирована:
- формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- на раскрытие скрытых резервов творческого мышления; преодоление стереотипности мышления;
- обогащение творческого воображения;
- развитие способности к достижению оригинального результата решения задач;
- умение сотрудничать в коллективе, взаимодействовать с партнером, что позволяет добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса;
- активное сотрудничество с родителями как полноправными участниками проекта.
- развитие словесного творчества (игра в рассказчика, придумывание историй, салат из сказок и пр.)
Проект предполагает следующие подготовительные этапы:
- постановка цели;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- проблема;
- проектирование или планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста богаты своим многообразием. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, педагоги ДОО могут воспользоваться различными творческими и ролево-игровыми проектами: «Моя игрушка», «Журнал «Здоровье» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Волшебный мир театра», «Книжкина неделя»;
- творческие: «В гостях у сказки», «Мир природы»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
В ходе основного этапа любого проекта педагоги должны привлекать детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму, где происходит реализация совместных действий: например, экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, эксперимент, беседы, обсуждения, совместные и индивидуальные репетиции.
На заключительном этапе происходит кульминация проекта- презентация: представление участникам проекта или гостям продукта проектной деятельности: театрализация, концерт, спортивный праздник, выпуск стенгазеты, журнала, фотоальбома и т.д.
Отличительной чертой проектной деятельности в дошкольной системе образования является отсутствие у ребенка возможностей самостоятельно найти противоречия в окружающем, обозначить проблему, определить цель (замысел). В связи с этим, в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, где активно принимают участие не только дети и педагоги ДОО, но и привлекаются родители, другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом, в проектной деятельности возникает своего рода триада «Педагог - Родители - Дети»
Значение проектной деятельности:
- Происходит развитие личности дошкольника.
- Повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи.
- Развиваются детско-родительские отношения. Происходит сближение родителей и детей, скрепление семейных уз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектный метод как средство взаимодействия с родителями
Проектный метод в ДОУ может быть представлен как в детских, так и детско-взрослых проектах. Прежде чем подключить родителей, необходимо проветси консультацию или мастер-класс по организации проектов.....
Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе ДОУ.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес...
« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...
«Проектный метод как средство развития творческих способностей ребенка»
АннотацияРодители при выборе игрушки для своего ребенка не могут точно знать, насколько игрушка соответствует уровню развития ребенка. Иногда творчество, изобретение своей игрушки, может принест...
"Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"
Современные образовательные технологии...
Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей
Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...
Доклад на педсовете «Метод проектов в логопедической работе как средство развития личности ребенка»
Доклад на педсовете «Метод проектов в логопедической работе как средство развития личности ребенка»...