Конспект сюжетно – ролевой игры для младшего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»
методическая разработка (младшая группа) на тему
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен-ной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит
к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сюжетно - ролевая игра | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение
«Детский сад «Харада»
Конспект сюжетно – ролевой игры
для младшего дошкольного возраста
«Путешествие на автобусе»
Выполнила: воспитатель 2 мл. гр.
Мантыкова И.Г.
Троицкое
26 – 11 - 15
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»
Закреплять навыки организованного поведения в общественном транспорте. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
Поощрять попытки помочь сверстнику.
Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, помогать друг другу.
Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (водитель, кассир, кондуктор), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Безопасность. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Формировать первичные представления о безопасном поведении в степи, в лесу.
Знакомить с работой водителя.
«Познавательное развитие»:
Развивать умение видеть общий признак предметов группы (цвет)
Сенсорное развитие. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (колючий, холодный, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые
свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям название форм (прямоугольная и квадратная).
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и форме (большие, средние и 2–3 цветов)
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно
усложняющиеся правила.
Ознакомление с предметным окружением: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения
(игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями
и назначением.
Ознакомление с социальным миром: Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления
о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут;
побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Ознакомление с миром природы: Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.),
«Речевое развитие»: Продолжать помогать детям общаться
со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси,
выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим
в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите
посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи
взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй
Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать
ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный
запас детей. Уточнять названия и назначение вида транспорта, диких животных.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить
спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять
существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям
употреблять в речи имена существительные в форме единственного
и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (ут-ка — утенок — утята); форму множественного числа существительных
в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться
к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой,
подсказывать им правильную форму слова.
Помогать получать из нераспространенных простых предложений
(состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем
введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять пред-ложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона,
зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра
спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не
перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
«Художественное – эстетическое развитие»:
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на
красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения,
животные), вызывать чувство радости.
«Физическое развитие»
Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, находить свое место при построениях. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Обеспечивать каждому ребенку отдых (пассивный и активный),
эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой. Самостоятельная деятельность.
Поддерживать желание детей петь. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.
Младшая группа
(от 3 до 4 лет)
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен-ной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит
к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.
Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада, а при определенной организации образовательного
процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего до-школьного возраста они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники
способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы-ступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно
большое количество норм, которые выступают основанием для оценки
собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.
Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные
взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно
по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом
определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение
мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное
управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи
ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые
словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети
в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр
на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений
(потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кор-мить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами
(шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той
или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами,
игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования
предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы,
бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструк-торы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать
с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик,
домик; пускать по воде игрушки).
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Цель: привлечь эмоционально детей к игре.
Задачи: способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, загадок); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами
(водитель — пассажир, пассажир – кассир, пассажир – кондуктор);
закрепление названия транспортного средства;
создание условии для ознакомления детей с цветом, формой, осязаемыми свойствами предметов (колючий, холодный, пушистый и т. п.);
развивать умение воспринимать звучание музыкальных инструментов, родной речи;
закрепление умении группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам: форме и цвету;
развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на
красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения,
животные), вызывать чувство радости;
учить строиться в колонну по одному, находить свое место при построениях.
учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении; воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;
формировать первичные представления о безопасном поведении в степи, в лесу;
формирование положительного взаимоотношения между детьми;
развитие диалогической речи;
приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь) и действовать совместно.
расширение кругозора детей.
Материалы и оборудования: геометрические фигуры, атрибуты, игрушки – заяц и ежик, запись шума моря, корзина, грибы, Маша и медведь, декорации.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстрации, наблюдения.
Ход сюжетно – ролевой игры
Стук в дверь.
Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Откроем? В конверте – приглашение. Сейчас я вам прочту, послушайте: « Дорогие ребята! Приглашаем Вас к себе в гости. Маша и Медведь».
Ну что ребята, отправимся к Маше и Медведю?
На чем мы поедим в гости? На автобусе.
Чтобы автобус поехал, кто нам нужен? Водитель.
Правильно, сейчас мы выберем водителя среди мальчиков, и поможет нам считалочка.
Абчн, чибчн,
Кельмн, зельмн,
Харда, барда,
Чикн таш.
Водителя мы выбрали, а что еще нужно сделать? Правильно, купить билеты. А у кого мы купим билеты? У кассира.
Правильно, у кассира, сейчас мы выберем среди девочек, и поможет нам тоже считалка.
Абчн, чибчн,
Кельмн, зельмн,
Харда, барда,
Чикн таш.
Кассир занимает место. Уточнить у оставшихся детей, кем они являются, если не смогут, то помочь.
Дорогие пассажиры, проходите в кассу, занимайте очередь и покупайте билеты.
П.: Мендуд!
К.: Мендуд!
П.: Мне нужен билет … цвета.
К.: Возьмите, пожалуйста!
П.: Ханжанав! Спасибо!
К.: Счастливого пути!
П.: Сян бятн!
Я, ребята, буду кондуктором. Уважаемые пассажиры, занимайте места согласно билетам. Я буду проверять ваши билеты.
Предъявите ваш билет!
Ну, все, можно отправляться в путь! Водитель посигнальте, предупредите пассажиров, что мы отправляемся.
Дорогие пассажиры, обратите внимание, мы сейчас проезжаем по нашей степи, посмотрите в окошко, кого вы видите?
А я знаю одну загадку, отгадайте: «Комочек пуха, длинное ухо». Кто это? Заяц. Правильно, а как заяц на калмыцком языке? Туула. Молодцы!
Посмотрите, а там еще кто – то прячется, кто же это? Ёжик. А как ежик на калмыцком языке? Зара. Правильно. А давайте, споем песню про ежика.
Зара, зара тиниhич,
Заhсна нуудяр халяhич – 2 р.
Молодцы! Давайте помашем им ручкой, ребята, запомните, к диким животным близко подходить нельзя. Мы едем дальше. Уважаемые пассажиры, следующая остановка «У моря». Водитель остановите автобус, выходим. Посмотрите, какое море, какой пляж! давайте полежим, отдохнем, послушаем шум моря.
Уважаемые пассажиры, отдохнули, пора в путь. Садитесь все на свои места, согласно билетам. Водитель посигнальте, предупредите пассажиров об отправлении автобуса.
Ну вот мы и приехали в лес. Посмотрите, сколько на поляне грибов. Давайте соберем для Маши и Медведя, только смотрите, ядовитые грибы не собирайте.
А вот и Маша, поздороваемся, ребята. давайте, подарим Маше наши гостинцы.
Маша и Миша очень рады вашему подарку, они хотят у вас узнать, как вы доехали?
А на чем вы приехали? Кто вас привез? У кого вы купили билет? Вам понравилось путешествовать в автобусе?
А Маша и Медведь вам в подарок приготовили мультфильм про себя. Мы его посмотрим после ужина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие колобка".
Программное содержание: Способствовать развитию речевой сферы ребенка, освоению детьми родным языком. Формировать у детей правильное дыхание, учить регулировать силу вдоха и выдоха. Развив...
Конспект сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста кафе "Звездочка"
Последовательное описание проведения сюжетно-ролевой игры, где задача воспитателя состоит в том, чтобы переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре....
План – конспект сюжетно – ролевой игры старшего дошкольного возраста «Юные пожарные»
На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию у детей умения развивать сюжет игры, на основе знаний, полученных при во...
Создание условий для сюжетно-ролевых игр младшего дошкольного возраста
выстление для педагогов...
Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Путешествие на автобусе»
Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Путешествие на автобусе»Воспитатель: Шепелева Ксения Николаевна Тема: сюжетно-ролевая игра по ПДД во второй младшей группе «Путе...
Картотека сюжетно- ролевых игр младший дошкольный возраст
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста...
Сюжетно- ролевая игра Младший дошкольный возраст
quot;Больница"...