Педагогический проект "Народная игрушка"
проект (младшая группа) на тему

Капралова Ольга Николаевна

 

 

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкм через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, Петрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

 

Задачи:

·                   ознакомить детей с народными игрушками;

·                   развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

·                   осуществлять нравственное развитие ребенка;

·                   развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

·                   развивать умение видеть красоту народных игрушек;

·                   содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.

 

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_igrushka.odt482.89 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

ПРОЕКТ

«НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

вторая младшая группа

Подготовила: воспитатель Капралова О. Н.

Актуальность.

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкм через ознакомление с матрёшкой, Ванько        й-встанькой, неваляшкой, Петрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Задачи:

  • ознакомить детей с народными игрушками;
  • развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
  • осуществлять нравственное развитие ребенка;
  • развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
  • развивать умение видеть красоту народных игрушек;
  • содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети 3-7 лет, воспитатель, родители.

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап.

  •  Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  •  Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
  •  Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед, разработка занятий
  •  Разработка консультаций для родителей.
  •  Организация развивающей среды в группе
  1. Основной этап.

         реализация проекта.

  1. Заключительный этап.

         презентация проекта.

Формы работы

с детьми

  • Беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение, составление рассказов, отгадывание загадок, ситаутивные разговоры, заучивание наизусть.
  • Сюжетно-ролевые игры, игры с сюжетными игрушками, дидактические упражнения, пальчиковые игры, игровые упражнения, дидактические игры, музыкально-дидактические игры, театрализация, строительные игры, развлечения.
  • Подвижные игры, хороводные игры, игры малой подвижности, русские народные игры, физминутки.
  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
  • Просмотр презентаций и мультфильмов.

с родителями

  • Консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек;
  • Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
  • Помощь в пополнении предметно-развивающей среды игрушками: матрёшек, Ванькой-встанькой, петрушкой, неваляшкой, дымковскими и филимоновскими игрушками; иллюстрациями с изображением игрушек.
  • Чтение и разучивание с детьми  дома  стихов об игрушках.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическая литература

Дополнительная литература

Образовательная программа «Детство» (ФГОС), 2014

Т. А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство — пресс», 2010.

О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателей».

Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей»

О. А. Соломенникова «Радость творчества»

Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия).

Использование ИКТ: музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный экран, проектор.

Основной этап.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА на 2015-2016 учебный год

Вторая младшая группа

Месяцы

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Материал для чтения и заучивания наизусть

Непосредственно образовательная деятельность

Игры, беседы

Сентябрь

Чтение: С. Я. Маршак «Ванька — Встанька», Б. Заходер «Ванька — Встанька».

Лепка «Кукла - неваляшка»

П/и «Карусель»,

Консультация «История народной игрушки»

Октябрь

Чтение стихотворения «Много кукол деревянных»

Развитие речи «Знакомство с матрёшками»

Дидактическая игра «Здравствуйте, матрёшки!»

Ноябрь

Сюжетная игра «Дружные сестрички»

Консультация «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Декабрь

Лепка « Домик для матрёшек»

Театрализованная игра «Весёлые сестрички»

Январь

Чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек».

Сюжетная игра «Матрёшки ходят в гости»

Февраль

Рисование «Украсим матрёшкам  сарафаны»

Театрализованная игра «Матрёшки и их друзья»

"Азбука для родителей. Русская народная игрушка».

Март

Дидактическая игра «Угостим матрёшек»

Апрель

Подвижная игра «Матрёшки пляшут»

Мастер-класс для родителей В какие игры можно играть с Матрёшкой»

Май

Презентация проектной деятельности

Актуальность проекта:

          Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

     Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней.

Наш проект позволит:

  •  зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  •  привить уважение к истории России;
  •  пополнить предметно развивающую среду;
  •  вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

Цель проекта: Приобщить детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта:

  •  Познакомить детей с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная и др.), с характерными особенностями разных промыслов.
  •  Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.
  •  Прививать уважение к культуре своего народа.
  •  Развивать у детей коммуникативные навыки: общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, доброжелательного отношения к окружающим.
  •  Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
  •  Вызвать желание создавать красивое своими руками.
  •  Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Вид проекта:

По составу – групповой

По продолжительности долгосрочный (младшая — подготовительная группы)

Участники проекта – воспитанники, педагоги учреждения, родители.

Характер предметной области: познавательное развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Итоговый

Предполагаемый итог проекта:

  •  воспитание любви к народному искусству России
  •  ребёнок – творец, мастер, создатель народной игрушки
  •  ребёнок умеет сотрудничать в коллективе

Конечные цели проекта:

  • привитие дошкольникам культуры речевого поведения;
  • обогащение их словарного запаса средствами народных игр, изобразительной и музыкальной деятельности, театра;
  • создание центра народной игрушки мини-музея;
  • использование народной игрушки в игротеке;
  • воспитание у детей культуры взаимоотношений.

«Знакомство с матрёшками»

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе.

Воспитатель: Капралова О. Н.

Задачи: ознакомить детей с матрёшками, учить различать величину матрёшек, цвета, использованные в костюме матрёшек (сарафана, платочка); развивать внимание, эмоциональную отзывчивость; воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.

Материал: трёхместная матрёшка.

Ход занятия:

     Воспитатель ставит на стол большую матрёшку.

  • Дети, посмотрите, какая красавица к нам пришла! Это матрёшка! Здравствуй, Матрёшка!

      Дети здороваются с матрёшкой, любуются, рассматривают ее.

Воспитатель. Во что одета матрёшка? Какого цвета её сарафан? Платочек?

Воспитатель (удивленно). Что-то она тяжёлая. Посмотрите! (Воспитатель даёт детям подержать матрёшку.) Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим! Скажем вместе: «Матрёшка, Матрёшка, откройся немножко!»

     Новую матрёшку ставят рядом, дети рассматривают, во что она одета, какая из них выше, какая ниже.

     Затем воспитатель опять предлагает узнать, не спрятано ли что-нибудь во второй матрёшке и т. д.

     Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание на то, что каждая матрёшка одета по-своему и что каждая следующая матрёшка меньше предыдущей на целую голову.

     Дети ставят матрёшек в кружок и играют в игру «Каравай» (и учат матрёшек играть).

  • А теперь будем играть по-другому. Матрёшки будут друг друга прятать.

     Воспитатель от имени самой маленькой матрёшки просит.

  • Сестричка, сестричка, спрячь меня!
  • А ты скажи, какого цвета на мне платочек, тогда спрячу!

     И так до тех пор, пока не спрячутся все матрёшки.

  • Кто к нам приходил в гости?
  • Понравились ли вам матрёшка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игрушка моего детства"

конкурс проектов внутри детского сада...

Педагогический проект "Игрушки"

Проект расчитан на 3 недели для младшей группы....

Педагогическая ценность игрушки.

Игрушка и ее ценность. Современная классификация игрушек....

Педагогический проект "Игрушки"

Формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им ...

Педагогический проект "Игрушки"

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. “Игрушки-небалушки” - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка....

Развлечение для дошкольников «Магазин игрушек» в рамках педагогического проекта «ИГРУШКИ».

Развлечение для дошкольников старшей группы "Магазин игрушек" в рамках педагогического проекта "Игрушки"...