Проект "Умелые ручки" старшая группа
проект (старшая группа) по теме

Новикова Лариса Геннадьевна

  Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.  Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruki.docx237.79 КБ

Предварительный просмотр:

                     ПРОЕКТ   по

художественно – эстетическому

                     развитию

          «Умелые  руки»   

                             

                                         

                                     Новикова Л.Г.

                                  2015-2016гг.  

 

              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развивается мышление, воображение.  Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Актуальность

  Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни, что иное, как окружающая среда, не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

  Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность.

 Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.

  Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты.

  Актуальность данной программы состоит в том, что в последние годы возрастает внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Но невозможно представить процесс этого формирования при каждодневном «удалении человека от своей колыбели – природы, которая поистине прекрасна…». И начинать приобщать человека к прекрасному, надо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

  В данной работе сделана попытка представить проблему с двух позиций – теоретической и практической: показать значение и вполне обоснованную возможность использования окружающей природы как средства художественно-эстетического развития дошкольников.

 Цельпректа: Разработать систему мероприятий воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей средствами природы.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, представлены нами двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

  Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

  Известно, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.

   Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.

   Вот уже несколько лет приоритетное направление работы нашего дошкольного учреждения – художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Перед работниками нашего дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

    Ключевая роль детского сада с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.

Вид проекта: Творческо-практически- познавательный   

Участники проекта : воспитатель и дети старшей «А» группы.

Сроки проведения проекта: ноябрь 2015г  по апрель 2016г

Этапы проведения работы:

1 этап. Подготовительный

Составление плана работы, подбор материала (конспекты занятий, материал для занятий)

2 этап. Практический этап

Занятия по плану  работы

3 этап. Заключительный  Подготовка плаката на тему «Вот какие мы таланты» (фото отчет с занятий).

                                             План работы

Название занятия:

Тема:

Задачи:

   1

Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования

Золотые березы

Вызвать у детей интерес к изображению осенней березы по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны (аппликация) и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и рисование). Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.

И.А.Лыкова стр 68-69

 

   2

Лепка – экспериментирование

с художественными материалами

Пернатые, мохнатые, колючие…

Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

И.А.Лыкова стр 70-71

 

  3

Аппликация с элементами рисования (по замыслу)

«Жила- была конфетка»

Обогатить содержание изо. деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития; имитировать выбор сюжета о бытовых явлениях (витрины кондитерских магазинов).Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с поставленнай задачей и своим замыслом (витрину кондитерского магазина заполнять соответствующими изображениями)

И. А. Лыкова  стр. 78-79

 

  4

Рисование - экспериментирование

Чудесные превращения кляксы (кляксография)

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

И.А.Лыкова стр 80-81

   5

Аппликация с элементами конструирования

Нарядные пальчики (пальчиковый театр)

Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра. Закреплять способ вырезания из бумаги, сложенной вдвое. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды в мине спектакле пальчикового театра. Воспитывать эстетические эмоции и чувства.

И. А. Лыкова стр. 86-87

     6

Лепка из пластилина или соленого теста

Снежный кролик

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ. Делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

И.А.Лыкова стр 88-89

  7

Аппликация из бумаги с элементами рисования

 

Снеговики в шапочках и шарфиках

Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путем сложения его пополам и закругления парных углов.

И.А. Лыкова стр. 90-91

   8

Рисование декоративное

 

Волшебные снежинки

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

И.А. Лыкова стр 94-95

   9

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги

Снегири и яблочки

Показать возможность лепки из ваты в сравнении с техникой папье-маше. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Учить самостоятельно выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование). Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. Вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками.

И.А.Лыкова стр 98-99

10

Аппликация с элементами конструирования

Елочки – красавицы (панорамные новогодние открытки)

Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному  контуру. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объемными элементами

И.А. Лыкова стр 102-103

11

Аппликация с элементами рисования

Заснеженный дом

Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации ( симметричная, обрывная, накладная). Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции.

И.А.Лыкова стр 112-113

12

Лепка сюжетная

Зимние забавы

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передавать в лепке заданное движение. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

И.А.Лыкова стр 114-115

13

Рисование по замыслу

Веселый клоун

( с передачей мимики и движения)

Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа.

И.А.Лыкова стр 120-121

14

Рисование с опорой на фотографию

Папин портрет

Учить рисовать мужской портрет. Стараясь передавать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

И.А.Лыкова стр 136-137

15

Лепка предметная из глины или солёного теста

Кружка для папы.

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

И.А.Лыкова стр 140-141

16

Лепка угощений из сдобного или песочного теста

Крямнямчики (по мотивам сказки – крошки В. Кротова)

Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из сдобного теста для угощения: формировать в ручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки. Инициировать деятельность по мотивам литературного произведения. Активизировать приемы декорирования лепных образов.

И.А. Лыкова стр 144-145

17

Аппликация коллективная

Весенний букет

(настенная открытка, этикет поздравлений)

Учить детей вырезать цветы (венчики тюльпанов) и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; показать разные приемы декорирования цветка (накладная аппликация, раздвижение. Мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок); создавать коллективную композицию из отдельных элементов; развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с этикетом поздравлений. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником открыткой, сделанной своими руками.

И.А.Лыкова стр 146-147

В приложении :

Конспекты занятия

Фото отчет

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...