Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования
методическая разработка ( группа) на тему
Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования .
Направления и формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Информационно-аналитические формы.
Информационно-аналитические формы.
Познавательные формы.
Досуговые формы.
Письменные формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_prezitatsii.docx | 27.75 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 149.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №92 Калининского района города Санкт-Петербурга.
Воспитатель Неплюева Надежда Александровна
2015 год
Слайд 2
Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования ведется в следующих направлениях.
Слайд 3
Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей.
- Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи;
- беседы (администрация, педагоги, специалисты);
- наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;
- анкетирование;
- проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.
Информирование родителей.
- Рекламные буклеты;
- журнал для родителей;
- визитная карточка учреждения;
- информационные стенды;
- выставки детских работ;
- личные беседы;
- общение по телефону;
- индивидуальные записки;
- родительские собрания;
- родительский клуб;
- сайт организации, передача информации по электронной почте и телефону;
- объявления; фотогазеты; памятки.
Консультирование родителей.
Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное)
Просвещение и обучение родителей.
Семинары-практикумы, мастер- классы:
- по запросу родителей;
- по выявленной проблеме (направленность — педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право);
- приглашение специалистов;
- сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет;
- творческие задания;
- тренинги;
- семинары;
- подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении
Совместная деятельность детского сада и семьи.
- Попечительский совет;
- родительский комитет;
- дни открытых дверей;
- организация совместных праздников;
- совместная проектная деятельность;
- Выставки совместного семейного творчества
- семейные фотоколлажи;
- субботники;
- экскурсии;
- походы;
- досуги с активным вовлечением родителей
Слайд 4
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Информационно-аналитические формы.
Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье воспитанника. Об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребёнку, о запросах, об интересах и потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального и личностно - ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательные формы.
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
Досуговые формы.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Письменные формы.
Еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, письменные отчеты о развитии ребенка.
Наглядно – информационные.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.
Слайд 5
Информационно-аналитические формы.
Анкетирование.
Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Опрос.
Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально - психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Интервью и беседа.
Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).
Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).
Слайд 6
Познавательные формы.
Практикум.
Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Лекция.
Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
Дискуссия.
Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление.
Круглый стол
Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.
Симпозиум.
Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы.
Дебаты.
Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон.
Педагогический совет с участием родителей.
Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей.
Педагогическая лаборатория.
Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях.
Родительская конференция.
Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
Общее родительское собрание.
Главной целью, собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей.
Типовые родительские собрания.
Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Аукцион.
Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме.
Вечера вопросов и ответов.
Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Родительские вечера.
Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Родительские чтения.
Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительский тренинг.
Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Педагогическая беседа.
Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Семейная гостиная.
Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско - родительские отношения; помогают по – новому раскрыть внутренний мир детей, -улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми
Клубы для родителей.
Предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Дни добрых дел.
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании "предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
День открытых дверей.
Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию.
Неделя открытых дверей.
Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности.
Ознакомительные дни.
Для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение.
Эпизодические посещения.
Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.
Иследовательско- проектные ролевые имитационные и деловые игры.
В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Слайд 7
Досуговые формы
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
Совместные походы и экскурсии.
Укрепляют детско-родительские отношения
Слайд 8
Письменные формы
Еженедельные записки.
Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты.
Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Письменные отчеты о развитии ребенка.
Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов.
Слайд 9
Наглядно - информационные
Информационно – ознакомительные.
Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты.
Информационно – просветительские.
Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования
Направления взаимодействия Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей Информирование родителей Консультирование родителей Просвещение и обучение родителей Совместная деятельность детского сада и семьи
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Познавательные формы Практикум Лекция Дискуссия Круглый стол Симпозиум Дебаты Педагогическая лаборатория Родительская конференция Общее родительское собрание Групповые родительские собрания Аукцион Вечера вопросов и ответов Родительские вечера Родительские чтения Родительский тренинг Педагогическая беседа Семейная гостиная Клубы для родителей Дни добрых дел День открытых дверей Неделя открытых дверей Ознакомительные дни Эпизодические посещения Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры Педагогический совет с участием родителей
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования.
Консультация для педагогов...
«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)
«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)...
Реализация ФГОС: "Построение партнерских отношений между семьей и образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования"
«Лэпбук - как один из видов нетрадиционных форм работы с родителями»."Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования
Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...
Конспект образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «от Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему «Роботы будущего» в подготовительной группе
Цель:Формировать навык видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части...