Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования
методическая разработка ( группа) на тему

Неплюева Надежда Александровна

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования .

Направления и формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Информационно-аналитические формы.

Информационно-аналитические формы.

Познавательные формы.

Досуговые формы.

Письменные формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_prezitatsii.docx27.75 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx149.62 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №92 Калининского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Неплюева Надежда Александровна 

2015 год

Слайд 2

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования ведется в следующих направлениях.

Слайд 3

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей.

  • Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи;
  • беседы (администрация, педагоги, специалисты);
  • наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;
  • анкетирование;
  • проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

Информирование родителей.

  • Рекламные буклеты;
  • журнал для родителей;
  • визитная карточка учреждения;
  • информационные стенды;
  • выставки детских работ;
  • личные беседы;
  • общение по телефону;
  • индивидуальные записки;
  • родительские собрания;
  • родительский клуб;
  • сайт организации, передача информации по электронной почте и телефону;
  • объявления; фотогазеты; памятки.

Консультирование родителей.

Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное)

Просвещение и обучение родителей.

Семинары-практикумы, мастер- классы:

  • по запросу родителей;
  • по выявленной проблеме (направленность — педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право);
  • приглашение специалистов;
  • сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет;
  • творческие задания;
  • тренинги;
  • семинары;
  • подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении

Совместная деятельность детского сада и семьи.

  • Попечительский совет;
  • родительский комитет;
  • дни открытых дверей;
  • организация совместных праздников;
  • совместная проектная деятельность;
  • Выставки совместного семейного творчества
  • семейные фотоколлажи;
  • субботники;
  • экскурсии;
  • походы;
  • досуги с активным вовлечением родителей

Слайд 4

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Информационно-аналитические формы.

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье воспитанника. Об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребёнку, о запросах, об интересах и потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального и личностно - ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательные формы.

Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

Досуговые формы.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Письменные формы.

Еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, письменные отчеты о развитии ребенка.

Наглядно – информационные.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.

Слайд 5

Информационно-аналитические формы.

Анкетирование.

Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Опрос.

Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально - психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Интервью и беседа.

Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).

 Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

Слайд 6

Познавательные формы.

Практикум.

Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Лекция.

Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Дискуссия.

Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление.

Круглый стол

Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.

Симпозиум.

Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы.

Дебаты.

Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон.

Педагогический совет с участием родителей.

Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей.

Педагогическая лаборатория.

Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях.

Родительская конференция.

Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.

Общее родительское собрание.

Главной целью, собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей.

Типовые родительские собрания.

Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Аукцион.

Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме.

Вечера вопросов и ответов.

Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Родительские вечера.

Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Родительские чтения.

Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительский тренинг.

Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Педагогическая беседа.

Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Семейная гостиная.

Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско - родительские отношения; помогают по – новому раскрыть внутренний мир детей, -улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми

Клубы для родителей.

Предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Дни добрых дел.

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании "предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

День открытых дверей.

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию.

Неделя открытых дверей.

Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности.

Ознакомительные дни.

Для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение.

Эпизодические посещения.

Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.

Иследовательско- проектные ролевые имитационные и деловые игры.

В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Слайд 7

Досуговые формы

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).

Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Совместные походы и экскурсии.

Укрепляют детско-родительские отношения

Слайд 8

Письменные формы

Еженедельные записки.

Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Письменные отчеты о развитии ребенка.

Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов.

Слайд 9

Наглядно - информационные

Информационно – ознакомительные.

Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты.

Информационно – просветительские.

Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №92 Калининского района города Санкт-Петербурга Воспитатель Неплюева Надежда Александровна 2015г. Система взаимодействия с семьей

Слайд 2

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования

Слайд 3

Направления взаимодействия Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей Информирование родителей Консультирование родителей Просвещение и обучение родителей Совместная деятельность детского сада и семьи

Слайд 4

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Слайд 6

Познавательные формы Практикум Лекция Дискуссия Круглый стол Симпозиум Дебаты Педагогическая лаборатория Родительская конференция Общее родительское собрание Групповые родительские собрания Аукцион Вечера вопросов и ответов Родительские вечера Родительские чтения Родительский тренинг Педагогическая беседа Семейная гостиная Клубы для родителей Дни добрых дел День открытых дверей Неделя открытых дверей Ознакомительные дни Эпизодические посещения Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры Педагогический совет с участием родителей

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"   (ФГОС   ДО)...

Реализация ФГОС: "Построение партнерских отношений между семьей и образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования"

«Лэпбук - как один из видов нетрадиционных форм работы с родителями»."Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...