Программа кружка "Лабиринты знаний"
материал (старшая группа) по теме

Тагирова Расия Алиякбаровна

             

  Программа кружка "Лабиринты знаний" для детей старшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progamma_labirinty_znaniy_2015.docx332.76 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание

Страница

1.

Содержание

1

2.

Паспорт программы

2-3

3.

Пояснительная записка

4

3.1

Цель и задачи программы

5

3.2

Планируемые результаты

5-6

3.3

Объем образовательной нагрузки

7

4.

Содержание программы «Лабиринт знаний» для детей 5 – 6 лет

7-8

5.

Содержание программы «Лабиринт знаний» для детей 6 – 7 лет

9-11

6.

Организационно – педагогические условия

10

6.1

Учебный план

11

6.2

Расписание занятий

11

6.3

Программно – методическое обеспечение

12

6.4

Материально-техническое обеспечение

12-13

7.

Мониторинг

14

8.

Список литературы

14

2. Паспорт программы

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная программа  познавательно-речевой направленности

«Лабиринт знаний»

Основания для разработки Программы

  • Закон «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  • Устав МАДОУ ДС №15 «Солнышко»
  •  СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников.М.,1999
  • Приказ «Об организации кружковой работы в МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко», №13 от 30.09 2014 года.

Заказчики Программы

   МАДОУ города Нижневартовска ДС № 15 « Солнышко», родители (законные представители)

Разработчик Программы

   Воспитатель: Тагирова Р.А.

Цель Программы

  • развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Лабиринт знаний».

Задачи Программы

  • Закрепление знаний и умений детей по   разделу  «Математика»  в рамках Программы «Детство».
  • Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
  • Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
  • Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Планируемые результаты

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности    простых действий.
  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  • формулировать  отрицание по аналогии;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • находить  похожее  у разных предметов;
  • переносить свойства одного предмета на другие.

Система организации контроля за исполнением Программы  

Заведующий МАДОУ ДС №15«Солнышко» Ольга Евгеньевна Проконина  

Зам. зав. по ВМР МАДОУ ДС №15 «Солнышко»  Оксана Сергеевна Тарасенко


3. Пояснительная записка

 

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу  ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить    ребенка  к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач  формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

Но если навыки работы с конкретными прикладными программами можно приобрести и  в старшей школе, то опоздание с развитием логического мышления - это опоздание навсегда. Понятно, что для логического мышления компьютеры использовать не обязательно, достаточно тщательно подобранной серии игр и задач.

 Проанализировав   работу воспитателей образовательного учреждения по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришли к выводу, что регламентированной деятельности недостаточно для высокого уровня развития детей. Поэтому мы решили организовать познавательный кружок для развития логического мышления детей  «Лабиринт знаний».

В середине и конце года проводятся развлечения и КВН с детьми, посещающими и  не посещающими кружок.

Курс рассчитан на два года обучения. Занятия с детьми начинаются с 5-6 лет (1 год обучения), 6-7 лет (2 год обучения)

Тематика занятий для детей двух возрастов остается неизменной, однако в подготовительной группе в курс вводятся занятия из пособия Горячева А.В., Ключа Н. В. «Все по полочкам»

Срок реализации программы два года, который включает 34 занятия в год, 1 раз в неделю по 25-30 минут  в течение учебного года.


                                                                                                           3.1 Цели и задачи

Цель: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Лабиринт знаний».

          Задачи:  

        Закрепление знаний и умений детей по   разделу  «Математика»  в рамках Программы «Детство».           Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

         Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

3.2 Планируемые результаты:

В результате проведения занятий  дети будут уметь:

-выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

- сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- называть главную функцию (назначение) предметов;

- расставлять события в правильной последовательности;

- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

-находить ошибки в неправильной последовательности    простых действий.

-приводить примеры истинных и ложных высказываний;

-приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

-формулировать  отрицание по аналогии;

-пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

-видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

- проводить аналогию между разными предметами;

-находить  похожее  у разных предметов;

-научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.

- переносить свойства одного предмета на другие.

Диагностика детей проводится 3 раза в год по программе «Детство». Уровень знаний детей, посещающих кружок, предполагается быть выше в следующих разделах:

 - математика,

-  психическое развитие (внимание, мышление,   память.


3.3 Объём образовательной нагрузки

Сроки реализации рабочей программы – 2 года.

Программа рассчитана на одно занятие в неделю в групповой форме обучения, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 7 человек.

  1. Содержание программы для детей 5 – 6 лет

Тема занятия

Цель занятия

                                                      Месяц

«Волшебный круг»

«Пифагор»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления;

сентябрь

«Танграм».

Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец.

октябрь

«Волшебный квадрат»

Упражнять детей в сравнивании треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

ноябрь

  «Монгольская игра»

«Листик»

Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

декабрь

 «Колумбово яйцо».

«Сфинкс»

Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

январь

«Вьетнамская игра».

Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме,  Самостоятельно придумывать новые варианты схем.

февраль

Блоки Дьенеша

 «Давайте вместе поиграем»

«Логические кубики»

«Украсим елку бусами»

«Логический поезд»

«Архитекторы»

 Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать.

Усвоение элементарных навыков  алгометрической культуры мышления.

март

Блоки Дьенеша

«Мозаика цифр»

«Выкладываем дорожки»

«Кошки- мышки»

«Я-загадаю,вместе отгадаем».

Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать.

Усвоение элементарных навыков алгометрической культуры мышления.

март

Палочки Кьюзнера

«Выкладываем из палочек».

Выкладываем цифры.

Выкладываем буквы.

Знакомство с принципом окраски палочек - «Цветные семейки»,

с соотношением цвет – длина - число.

Знакомство с цифрами, буквами.

Умение работать со схемой.

апрель

Палочки Кьюзнера

«Для вас, девочки!»

«Для вас, мальчишки.»

Умение самостоятельно выкладывать изображение, пользоваться схемой, создание сюжета, составление рассказа.

апрель

Блоки Дьенеша

 «Лепим нелепицы» (альбом)

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.  

май

Блоки Дьенеша

 «Поиск затонувшего клада» (альбом)

 Тренинг решения примеров. Развитие памяти, внимания, умения работать в коллективе

май

  1. Содержание программы для детей 6 – 7 лет

Тема занятия

Сравнение предметов по свойству

1

Сентябрь 3 неделя

Подготовка к знакомству с отрицанием

1

Сентябрь 4 неделя

Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь»

1

Октябрь 1 неделя

Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей.

1

Октябрь 2 неделя

Подмножества с общим свойством. Часть и целое.

1

Октябрь 3 неделя

Описание последовательности действий.

1

Октябрь 4неделя

Функции (назначения ) предметов. Логическая операция «И».

1

Ноябрь   1 неделя

Элементы кодирования. Симметрия по образцу.

1

Ноябрь   2 неделя

Обобщение по признаку.

1

Ноябрь   3 неделя

Выделение главных свойств предметов.

1

Ноябрь   4 неделя

Разбиение множеств на подмножества  с общими свойством.

1

Декабрь 1 неделя

Повторение тем о свойствах,  обобщении по признакам.

1

Декабрь 2 неделя

Вложенность множеств  предметов  с общими свойствами.

1

Декабрь 3 неделя

Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

1

Декабрь 4 неделя

Подготовка к введению понятия «Алгоритм».

1

Январь 2 неделя

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

Январь 2 неделя

Логическая операция «И».

1

Январь 2 неделя

Упорядочение серии предметов по разным признакам.

1

Февраль 1 неделя

Последовательность событий.

1

Февраль 2 неделя

Расстановки и перестановки.

1

Февраль 3 неделя

Задачи- шутки(на внимание и логические рассуждения)

1

Февраль 4 неделя

Упражнения на развития воображения

1

Март 1 неделя

Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Логические операции

1

Март 2 неделя

Части - целое

1

Март 3 неделя

Сравнивание объектов. Отличия.

1

Март 4 неделя

Объединение множеств, задаваемых свойством.

1

Апрель 1 неделя

Вложенность множеств, характеризуемых свойствами.

1

Апрель 2 неделя

Элементы кодирования

1

Апрель 3 неделя

Простейшие алгоритмы расстановки

1

Апрель 4 неделя

Функции(назначение предметов

1

Май 1 неделя

Отображение множеств

1

Май 1 неделя

Выделение свойств

1

Май 1 неделя

  1. Организационно-педагогические условия

  1. Учебный план

Наименование услуги

Количество часов в неделю,  возрастная группа

Дети 5 - 6 лет

Дети 6 – 7 лет

1

«Лабиринт знаний»

1

1

6.2 Расписание занятий

День недели

Время

Вторник

16.00 – 16.30


6.3. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

 «Лабиринт знаний»

Дополнительная общеобразовательная программа  познавательной направленности «Лабиринт знаний»

  1. Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в 14 кабинете, расположенного на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко».

Кабинет оснащен развивающими играми, методическим комплектом.

Развивающая среда:

  • Блоки Дьенеша
  • Палочки Кьюзнера;
  • Игры на составление плоскостных изображений предметов.
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • Геометрические мозаики и головоломки;
  • Занимательные книги по математике;
  • Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;
  • Простой карандаш; набор  цветных карандашей;
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
  • Набор цветной бумаги;
  • Счетный материал;                                
  • Набор цифр;

     

C:\Users\Расия\Desktop\Поделки из пр.мат. (15 г)\20150917_154610.jpg        D:\фотографии\садик\Новая папка (7)\Новая папка\104NIKON\DSCN2340.JPG             C:\Users\Расия\Desktop\Поделки из пр.мат. (15 г)\20150917_160833.jpg

7.Мониторинг

Мониторинг   проводится 3 раза в год по программе «Детство».

Уровень знаний детей, посещающих кружок, предполагается быть выше в следующих разделах:

 - математика,

-  психическое развитие (внимание, мышление,   память.

8. Список литературы:

 1.  Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999

 2.  Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников.М.,1999

     Горячев А. В. ,  Ключ Н. В. Все по полочкам. Учебник- тетрадь для дошкольников 5-6 лет. «Ювента».

3.  Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990

4.  Петерсон Л.Г. ., Кочемасова Е.Е. «Раз - ступенька, два -ступенька…». Методические рекомендации к курсу математики .

5.  Петерсон Л.Г.  ,Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька,два- ступенька…»учебник – тетрадь для детей 5-6 лет.

6.  Петерсон Л. Г  ,Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах» математика для детей 5-7 лет.

7.  Программа «Детство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "От знания к умению"

Пояснительная записка При модернизации дошкольной образовательной системы, переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения квалификации кадров, так как именно от эт...

Авторская программа "Зернышки знания". Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет. Автор: Ломова Елена Анатольевна , соавторы: Родичева Галина Владимировна, Лошина Ираида Валентиновна.

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэт...

Авторская программа "ЗЕРНЫШКИ ЗНАНИЯ"

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению....

Игровая программа «День знаний» для детей старшей группы

Автор: Н. М. Шунина Ведущая. Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече! Учиться спешит самый разный народ. По Родине нашей День знаний идёт. Ведущая 2. Красный де...

Авторская программа "Ростки знаний" Обучение грамоте в детском саду для детей 6-7 лет.

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура....

Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...