Программа кружка "Лабиринты знаний"
материал (старшая группа) по теме
Программа кружка "Лабиринты знаний" для детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_labirinty_znaniy_2015.docx | 332.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№ | Содержание | Страница |
1. | Содержание | 1 |
2. | Паспорт программы | 2-3 |
3. | Пояснительная записка | 4 |
3.1 | Цель и задачи программы | 5 |
3.2 | Планируемые результаты | 5-6 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 7 |
4. | Содержание программы «Лабиринт знаний» для детей 5 – 6 лет | 7-8 |
5. | Содержание программы «Лабиринт знаний» для детей 6 – 7 лет | 9-11 |
6. | Организационно – педагогические условия | 10 |
6.1 | Учебный план | 11 |
6.2 | Расписание занятий | 11 |
6.3 | Программно – методическое обеспечение | 12 |
6.4 | Материально-техническое обеспечение | 12-13 |
7. | Мониторинг | 14 |
8. | Список литературы | 14 |
2. Паспорт программы
Наименование Программы | Дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности «Лабиринт знаний» |
Основания для разработки Программы |
|
Заказчики Программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС № 15 « Солнышко», родители (законные представители) |
Разработчик Программы | Воспитатель: Тагирова Р.А. |
Цель Программы |
|
Задачи Программы |
|
Планируемые результаты |
|
Система организации контроля за исполнением Программы | Заведующий МАДОУ ДС №15«Солнышко» Ольга Евгеньевна Проконина Зам. зав. по ВМР МАДОУ ДС №15 «Солнышко» Оксана Сергеевна Тарасенко |
3. Пояснительная записка
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Но если навыки работы с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием логического мышления - это опоздание навсегда. Понятно, что для логического мышления компьютеры использовать не обязательно, достаточно тщательно подобранной серии игр и задач.
Проанализировав работу воспитателей образовательного учреждения по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришли к выводу, что регламентированной деятельности недостаточно для высокого уровня развития детей. Поэтому мы решили организовать познавательный кружок для развития логического мышления детей «Лабиринт знаний».
В середине и конце года проводятся развлечения и КВН с детьми, посещающими и не посещающими кружок.
Курс рассчитан на два года обучения. Занятия с детьми начинаются с 5-6 лет (1 год обучения), 6-7 лет (2 год обучения)
Тематика занятий для детей двух возрастов остается неизменной, однако в подготовительной группе в курс вводятся занятия из пособия Горячева А.В., Ключа Н. В. «Все по полочкам»
Срок реализации программы два года, который включает 34 занятия в год, 1 раз в неделю по 25-30 минут в течение учебного года.
3.1 Цели и задачи
Цель: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Лабиринт знаний».
Задачи:
Закрепление знаний и умений детей по разделу «Математика» в рамках Программы «Детство». Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
3.2 Планируемые результаты:
В результате проведения занятий дети будут уметь:
-выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
-находить ошибки в неправильной последовательности простых действий.
-приводить примеры истинных и ложных высказываний;
-приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
-формулировать отрицание по аналогии;
-пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
-видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
- проводить аналогию между разными предметами;
-находить похожее у разных предметов;
-научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.
- переносить свойства одного предмета на другие.
Диагностика детей проводится 3 раза в год по программе «Детство». Уровень знаний детей, посещающих кружок, предполагается быть выше в следующих разделах:
- математика,
- психическое развитие (внимание, мышление, память.
3.3 Объём образовательной нагрузки
Сроки реализации рабочей программы – 2 года.
Программа рассчитана на одно занятие в неделю в групповой форме обучения, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 7 человек.
- Содержание программы для детей 5 – 6 лет
№ | Тема занятия | Цель занятия | Месяц | |
«Волшебный круг» «Пифагор» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления; | сентябрь | ||
«Танграм». | Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. | октябрь | ||
«Волшебный квадрат» | Упражнять детей в сравнивании треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников. | ноябрь | ||
«Монгольская игра» «Листик» | Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления. | декабрь | ||
«Колумбово яйцо». «Сфинкс» | Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления. | январь | ||
«Вьетнамская игра». | Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, Самостоятельно придумывать новые варианты схем. | февраль | ||
Блоки Дьенеша «Давайте вместе поиграем» «Логические кубики» «Украсим елку бусами» «Логический поезд» «Архитекторы» | Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать. Усвоение элементарных навыков алгометрической культуры мышления. | март | ||
Блоки Дьенеша «Мозаика цифр» «Выкладываем дорожки» «Кошки- мышки» «Я-загадаю,вместе отгадаем». | Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать. Усвоение элементарных навыков алгометрической культуры мышления. | март | ||
Палочки Кьюзнера «Выкладываем из палочек». Выкладываем цифры. Выкладываем буквы. | Знакомство с принципом окраски палочек - «Цветные семейки», с соотношением цвет – длина - число. Знакомство с цифрами, буквами. Умение работать со схемой. | апрель | ||
Палочки Кьюзнера «Для вас, девочки!» «Для вас, мальчишки.» | Умение самостоятельно выкладывать изображение, пользоваться схемой, создание сюжета, составление рассказа. | апрель | ||
Блоки Дьенеша «Лепим нелепицы» (альбом) | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. | май | ||
Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада» (альбом) | Тренинг решения примеров. Развитие памяти, внимания, умения работать в коллективе | май |
- Содержание программы для детей 6 – 7 лет
№ | Тема занятия | |||||||||
Сравнение предметов по свойству | 1 | Сентябрь 3 неделя | ||||||||
Подготовка к знакомству с отрицанием | 1 | Сентябрь 4 неделя | ||||||||
Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь» | 1 | Октябрь 1 неделя | ||||||||
Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей. | 1 | Октябрь 2 неделя | ||||||||
Подмножества с общим свойством. Часть и целое. | 1 | Октябрь 3 неделя | ||||||||
Описание последовательности действий. | 1 | Октябрь 4неделя | ||||||||
Функции (назначения ) предметов. Логическая операция «И». | 1 | Ноябрь 1 неделя | ||||||||
Элементы кодирования. Симметрия по образцу. | 1 | Ноябрь 2 неделя | ||||||||
Обобщение по признаку. | 1 | Ноябрь 3 неделя | ||||||||
Выделение главных свойств предметов. | 1 | Ноябрь 4 неделя | ||||||||
Разбиение множеств на подмножества с общими свойством. | 1 | Декабрь 1 неделя | ||||||||
Повторение тем о свойствах, обобщении по признакам. | 1 | Декабрь 2 неделя | ||||||||
Вложенность множеств предметов с общими свойствами. | 1 | Декабрь 3 неделя | ||||||||
Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков. | 1 | Декабрь 4 неделя | ||||||||
Подготовка к введению понятия «Алгоритм». | 1 | Январь 2 неделя | ||||||||
Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 | Январь 2 неделя | ||||||||
Логическая операция «И». | 1 | Январь 2 неделя | ||||||||
Упорядочение серии предметов по разным признакам. | 1 | Февраль 1 неделя | ||||||||
Последовательность событий. | 1 | Февраль 2 неделя | ||||||||
Расстановки и перестановки. | 1 | Февраль 3 неделя | ||||||||
Задачи- шутки(на внимание и логические рассуждения) | 1 | Февраль 4 неделя | ||||||||
Упражнения на развития воображения | 1 | Март 1 неделя | ||||||||
Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Логические операции | 1 | Март 2 неделя | ||||||||
Части - целое | 1 | Март 3 неделя | ||||||||
Сравнивание объектов. Отличия. | 1 | Март 4 неделя | ||||||||
Объединение множеств, задаваемых свойством. | 1 | Апрель 1 неделя | ||||||||
Вложенность множеств, характеризуемых свойствами. | 1 | Апрель 2 неделя | ||||||||
Элементы кодирования | 1 | Апрель 3 неделя | ||||||||
Простейшие алгоритмы расстановки | 1 | Апрель 4 неделя | ||||||||
Функции(назначение предметов | 1 | Май 1 неделя | ||||||||
Отображение множеств | 1 | Май 1 неделя | ||||||||
Выделение свойств | 1 | Май 1 неделя |
- Организационно-педагогические условия
- Учебный план
№ | Наименование услуги | Количество часов в неделю, возрастная группа | |
Дети 5 - 6 лет | Дети 6 – 7 лет | ||
1 | «Лабиринт знаний» | 1 | 1 |
6.2 Расписание занятий
День недели | Время |
Вторник | 16.00 – 16.30 |
6.3. Программно-методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
«Лабиринт знаний» | Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Лабиринт знаний» |
- Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в 14 кабинете, расположенного на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко».
Кабинет оснащен развивающими играми, методическим комплектом.
Развивающая среда:
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кьюзнера;
- Игры на составление плоскостных изображений предметов.
- Обучающие настольно-печатные игры по математике;
- Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- Геометрические мозаики и головоломки;
- Занимательные книги по математике;
- Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- Простой карандаш; набор цветных карандашей;
- Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
- Набор цветной бумаги;
- Счетный материал;
- Набор цифр;
7.Мониторинг
Мониторинг проводится 3 раза в год по программе «Детство».
Уровень знаний детей, посещающих кружок, предполагается быть выше в следующих разделах:
- математика,
- психическое развитие (внимание, мышление, память.
8. Список литературы:
1. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
2. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников.М.,1999
Горячев А. В. , Ключ Н. В. Все по полочкам. Учебник- тетрадь для дошкольников 5-6 лет. «Ювента».
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
4. Петерсон Л.Г. ., Кочемасова Е.Е. «Раз - ступенька, два -ступенька…». Методические рекомендации к курсу математики .
5. Петерсон Л.Г. ,Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька,два- ступенька…»учебник – тетрадь для детей 5-6 лет.
6. Петерсон Л. Г ,Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах» математика для детей 5-7 лет.
7. Программа «Детство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "От знания к умению"
Пояснительная записка При модернизации дошкольной образовательной системы, переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения квалификации кадров, так как именно от эт...
Авторская программа "Зернышки знания". Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет. Автор: Ломова Елена Анатольевна , соавторы: Родичева Галина Владимировна, Лошина Ираида Валентиновна.
Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэт...
Авторская программа "ЗЕРНЫШКИ ЗНАНИЯ"
Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению....
Игровая программа «День знаний» для детей старшей группы
Автор: Н. М. Шунина Ведущая. Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече! Учиться спешит самый разный народ. По Родине нашей День знаний идёт. Ведущая 2. Красный де...
Авторская программа "Ростки знаний" Обучение грамоте в детском саду для детей 6-7 лет.
Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура....
сценарий праздничной программы ко Дню Знаний "В поисках сокровищ страны Знаний"
сценарий развлекательной программы к 1 сентября...
Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...