Авторская программа "Ростки знаний" Обучение грамоте в детском саду для детей 6-7 лет.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_rostki_znaniy.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа "Ростки знаний".
Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэтому в нашей программе используются различные виды деятельности, обеспечивающие развитие у детей фонематического слуха, мелкой моторики, четкого звукопроизношения и развития правильной речи. На занятиях присутствует единая сюжетная линия. В гости к детям приходят волшебные персонажи, они предлагают выполнить детям задания, которые включают в себя: загадки, скороговорки, потешки, упражнения на внимание.
В процессе занятия происходит развитие познавательных психических процессов:
Памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений. Простота и доступность позволяют с интересом усваивать материал. Материал систематизирован и представлен в определенной последовательности.
В 6 - 7 лет у детей преобладает наглядно - действенное мышление, но сохраняется и наглядно-образное, поэтому широко используются сюжетные и предметные картинки, фишки, карточки, дидактический материал, звуковые часы, звуковая линейка. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Так как образование у нас носит вербальный характер, то успешное обучение ребенка зависит от уровня его речевого развития. От сюда следует, что самым важным является развить речь у детей и научить их связно высказаться и обосновывать свои суждения.
Количество проведения занятий: 4 - 5 занятий в месяц.
Цель программы: обучение дошкольников грамоте и чтению.
Задачи программы:
- Привить интерес к знаниям, опираясь на интересный и в то же время содержательный материал;
- Развить мышление ребенка, его умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образовательные и творческие способности (фантазию, воображение);
- Дать необходимые знания по предмету;
- Развить фонематический слух;
- Уметь делить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слышать звучание слова, выделять отдельные звуки, находить данный звук в слове, ставить ударения;
- Различать гласные и согласные звуки;
- Составлять схему слов и предложений;
- Обучать детей чтению;
- Развивать мелкую моторику;
Предполагаемые результаты.
К концу года дети должны уметь:
- Составлять из слов предложения;
- Придумывать предложения с заданным словом;
- Составлять схему данного предложения;
- Уметь делить слова на слоги, придумывать новые слова с заданным слогом;
- Выделять ударный слог и правильно ставить ударение;
- Слышать звучащее слово, выделять отдельные звуки;
- Различать гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки, самостоятельно проводить анализ слов. Давать характеристику звукам. Составлять схему слова, используя графическое изображение;
- Уметь читать;
Перспективный план проведения занятий на учебный год.
(сентябрь - май)
Занятие № 1
Понятие слов "длинное, короткое".
Цель: познакомить детей с многообразием слов, с простейшим моделированием. Слово можно нарисовать в виде прямоугольника. Объяснить детям значение термина "Слово". Знакомить детей с протяжностью слов (длинные и короткие). Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Занятие № 2
Понятие слов "живое, неживое".
Цель: познакомить со словами - предметами, которые отвечают на вопрос "что?". Продолжать знакомиться с моделированием слов - "слово" обозначается в виде прямоугольника. Учить делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.
Занятие №3
Понятие слова "действие".
Цель: дать детям понять, что слова действия отвечают на вопрос " что делает?". Продолжать знакомить с разнообразием слов . Развивать навык в различии близком по звучанию слов (громкие, тихие, звонкие).
Занятие №4
Знакомство с понятием "предложение", начало и конец предложения, схема предложения.
Занятие№ 5
Понятие "предложения", начало и конец предложения, схема предложения.
Занятие №6
Знакомство с разнообразием слов.
Цель: учить делить слова не слоги. Дать понятие "слог", сказать, что слова состоят из частей, которые называются " слоги", используя схему слова. Учить подбирать слова к схеме.
Занятие № 7
Понятие звук, гласный звук "А", буква "А". Уметь читать слоги, выделять их в словах, учить читать слоги с буквой "А".
Занятие № 8
Понятие звука "У-А".
Цель: учить детей различать звуки "У-А". Формировать навыки словоизменения.
Учить дифференциации звуков "У-А" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.
Занятие №9
Звук и буква "И".
Цель: дать понятие о механизме образования звука "И". Учить детей выделять звук "И" из состава слогов, слов и предложений.
Занятие №10
Звуки "П-Пь". Буква "П".
Цель: дать понятие о механизме образования звука "П-Пь". Работать над развитием фонематического слуха.
Занятие № 11
Звуки "К-Кь" и буква "К".
Цель: научить детей давать характеристику звуков "К-Кь". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы.
Занятие №12
Звуки "Т-Ть" и буква "Т".
Цель: научить детей давать характеристику звуков "Т-Ть". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы. Закрепить умение делить предложения на слова.
Занятие №13
Звуки "Х-Хь" и буква "Х".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Х-Хь". Дифференцировать звуки "Х-Хь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.
Занятие 14
Звук и буква "Ы".
Цель: учить детей давать характеристику звука "Ы". Автоматизировать звук "Ы" в слогах, словах и предложениях. Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов.
Задание 15
Звук и буква "О".
Цель: учить детей давать характеристику звука "О" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "О" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.
Занятие № 16
Гласные звуки "А-У-И-Ы-О".
Цель: закрепить понятие " Гласный звук", формировать у детей умение различать гласные звуки. Развивать у детей звуковой анализ слов.
Занятие №17
Звуки "М-Мь" и буква "М".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "М-Мь". Дифференцировать звуки "М-Мь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.
Занятие №18
Звуки "Н-Нь" и буква "Н".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Н-Нь". Дифференцировать звуки "Н-Нь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.
Занятие №19
Звуки "Б-Бь" и буква "Б".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Б-Бь". Дифференцировать звуки "Б-Бь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.
Занятие № 20
Звуки "С-Сь" и буква "С".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "С-Сь". Дифференцировать звуки "С-Сь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "С-Сь".
Занятие № 21
Звуки "З-Зь" и буква "З".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "З-Зь". Дифференцировать звуки "З-Зь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "З-Зь".
Занятие № 22
Звук "С-З","Сь-Зь".
Цель: учить давать характеристику звуков "Сь-Зь","С-З" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Сь-Зь","С-З" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.
Занятие №23
Звуки "В-Вь" и буква "В".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "В-Вь". Дифференцировать звуки "В-Вь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "В-Вь".
Занятие № 24
Звуки "Д-Дь" и буква "Д".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Д-Дь". Дифференцировать звуки "Д-Дь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Д-Дь".
Занятие №25
Звук "Т-Д","Ть-Дь".
Цель: учить давать характеристику звуков "Ть-Дь","Т-Д" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Ть-Дь","Т-Д" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.
Занятие № 26
Звуки "Г-Гь" и буква "Г".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Г-Гь". Дифференцировать звуки "Г-Гь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Г-Гь".
Занятие № 27
Звук "Г-К","Гь-Кь".
Цель: учить давать характеристику звуков "Гь-Кь","Г-К" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Гь-Кь","Г-К" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.
Задание № 28
Звук и буква "Э"
Цель: учить детей давать характеристику звука "Э" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Э" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.
Задание №29
Звук и буква "Й"
Цель: учить детей давать характеристику звука "Й" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Й" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.
Задание №30
Звук и буква "Е"
Цель: учить детей давать характеристику звука "Е" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Е" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.
Задание № 31
Звук и буква "Я"
Цель: учить детей давать характеристику звука "Я" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Я" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.
Занятие №32
Звуки "Ш-Шь" и буква "Ш".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ш-Шь". Дифференцировать звуки "Ш-Шь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ш-Шь".
Занятие № 33
Звуки "Ж-Жь" и буква "Ж".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ж-Жь". Дифференцировать звуки "Ж-Жь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ж-Жь".
Занятие №34
Звуки "Л-Ль" и буква "Л".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Л-Ль". Дифференцировать звуки "Л-Ль" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Л-Ль".
Занятие № 35
Звуки "Ц-Ць" и буква "Ц".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ц-Ць". Дифференцировать звуки "Ц-Ць" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ц-Ць".
Задание№ 36
Звук и буква "Ю"
Цель: учить детей давать характеристику звука "Ю" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Ю" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.
Занятие №37
Звуки "Р-Рь" и буква "Р".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Р-Рь". Дифференцировать звуки "Р-Рь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Р-Рь".
Занятие №38
Звуки "Ч-Чь" и буква "Ч".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ч-Чь". Дифференцировать звуки "Ч-Чь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ч-Чь".
Занятие №39
Звуки "Ф-Фь" и буква "Ф".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ф-Фь". Дифференцировать звуки "Ф-Фь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ф-Фь".
Занятие № 40
Звуки "Щ-Щь" и буква "Щ".
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Щ-Щь". Дифференцировать звуки "Щ-Щь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Щ-Щь".
Занятие № 41
Мягкие и твердые согласные.
Цель: закрепить у детей понятие "твердые-мягкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.
Занятие № 42
Глухие и звонкие согласные.
Цель: Закрепить у детей понятие "глухие и звонкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Зернышки знания". Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет. Автор: Ломова Елена Анатольевна , соавторы: Родичева Галина Владимировна, Лошина Ираида Валентиновна.
Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэт...
Обучение детей грамоте в детском саду.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, та...
Авторская программа «Ребёнок и книга в детском саду» (для детей 5-6 лет)
Цель: привить интерес и любовь к книге, чтению.Задачи:ü развивать творческие способности детей, воображение;ü развивать познавательный интерес;ü развивать интерес к книжной графике;ü развивать р...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....
Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...
Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР
Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР...
Авторский сценарий развлечения ко Дню защиты детей в детском саду для детей всех групп на улице «Здравствуй, лето»
http://www.1urok.ru/categories/25Сценарий развлечения предназначен для дошкольников 3-7 лет. Песни, игры и танцы исполняются в сопровождении минусовых фонограмм....